ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-20/2010 от 13.10.2010 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

                                         Дело <номер обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснодар                                 13 октября 2010 г.

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего - Лободенко К.В.,

при секретаре – Котовой В.А.,

с участием прокурора – Браилко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма «Танаис» о признании (в части) недействующим Закона Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1887-КЗ) «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков»,

УСТАНОВИЛ :

ООО Фирма «Танаис» обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании противоречащими Конституции РФ, Федеральному закону от 07.03.2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и недействующими пунктов 2, 3 статьи 7 Закона Краснодарского края от 25 июля 2007 года № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков», в редакции Закона Краснодарского края от 29.12.2009 № 1887-КЗ.

В обоснование своих требований заявитель указал, что ООО Фирма «Танаис» является предприятием, организующим производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживания потребителей на месте реализации (кафе). Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края ООО Фирма «Танаис» выдана лицензия на розничную продажу спиртных напитков в полном ассортименте.

25 августа 2009 г. ведущим специалистом Муниципального учреждения «Градостроительная инспекция г. Краснодара» составлен акт обследования земельного участка, которым установлено, что кафе ООО Фирма «Танаис» находится на расстоянии 27 метров от входа в специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва <номер обезличен>, находящуюся в <адрес обезличен>.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения и.о. прокурора Западного административного округа г. Краснодара в Ленинский районный суд г. Краснодара к ООО Фирма «Танаис» с заявлением о признании неправомерными действий по продаже пива в непосредственной близости от детско-юношеской спортивной школы и о запрете данной деятельности.

Статьей 7 Закона Краснодарского края от 25 июля 2007 года № 1290-КЗ установлено, что органы местного самоуправления в Краснодарском крае определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива, напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований с учетом того, что указанные места общественного питания не могут быть расположены ближе чем на расстоянии 100 метров (по прямой линии) от ближайшего входа (выхода) на объект, а если объект имеет огражденную территорию - от ближайшего входа (выхода) на нее до ближайшего входа (выхода) в помещение, в котором располагается организация (обособленное подразделение организации), осуществляющая розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Заявитель считает, что оспариваемыми нормами краевого Закона введены дополнительные ограничения по розничной продаже и потреблению пива и напитков, изготавливаемых на его основе, которые выходят за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законом, ограничивают права ООО Фирма «Танаис», как субъекта предпринимательской деятельности.

В процессе судебного разбирательства представитель ООО Фирма «Танаис» изменил ранее заявленные требования и просил суд признать недействующими со дня принятия пункты 2, 3 статьи 7 Закона Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1887-КЗ) «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков», согласно которым при определении мест общественного питания органы местного самоуправления должны учитывать удаленность мест общественного питания от детских, образовательных и медицинских организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (далее - организации), а также наличие у организаций обособленных территорий. Удаленность мест общественного питания от входа (выхода) организаций должна определяться расстоянием не менее 100 метров по прямой линии с учетом местных условий, а также целей настоящего Закона.

В судебном заседании представитель ООО Фирма «Танаис» Левин Е.А. поддержал измененные требования и просил их удовлетворить, ссылаясь на указанные обстоятельства.

Представитель Законодательного Собрания Краснодарского края Загудаева Е.Ю. просила суд отказать в удовлетворении измененных требований ООО Фирма «Танаис». Считает, что Федеральным законом субъектам РФ предоставлено право на установление Порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа пива, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на их основе, помимо мест, указанные в статье 2 Федерального закона.

Кроме того, в установленном Законом Краснодарского края № 1290-КЗ порядке учтены ограничения, определенные статьей 2 и частью 1 статьи 3 Федерального закона, как того требует данный закон, и установлены критерии по определению мест общественного питания.

Представитель Администрации Краснодарского края Печеник А.В. считает, что требования ООО Фирма «Танаис» не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего краевого и федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора Браилко Н.В., полагавшей, что оспариваемый Закон Краснодарского края принят в пределах полномочий законодательного органа государственной власти Краснодарского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, и не противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, исследовав представленные доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Краснодарского края от 25.07.2007 №1290-КЗ (действующая редакция от 09.06.2010 г.) "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков" был принят Законодательным Собранием Краснодарского края 11.07.2007 г.

Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован в издании "Кубанские новости" № 125 от 09 августа 2007 года.

Оспариваемая норма Закона в редакции Закона Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1887-КЗ была опубликована в издании "Кубанские новости" №225 от 30 декабря 2009 года и вступила в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

На главу администрации (губернатора) Краснодарского края и органы исполнительной власти Краснодарского края возложена обязанность, в трехмесячный срок привести нормативные правовые акты в соответствие с данным законом.

Статья 7 Закона Краснодарского края от 25.07.2007 N 1290-КЗ в редакции, действовавшей на момент обращения ООО «Фирма «Танаис» в суд, устанавливала, что органы местного самоуправления в Краснодарском крае определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива, напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований с учетом того, что указанные места общественного питания не могут быть расположены ближе чем на расстоянии 100 метров (по прямой линии) от ближайшего входа (выхода) на объект, а если объект имеет огражденную территорию - от ближайшего входа (выхода) на нее до ближайшего входа (выхода) в помещение, в котором располагается организация (обособленное подразделение организации), осуществляющая розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Законом Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1887-КЗ, статья 7 данного закона была изменена и изложена в следующей редакции:

«Порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - места общественного питания), определяются органами местного самоуправления в Краснодарском крае с учетом требований, установленных Федеральным законом "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и настоящим порядком.

При определении мест общественного питания органы местного самоуправления должны учитывать удаленность мест общественного питания от детских, образовательных и медицинских организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (далее - организации), а также наличие у организаций обособленных территорий.

Удаленность мест общественного питания от входа (выхода) организаций должна определяться расстоянием не менее 100 метров по прямой линии с учетом местных условий, а также целей настоящего Закона».

Регулирование правоотношений по организации торговли, в том числе розничной продаже отдельных видов товаров, включающее в себя установление запретов и иных ограничений, относится к сфере гражданско-правового регулирования, являющегося в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом ведения Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", согласно его преамбуле, устанавливаются ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних.

Указанным Федеральным законом разграничены полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере установления ограничений розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Пункты 1 - 3 статьи 2 и часть 1 статьи 3 Федерального закона определяют места, где не допускается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в том числе в местах общественного питания, а несовершеннолетним – в любых общественных местах.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» органам местного самоуправления, с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, устанавливаемом субъектом РФ, предоставлено право определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

К компетенции субъектов Российской Федерации данным Федеральным законом отнесено установление порядка определения мест общественного питания, определяемых органами местного самоуправления, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В рамках реализации указанного положения Федерального закона статьей 7 Закона Краснодарского края № 1290-КЗ (в измененной редакции от 29.12.2009 г.) предусмотрен порядок определения мест общественного питания.

Данный порядок, установленный статьей 7 Закона, содержит критерии, с учетом которых органами местного самоуправления определяется перечень мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В статье 3 Федерального закона от 07.03.2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» нет указаний о запрете розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на расстоянии не менее 100 метров от детских, образовательных и медицинских организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Вместе с тем, законодатель, с учетом целей настоящего закона, установленных в преамбуле, – защита нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних, предоставил право определения порядка критериев ограничения реализации и потребления указанных напитков, субъектам Российской Федерации, в рассматриваемом случае – Краснодарскому краю.

ООО Фирма «Танаис» со ссылкой на ч. 2 ст. 3 Федерального закона указывает, что установление таких мест общественного питания должно производиться с учетом положений данного Федерального закона. Иных полномочий субъекту Российской Федерации не предоставлено.

Однако норма Федерального закона заявителем изложена неверно (искажена), в связи с чем, меняется ее смысл. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона "органы местного самоуправления с учетом положений настоящего Федерального закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания…, на территориях соответствующих муниципальных образований".

Согласно позиции заявителя, субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, только в пределах статьи 2 и части 1 статьи 3 Федерального закона, то есть только в местах, определенных данными нормами.

Вместе с тем, статьей 2 и частью 1 статьи 3 Федерального закона уже установлены запреты на розничную продажу пива и напитков и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на их основе, в том числе в местах общественного питания, расположенных в этих организациях.

Тем самым, если исходить из позиции ООО Фирма «Танаис», субъект Российской Федерации - Краснодарский край, утрачивает право, предоставленное частью 2 статьи 3 Федерального закона, устанавливать порядок, которым органы местного самоуправления определяют места общественного питания, где запрещена розничная продажа пива, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на их основе.

Данное толкование оспариваемой нормы ООО Фирма «Танаис» является неверным, поскольку положение о введении ограничения розничной продажи пива и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на их основе, в местах общественного питания, только в перечисленных в статье 2 Федерального закона видах объектов, влечет невозможность правового регулирования при определении мест общественного питания органами местного самоуправления, что прямо предусмотрено статьей 3 Федерального закона, и ограничивает правомочия субъекта РФ в этой части.

В установленном Законом Краснодарского края № 1290-КЗ порядке учтены ограничения, определенные статьей 2 и частью 1 статьи 3 Федерального закона, и установлены критерии по определению мест общественного питания. Данные критерии не могут рассматриваться как дополнительные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.

Сравнительный правовой анализ исследуемых норм позволяет суду сделать вывод о том, что Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" субъектам РФ предоставлено право на установление порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа пива, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на их основе, помимо мест, установленных статьей 2 Федерального закона.

ООО Фирма «Танаис» является предприятием, организующим производство, реализацию продукции общественного питания. Вместе с тем, в кафе, принадлежащем обществу, осуществляется продажа, в том числе в розлив, и распитие пива, в непосредственной близости (27 метров) от входа в специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва, что явно противоречит целям настоящего Федерального закона, установленных в преамбуле, – защита нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних.

Аналогичные правовые положения были изложены в Определении Верховного Суда РФ от 31.03.2010 г. № 18-Г10-4 при рассмотрении гражданского дела по заявлению ООО «Зои» о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных нормативных положений рассматриваемого Закона Краснодарского края № 1290-КЗ. Данным Определением отказано в удовлетворении кассационной жалобы на решение Краснодарского краевого суда от 26.11.2009 г., признавшего не противоречащим федеральному законодательству положения статьи 6 указанного Закона Краснодарского края, которым определяется прилегающая территория путем измерения кратчайшего расстояния по прямой линии от ближайшего входа (выхода) на объект, а если объект имеет огражденную территорию - от ближайшего входа (выхода) на нее, до ближайшего входа (выхода) в помещение, в котором располагается организация (обособленное подразделение организации), осуществляющая розничную продажу алкогольной продукции. Указанное кратчайшее расстояние должно быть не менее 100 метров.

Правовая позиция законодателя федерального уровня по данному вопросу также нашла отражение и в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в пункте 6 части 1 которого установлено, что реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Оценив исследованные доказательства в совокупности, проанализировав вышеназванный федеральный закон, а также оспариваемый краевой закон в его развитии, в части внесения изменений Законом Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1887-КЗ, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, не вводит дополнительных ограничений по розничной продаже и потреблению пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и не противоречит Федеральному закону от 07.03.2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198, 253 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ООО Фирма «Танаис» в удовлетворении заявления о признании недействующими со дня принятия пунктов 2, 3 статьи 7 Закона Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков», в редакции Закона Краснодарского края от 29.12.2009 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                        К.В. Лободенко