Дело №3-20 /2012г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2012 года.Мурманский областной суд в составе:Председательствующего, судьи Пырч Н.В. при секретаре Уховой Н.Г.
с участием прокурора Прокуратуры Мурманской области
Тарасовой А.А.
с участием заявителя Пимина В.А. и его представителя по доверенности Миклашевич Е.А., представителя Избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Коваль Е.А., координатора Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Хацевича Р.В. и представителя МРО ПП ЛДПР по доверенности Королевой Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске
Гражданское дело по заявлению Пимина В.А. о нарушении избирательных прав.
Установил:
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от _ _ 2011 года № * «О передаче мандатов Мурманской областной Думы пятого созыва кандидатам в депутаты, включенным в областные списки кандидатов избирательных объединений» в связи с отказом от получения депутатского мандата зарегистрированного кандидата в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва, включенного в общеобластную часть областного списка кандидатов избирательного объединения - Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Ж. В.В., представлением коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения решения о предложении Избирательной комиссии Мурманской области другого зарегистрированного кандидата, взамен отказавшегося от получения депутатского мандата был передан освободившийся мандат зарегистрированному кандидату в депутаты, включенному в областной список кандидатов избирательного объединения Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) Нефедову М.Л..
Пимин В.А. обратился в Мурманский областной суд в порядке главы 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании вышеуказанного постановления незаконным и восстановлении нарушенных избирательных прав по передаче мандата депутата Мурманской областной Думы пятого созыва Пимину В.А..
В обоснование заявленных требований указал, что Нефедов М.Л. незаконно признан избранным депутатом Мурманской областной Думы пятого созыва, поскольку Координационный Совет Мурманского регионального отделения политической партии ЛДПР на своем заседании _ _ 2011 года не выдвигал его кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы для замещения вакантного депутатского мандата. На данном заседании _ _ 2011 года была предложена кандидатура Пимина В.А. и такие данные были представлены в Избирательную комиссию Мурманской области. Впоследствии выяснив, что в Избирательную комиссию области для замещения вакантного депутатского мандата была представлена кандидатура Нефедова М.Л., обратился с соответствующим заявлением в суд.
Считал, что нарушены его избирательные права быть избранным в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва как зарегистрированного кандидата в депутаты от политической партии ЛДПР.
Просил суд признать незаконным постановление Избирательной комиссии Мурманской области от _ _ 2011 года № *, восстановив избирательные права путем передачи мандата депутата Мурманской областной Думы пятого созыва Пимину В.А.
В судебном заседании заявитель Пимин В.А. и его представитель Миклашевич Е.А. заявленные требования поддержали, указав на нарушение избирательных прав принятым _ _ 2011 года постановлением Избирательной комиссии области по передаче освободившегося мандата депутата Мурманской областной Думы от политической партии ЛДПР Нефедову М.Л. Считали, что оспариваемое постановление подлежит отмене и освободившийся депутатский мандат должен быть передан Пимину В.А.
Представитель Избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Коваль Е.А. с заявлением не согласилась, указав на законность принятого _ _ 2011 года оспариваемого постановления.
В Избирательную комиссию Мурманской области был представлен протокол действующего коллегиального органа Координационного Совета Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», по которому взамен отказавшегося от получения депутатского мандата Ж. В.В. был передан освободившийся мандат зарегистрированному кандидату в депутаты, включенному в областной список кандидатов избирательного объединения Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР), Нефедову М.Л.
На основании поступившего протокола от полномочного органа политической партии ЛДПР Избирательной комиссией области было принято решение по передаче освободившегося депутатского мандата зарегистрированному кандидату в депутаты, включенному в областной список кандидатов избирательного объединения Нефедову М.Л.. По результатам распределения кандидатов между областными списками кандидатов была произведена регистрация депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва избранных по единому избирательному округу и выданы зарегистрированным депутатам удостоверения об избрании.
Выборы депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва признаны состоявшимися и действительными.
В Избирательную комиссию области других документов, в том числе по выдвижению Пимина В.А. кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва от политической партии ЛДПР для замещения вакантного депутатского мандата, не поступало.
Указала, что нарушений избирательных прав Пимина В.А. не допущено.
Координатор Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России»( далее - Мурманское региональное отделение ПП ЛДПР) Хацевич Р.В. и представитель по доверенности Королева Н.М. с заявлением не согласились, указав на пропуск Пиминым В.А. трехмесячного срока для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, а также на отсутствие нарушений прав заявителя.
_ _ 2011 года Координационный Совет Мурманского регионального отделения политической партии ЛДПР выдвинул кандидатуру Нефедова М.Л., включенного в областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва для замещения вакантного депутатского мандата. Данная кандидатура в соответствии с подпунктом «к» статьи 6.10 Устава политической партии «Либерально-демократическая партия России» была согласована с Высшим Советом политической партии «Либерально-демократическая партия России». Других решений по этому вопросу не принималось.
Кроме того, указал, что по решению Высшего Совета ЛДПР от _ _ 2012 года Пимин В.А. исключен из политической партии «Либерально-демократическая партия России».
В судебном заседании заявитель Пимин В.А. и его представитель Миклашевич Е.А. полагали, что срок для обращения в суд не пропущен, так как вправе оспорить выборы в течение года.
Заинтересованное лицо Нефедов М.Л. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на заявление, не согласившись с заявлением, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя Пимина В.А. и его представителя Миклашевич Е.А., представителя Избирательной комиссии Мурманской области Коваль Е.А., представителей Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Хацевича Р.В. и Королеву Н.М., заслушав заключение прокурора Прокуратуры Мурманской области Тарасову А.А., полагавшей требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив показания свидетелей, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.( часть 2 статьи 32).
В соответствии со статьей 13 Устава Мурманской области от 26.11.1997 законодательную власть в Мурманской области осуществляет Мурманская областная Дума - высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Мурманской области.
На основании части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 Устава Мурманской области Мурманская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Мурманской области.
Мурманская областная Дума избирается в составе 36 депутатов сроком на 5 лет, из которых 18 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 18 депутатов избираются по единому избирательному округу, образуемому на всей территории области.
Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ ( в ред. от 25.07.2011г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
Порядок выборов депутатов Мурманской областной Думы установлен Законом Мурманской области от 22.06.2011 № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы».
Федеральным законодательством предоставлено право законодательным органам субъектов Российской Федерации устанавливать порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами, выдвинутыми по единому избирательному округу по выборам в представительные органы субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Закона Мурманской области от 22.06.2011 № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы»избирательные объединения, допущенные на выборах к распределению депутатских мандатов по единому избирательному округу, и кандидаты, признанные избранными депутатами Мурманской областной Думы по единому избирательному округу, определяются в соответствии со статьей 64 настоящего Закона.
Согласно абзацу 2 пункта 11 статьи 64 названного Закона Мурманской области если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же областного списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в общеобластную часть областного списка кандидатов, или в ту же территориальную группу кандидатов, что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным, за исключением случая предусмотренного абзацем первым пункта 15 настоящей статьи. Если в общеобластной части областного списка кандидатов или соответствующей территориальной группе кандидатов отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими территориальными группами кандидатов того же областного списка кандидатов в соответствии с установленной методикой распределения депутатских мандатов.
В силу пункта 15 статьи 64 Закона Мурманской области от 22.06.2011 № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы» в случае отказа от получения депутатского мандата зарегистрированного кандидата, включенного в общеобластную часть областного списка кандидатов, Избирательная комиссия Мурманской области в течение 48 часов извещает о данном обстоятельстве избирательное объединение, выдвинувшее данный областной список кандидатов. В течение пяти дней со дня такого извещения коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения вправе принять решение о предложении Избирательной комиссии Мурманской области другого зарегистрированного кандидата из того же областного списка кандидатов взамен отказавшегося от получения депутатского мандата зарегистрированного кандидата из общеобластной части областного списка кандидатов и в этот же срок довести указанное решение до сведения Избирательной комиссии Мурманской области. В этом случае Избирательная комиссия Мурманской области передает вакантный депутатский мандат включенному в областной список кандидатов зарегистрированному кандидату, который предложен коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, выдвинувшего данный областной список кандидатов.
Если избирательное объединение не воспользуется правом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, Избирательная комиссия Мурманской области передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же областного списка кандидатов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (при этом действие абзаца первого настоящего пункта не применяется).
Содержания вышеприведенных норм материального права, их системное толкование, позволяет сделать вывод о том, что избирательная комиссия вправе произвести распределение вакантного депутатского мандата при наличии предложения коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения, который самостоятельно определяет кандидатуру для замещения вакантного депутатского мандата в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
Уставом политической партии «Либерально-демократическая партия России»( далее ЛДПР) предусмотрено, что одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе (пункт 2.1. Устава ).
Для достижения уставных целей ЛДПР, в соответствии с действующим законодательством, решает задачи: участвует в работе законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления; участвует в избирательных кампаниях и выдвигает кандидатов в депутаты и на иные выборные должности субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.2. Устава ЛДПР).
Согласно пункту 5.1. Устава ЛДПР руководящими органами Либерально-демократической партии России являются Съезд, Высший Совет и Председатель ЛДПР.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 6.10 Устава Политической партии «Либерально-демократическая партия России» решения Координационного Совета регионального отделения о предложении избирательной комиссии субъекта Российской Федераций кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата законодательного (представительного) органа государственной власти и представительного органа власти местного самоуправления субъекта Российской Федерации (в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае, предусмотренном соответствующим законодательством принимаются по согласованию с Высшим Советом партии.
Исходя из смысла подпункта «к» пункта 6.10. Устава ЛДПР, необходимым условием для принятия Координационным Советом регионального отделения решения о предложении избирательной комиссии кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата, является обязательное согласование такого решения с Высшим Советом ЛДПР.
Под согласованием следует понимать достижение согласия между руководящим органом регионального отделения ЛДПР и Высшим Советом ЛДПР по поводу принятия общего решения о кандидатурах на замещение вакантных депутатских мандатов. Несоблюдение данного требования является нарушением порядка принятия решения, предусмотренного Уставом, что влечёт его недействительность.
Как установлено судом, постановлением Мурманской областной Думы от _ _ 2011 года № * «О назначении даты выборов депутатов Мурманской областной Думы» выборы депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва были назначены на _ _ 2011 года.
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от _ _ 2011 года № * зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Мурманское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»(л.д.54)
В общеобластную часть областного списка кандидатов были включены кандидаты в депутаты: Ж. В.В., Г. Д.Г., Б. В.Г., Нефедов М.Л., Р. А.А. ( л.д. 55)
В состав региональных групп кандидатов был включен от Мурманского регионального отделения политической партии ЛДПР по Североморскому одномандатному округу № * Пимин В.А. (л.д. 57).
_ _ 2011 года состоялись выборы депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва.
В связи с отказом от получения депутатского мандата зарегистрированного кандидата, включенного в общеобластную часть областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва от избирательного объединения Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Ж. В.В., Избирательная комиссия Мурманской области в установленный законом срок известила о данном обстоятельстве избирательное объединение. Об этом свидетельствует соответствующее уведомление от _ _ 2011 года, полученное представителем регионального отделения ПП ЛДПР _ _ 2011 года.
В день получения такого извещения Координационный Совет Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», являясь на момент проведения заседания -_ _ 2011года коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, принял решение о замещении вакантного депутатского мандата.
Из протокола заседания Координационного Совета Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» от _ _ 2011 года следует, что Избирательной комиссии Мурманской области для замещения вакантного депутатского мандата была предложена кандидатура Нефедова М. Л., включенного в областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва, выдвинутый Мурманским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России». ( л.д. 116-117)
В ходе судебного заседания установлено, что Координационный Совет Мурманского регионального отделения политической партии ЛДПР составлял 9 человек. На заседании Координационного Совета _ _ 2011 года присутствовало 6 человек. Такое количество членов Координационного Совета являлось правомочным для принятия соответствующего решения.
Данный факт сторонами не оспаривался. ( л.д. 116-117)
Кандидатура Нефедова М.Л.в соответствии с Уставом ЛДПР была согласована с Высшим советом ЛДПР, что подтверждается выпиской из протокола заседания Высшего Совета ЛДПР от _ _ .2011г. и решением Высшего Совета ЛДПР от _ _ .2011г. ( л.д. 122, 123)
В установленный положениями пункта 15 статьи 64 Закона Мурманской области от 22.06.2011 г. № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы» пятидневный срок, _ _ 2011года протокол заседания Координационного Совета Мурманского регионального отделения ПП ЛДПР от _ _ 2012 г. был представлен в Избирательную комиссию Мурманской области.
На основании поступившего вышеуказанного протокола Избирательная комиссия Мурманской области приняла решение _ _ 2011 года № * о передаче вакантного мандата зарегистрированному кандидату в депутаты, включенному в областной список кандидатов избирательного объединения Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) Нефедову М. Л.
На основании результатов выборов депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва по единому избирательному округу, официального опубликования результатов выборов и постановления о передаче освободившихся мандатов было Избирательной комиссией области принято _ _ 2011 года решение № * о регистрации депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва, избранных по единому избирательному округу в результате распределения мандатов между областными списками кандидатов, по которому от Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» были зарегистрированы: Г. Д.Г., Б. В.Г. и Нефедов М.Л.. ( л.д. 60-61)
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от _ _ 2011 года № * выборы депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва признаны состоявшимися и действительными. В Мурманскую областную Думу избрано *** депутатов: *** – по единому избирательному округу и *** - по одномандатным избирательным округам.
Согласно приложению к данному постановлению избранными депутатами Мурманской областной Думы пятого созыва по единому избирательному округу от Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», получивших три депутатских мандата, стали: Г. Д.Г., Б. В.Г. и Нефедов М.Л. (л.д. 62, 63)
Оценив письменные доказательства по делу в их совокупности и объяснения сторон, суд приходит к выводу, что Избирательной комиссий Мурманской области была соблюдена процедура распределения вакантного депутатского мандата, предусмотренная пунктом 15 статьи 64 Закона Мурманской области от 22.06.2011 г. № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы».
Доводы заявителя Пимина В.А. о том, что Избирательная комиссия Мурманской области должна была руководствоваться решением Координационного Совета МРО ЛДПР от _ _ .2011 о предложении его кандидатуры на замещение вакантного депутатского мандата, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что какого-либо решения Координационного Совета Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» о выдвижении кандидатуры Пимина В.А. для замещения вакантного депутатского мандата не поступало. От Мурманского регионального отделения Политической партии ЛДПР поступило лишь одно предложение о выдвижении кандидатуры Нефедова М.Л. для замещения вакантного депутатского мандата Мурманской областной Думы пятого созыва. Других документов в установленный законом срок в Избирательную комиссию Мурманской области представлено не было.
Высшим Советом ЛДПР не согласовывалось решение Координационного Совета МРО ЛДПР от _ _ .2011 о предложении Избирательной комиссии Мурманской области кандидатуры Пимина В.А. для замещения вакантного мандата депутата Мурманской областной Думы. Соответственно в соответствии с Уставом ЛДПР данная кандидатура не могла и фактически не была предложена Избирательной комиссии области для замещения вакантного депутатского мандата.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Пимин В.А. не представил суду убедительных доказательств опровергающих указанные обстоятельства.
Суд, оценивая в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные заявителем в подтверждение своих доводов о выдвижении кандидатуры Пимина В.А. для замещения вакантного депутатского мандата на заседании Координационного Совета МРО ЛДПР _ _ 2011 года письменные свидетельские показания Д. А.В.и С. И.В, являющихся членами Координационного Совета, не может признать их достаточными доказательствами для установления факта выдвижения Пимина В.А. кандидатом в депутаты областной Думы для замещения вакантного депутатского мандата.
Кроме того, письменные показания С. И.В. не подписаны им, что нельзя их принять в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу.
Допрошенный в судебном заседании свидетель М. Д.П. подтвердил правомочность проведения и принятия решения _ _ 2011 года Координационного Совета Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» по выдвижению кандидата для замещения вакантного депутатского мандата. Однако не мог назвать конкретное лицо, по которому было принято решение о выдвижении для замещения вакантного депутатского мандата.
Суд, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе оценивая представленный протокол от _ _ 2011 года Координационного Совета МРО ЛДПР о выдвижении кандидатуры Нефедова М.Л. от политической партии «Либерально-демократическая партия России» для замещения вакантного депутатского мандата, который признает допустимым, достоверным и достаточным доказательством по делу, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого заявителем постановления Избирательной комиссии Мурманской области и признания его незаконным.
Избирательной комиссий Мурманской области требования действующего законодательства при принятии решения были соблюдены.
Кроме того, нарушений избирательные права Пимина В.А. не допущено.
При таком положении заявленные требования Пимина В.А. не подлежат удовлетворению.
Что касается заявления представителей Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» о пропуске Пиминым В.А. трехмесячного срока давности для обращения в суд с соответствующим заявлением и о применении срока давности, то суд считает, что заинтересованными лицами ошибочно истолкованы нормы материального права.
Согласно пункту 3 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002г. ( в ред. от 25.07.2011г) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 4 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после опубликования результатов выборов заявление о нарушении избирательных прав граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.
Поскольку результаты выборов депутатов Мурманской областной Думы были официально опубликованы в газете « ...» _ _ 2011 года, а в суд с заявлением об оспаривании постановления Пимин В.А. обратился в _ _ 2012 года, то срок давности с заявлением о защите избирательных прав Пиминым В.А. не пропущен.
Руководствуясь статьями 191-197, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Пимина В.А. о признании постановления Избирательной комиссии Мурманской области № * от _ _ 2011 года « О передаче мандатов Мурманской областной Думы пятого созыва кандидатам в депутаты, включенным в областные списки кандидатов избирательных объединений» по передаче мандата депутата Мурманской областной Думы пятого созыва от Мурманского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Нефедову М.Л. незаконным и восстановлении нарушенных избирательных прав по передаче мандата депутата Мурманской областной Думы пятого созыва Пимину В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий, судья: Пырч Н.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 августа 2012 года.
Судья:
СПРАВКА
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2012 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пимина В.А. - без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу 21 ноября 2012 года.
Председательствующий, судья:Пырч Н.В.