ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а-35/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 30 июля 2020 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Середы Людмилы Ивановны,
при секретаре Малыгиной А.И.,
с участием:
административного истца – Акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» (далее – АО «Газпром газораспределение Саранск», Общество), его представителей Кручинкиной Е.П., Макаровой А.В.,
административного ответчика – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия),
административного ответчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Ионова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Газпром газораспределение Саранск» к Госкомимуществу Республики Мордовия и ФГБУ «ФКП Росреестра» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
АО «Газпром газораспределение Саранск» обратилось в суд с указанным административным иском к Госкомимуществу Республики Мордовия и ФГБУ «ФКП Росреестра», указав в обоснование, что использует на праве аренды земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2007 г. № 612, составила 27 088 453 руб. 62 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости 5216,34 руб./кв. м., что соответствует 7-му виду разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», с чем Общество не согласилось.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 года установлен факт соответствия удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости данного земельного участка 9-му виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», утвержденному по состоянию на 1 января 2007 г.
Утвержденная Приказом Госкомимущества Республики Мордовия №42 от 27 ноября 2014 г. (далее – Приказ № 42, результаты применяются с 1 января 2015г.) кадастровая стоимость данного земельного участка составила 21 738 261 руб. 51 коп. с 17-м видом разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии».
Общество считает, что для кадастровой оценки земельного участка, утвержденной Приказом № 42, должен быть применен 9-й вид разрешенного использования, при этом кадастровая стоимость земельного участка составит 3 773 493 руб. 45 коп., в связи с чем Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, решением которой Обществу отказано.
Изменение вида разрешенного использования отразится на размере арендной платы, уплачиваемой Обществом.
Основной вид деятельности Общества – транспортирование газа по трубопроводам, здания, расположенные на земельном участке, используются для производственных нужд.
Уточнив административные исковые требования, административный истец просит:
- признать недостоверными сведения о 17-м виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№> «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии», используемые при определении его кадастровой стоимости, используемые при определении его кадастровой стоимости, утвержденные Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42, на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2012 г.;
- установить соответствие земельного участка с кадастровым номером <№> 9-му виду разрешенного использования (земельные участка, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2012 г.;
- изменить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> для 17-м виде разрешенного использования с «4186,07 руб.», использованный для определения его кадастровой стоимости на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 9-го вида разрешенного использования «726,65 руб.» и кадастровую стоимость с «21 738 261,51 руб.» на «3 773 493,45 руб.» по состоянию на дату проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42, - на 1 января 2012 г.;
- обязать ФБУ «ФКП» по Республике Мордовия внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№> на 9-ый вид разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> на «726,65 руб.» и кадастровой стоимости на «3 773 493,45 руб.» с даты проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42;
обязать Госкомимущество Республики Мордовия внести изменения в строку № 311469 приложения №1 к Приказу от 27.11.2014 № 42 «Об отверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия» относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> с «4186,07 руб.» на «726,65 руб.» и кадастровой стоимости с «21 738 261,51 руб.» на «3 773 493,45 руб.» с даты вынесения приказа;
обязать Госкомимущество Республики Мордовия внести изменения в строку № 311469 приложения №1 к Приказу от 27.11.2014 № 42 «Об отверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия» относительно названия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№> с 17-го вида разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии» на 9-ый вид разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» с даты вынесения приказа.
Административным ответчиком - ФГБУ «ФКП Росреестра» представлен отзыв на административное исковое заявление с просьбой об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что в настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о спорном земельном участке как ранее учтенном, кадастровая стоимость земельного участка определена исполнителем работ ООО «Фингрупп» в ходе выполнения работ по Государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42 в размере 21 738 261 руб. 51 коп. На основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. в ЕГОН были внесены соответствующие изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, а именно, удельный показатель кадастровой стоимости в размере 853 руб. 81 коп., кадастровая стоимость в размере 4 433 835 руб. 33 коп. по состоянию на 1 января 2014 г., дата применения кадастровой стоимости – 1 января 2014 г. Номер оценочной группы не относится ни к основным, ни к дополнительным характеристикам земельного участка, в связи с чем внести в ЕГРН сведения об отнесении земельного участка к 9-ой оценочной группе невозможно. Данная характеристика не использовалась филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия при формировании перечня объектов, содержащихся в ЕГРН и необходимых для государственной кадастровой оценки в 2014 году.
В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск - Ионов С.А. также просит об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывает на то, в решении Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. делается ссылка на Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2007 г. № 612 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Мордовия», которое отменено.
От административных исковых требований к Госкомимуществу Республики Мордовия внести изменения в Приказ от 27 ноября 2014 г. № 42 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия» административный истец отказался.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 г. производство в указанной части административных исковых требований АО «Газпром газораспределение Саранск» к Госкомимуществу Республики Мордовия прекращено ввиду отказа от иска.
В судебном заседании представители административного истца – АО «Газпром газораспределение Саранск» Кручинкина Е.П. и Макарова А.В. административный иск поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск - Ионов С.А. относительно административного иска возразил по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее участвующий в судебном заседании его представитель Шаляева А.Н. просила оставить административные требования без удовлетворения.
Представители административных ответчиков – Госкомимущества Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие, ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от 15 ноября 2005 г. Администрация городского округа Саранск передала ОАО «Мордовгаз» в аренду земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 5193 кв.м., с видом разрешенного использования: для эксплуатации административного здания, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>.
К настоящему времени ОАО «Мордовгаз» переименовано в АО «Газпром газораспределение Саранск», которое является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка – «для эксплуатации административного здания» (т.1, л.д.116).
Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014г. №42 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Республики Мордовия.
Согласно строке №38043 приложения 1 к настоящему приказу земельный участок имеет 17-ый вид разрешённого использования, удельный показатель кадастровой стоимости участка составляет «4186,07 руб./кв. м» и кадастровая стоимость участка определена в размере 21 738 261 руб. 51 коп.
Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, утверждённые настоящим приказом, применяются с 1 января 2015 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 мая 2020 г. кадастровая стоимость земельного участка в размере 21 738 261 руб. 51 коп. определена по состоянию на 1 января 2012 г., сведения о кадастровой стоимости участка внесены в государственный кадастр недвижимости 1 января 2015 г. (т.1, л.д. 113).
23 июля 2019 г. Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в целях приведения ее в соответствие с указанным решением арбитражного суда.
Уведомлением <№> от 26 июля 2019 г. председателя Комиссии в принятии к рассмотрению данного заявления Общества отказано.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 8 октября 2019 г., вступившим в законную силу 4 февраля 2020 г., действия Комиссии признаны незаконными.
Решением Комиссии от 18 марта 2020 г. в удовлетворении заявления Общества отказано по тем основаниям, что номер оценочной группы не относится ни к основным, ни к дополнительным характеристикам земельного участка, в связи с чем внести в ЕГРН сведения об отнесении земельного участка к 9-ой оценочной группе невозможно; данная характеристика не используется при формировании перечня объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки и содержащихся в ЕГРН.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», соблюдён.
Согласно положениям настоящей статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, использование которого является платным, затрагивают права и обязанности административного истца АО «Газпром газораспределение Саранск» как арендатора земельного участка и указанное юридическое лицо вправе оспорить эти результаты в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2015 г., то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, истек 1 января 2020 г.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая, что с 1 января 2015 г. в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№>, административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в июле 2019 года, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно абзацу второму части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункту 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Заявленные административным истцом требования являются фактически требованиями о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями о земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. №316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, которые согласно пункту 1.2 позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе видов разрешённого использования, перечисленных в настоящем пункте.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Согласно пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке к 9-му виду разрешённого использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно пункту 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке к 17-му виду разрешённого использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Поскольку и пункт 1.2.9, и пункт 1.2.17 содержат такой вид разрешённого использования, как «для размещения административных зданий», отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом фактически осуществляемого вида деятельности владельцем участка.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ административный истец осуществляет деятельность по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (код 49.50.21) и распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям (код 35.22). Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 28/пр «Об утверждении собирательных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства вид деятельности с кодом 35.22. отнесен к отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство».
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Устава АО «Газпром газораспределение Саранск» создано в целях надежного и безаварийного газоснабжения потребителей, его основными вилами деятельности являются: транспортировка газа по трубопроводам, техническое обслуживание, аварийно-диспетчерское обеспечение и эксплуатация газораспределительных систем (техническое обслуживание и ремонт газовых сетей и сооружений на них, газового обслуживания котельных и др.), газификация, то есть строительство объектов газоснабжения населенных пунктов, предприятий и организаций и т.д., пуск газа, врезки в действующие газопроводы, строительство станций катодной защиты, наладка автоматики котельных и т.д.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером <№> расположены следующие здания административного истца: административно-производственное здание, административное здание, котельная, гараж, две автостоянки боксового типа (т.2, л.д. 111-193).
При этом данные объекты составляют единую инфраструктуру Общества, входят в состав единого производственного комплекса и участвуют в общем хозяйственном цикле.
В данном комплексе размещаются службы, обеспечивающие деятельность по осуществлению процессов транспортировки газа, комплекс используется Обществом для производственных нужд, связанных с обеспечением процессов транспортировки газа по трубопроводам, что установлено решением Арбитражного суда Республики Мордовия №А39-3578/2014 от 22 декабря 2014 г. (т.1, л.д.17-20).
Административно-производственное здание, котельная, гараж, автостоянки боксового типа административными зданиями и объектами образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии не являются. Данных о том, что АО «Газпром газораспределение Саранск» занимается образованием, наукой, здравоохранением и социальным обеспечением, физической культурой и спортом, культурой, искусством, религией и эксплуатацией офисных зданий, не имеется. Поэтому земельный участок с кадастровым номером <№> к 17-му виду разрешённого использования земельных участков отнесен быть не может.
При таких обстоятельствах сведения о 17-ом виде разрешённого использования участка, использованные при определении его кадастровой стоимости, недостоверны и при проведении государственной кадастровой оценки допущено искажение данных об участке, которое повлияло на его оценку.
По видам своей деятельности АО «Газпром газораспределение Саранск» в перечень предприятий согласно классификации предприятий по 5 классам опасности, предусмотренной СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», не входит.
Согласно статье 10 Правил землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 6 мая 2016 г. № 516, основные виды разрешенного использования – коммунальное обслуживание, предоставление коммунальных услуг, зона многоквартирных жилых домов застройкой 5 и выше этажей предусматривают размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, обеспечивающих, в том числе, поставку газа.
Поскольку земельный участок фактически используется Обществом для производственных нужд и нужд потребителей, связанных с обеспечением процессов транспортировки газа по трубопроводам, с учетом его расположения в вышеуказанной зоне, этот участок следует отнести к числу участков, имеющих 9-ый вид разрешённого использования, - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства.
Оснований для отнесения участка к числу участков, имеющих другое предназначение и другой вид разрешённого использования, не усматривается.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на заинтересованном лице, если оно возражает против удовлетворения заявления.
Административными ответчиками не представлено доказательств того, что осуществляемая Обществом на указанном земельном участке деятельность не позволяет отнести его к 9 виду разрешенного использования.
На предыдущую дату определения кадастровой стоимости - 1 января 2007г. на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия №А39-3578/2014 от 22 декабря 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка была определена в соответствии с 9-ым видом разрешенного использования согласно постановлению Правительства Республики Мордовия № 612 от 29 декабря 2007 г., который является аналогичным пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. №39. Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 и 16 апреля 2015 г. филиала «ФГБУ ФКП по Республике Мордовия» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. составила 4 433 835,33 руб. в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Мордовия №А39-3578/2014 от 22 декабря 2014 г. С указанного периода земельный участок и здания на нем не претерпели изменений по настоящее время. Данные обстоятельства участниками не оспорены.
В связи с недостоверностью сведений о виде разрешённого использования земельного участка, использованных при определении его кадастровой стоимости, результаты определения кадастровой стоимости участка могут быть пересмотрены, при этом изменение сведений о земельном участке подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости на основании решения суда.
Возражения других участников процесса относительно пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклоняются как несоответствующие обстоятельствам дела.
Земельный участок находится в кадастровом квартале <№>
Согласно строке №339 приложения 2 к приказу Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. №42 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале <№> с 9-м видом разрешённого использования составляет «726,65 руб./кв. м».
Соответственно, должен быть изменён удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 17-го вида разрешённого использования «4186,07 руб./кв. м», использованный при определении его кадастровой стоимости, на удельный показатель кадастровой стоимости участка для 9-го вида разрешённого использования «726,65 руб./кв. м», и должна быть изменена кадастровая стоимость земельного участка с 21 738 261 руб. 51 коп. на 3 773 493 руб. 45 коп. (5193 х 726,65).
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 1 января 2015 г., административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 23 июля 2019 г.
На основании части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», о чем должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28).
Учитывая данные разъяснения, надлежащим ответчиком является Госкомимущество Республики Мордовия, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки, и ФГБУ «ФКП Росреестра», хотя и не имеющий отношения к утверждению кадастровой оценки и не совершивший действий, породивших данный спор, но на который суд, с целью восстановления нарушенного права административного истца, возлагает обязанность по внесению изменений сведений о кадастровой стоимости на земельный участок в государственный кадастр недвижимости.
В случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28).
Административный истец АО «Газпром газораспределение Саранск», в пользу которого должно состояться решение суда, при подаче административного искового заявления уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понесенные расходы на оплату государственной пошлины на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат присуждению с административного ответчика Госкомимущества Республики Мордовия, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки и являющегося согласно пункту 12 Положения о Госкомимуществе Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. №7, юридическим лицом.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административные исковые требования Акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 5193 кв. м, категория земель «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования «для эксплуатации административного здания», расположенного по адресу: <адрес>, в связи с недостоверностью сведений о 17-м виде разрешённого использования участка, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Изменить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 17-го вида разрешённого использования «4186,07 руб./кв. м», использованный при определении его кадастровой стоимости, на удельный показатель кадастровой стоимости участка для 9-го вида разрешённого использования «726,65 руб./кв. м» и кадастровую стоимость земельного участка с «21 738 261 руб. 51 коп.» на «3 773 493 руб. 45 коп.» по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42, - на 1 января 2012 г.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Датой подачи заявления акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, считать 23 июля 2019 г.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости на основании решения суда соответствующие изменения сведений о земельном участке.
В удовлетворении административного иска акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Взыскать с Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия в пользу акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» 2000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Мотивированное решение составлено 4 августа 2020 г.