ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-20/2013Г от 08.07.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело № 3-20\2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала                   8 июля 2013 года

    Верховный суд Республики Дагестан в составе председательствующего

судьи Верховного суда Республики Дагестан     Шихгереева Х.И.

при секретаре судебного заседания Азизовой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 8 июля 2013 года гражданское дело по заявлению Кадиева Р. А. об оспаривании бездействий Избирательной комиссии Республики Дагестан,

УСТАНОВИЛ:

    Кадиев Р. А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан, выразившегося в том, что она не назначила всеобщие равные и прямые путем тайного голосования выборы высшего должностного лица Республики Дагестан- Президента Республики Дагестан и не объявила о начале избирательной комиссии по выборам Президента Республики Дагестан.

    В обоснование своих требований он указал следующее.

Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан, Указом Президента Российской Федерации 28 января 2013 года Президент Республики Дагестан Магомедов М.М. был досрочно освобожден от занимаемой должности, прекратив его полномочия досрочно, временно исполняющим обязанности Президента Республики Дагестан Указом Президента Российской Федерации № 44 от 28 января 2013 года назначен Абдулатипов Р.Г.

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент прекращения полномочий Президента Республики Дагестан, т.е. на 28 января 2013 года, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 названного Федерального закона Народное Собрание Республики Дагестан своим постановлением должно было, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначить выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Однако, оно такое постановление не приняло и выборы Президента Республики Дагестан не назначило.

Согласно этой же норме Закона в том случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации согласно пункту 8 этой же статьи Федерального закона должны назначаться избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Избирательная комиссия Республики Дагестан выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с соблюдением приведенных сроков должна была назначить и потому, что депутаты Народного Собрания Республики Дагестан были избраны в марте 2011 года, когда действующее тогда законодательство не предусматривали полномочия Народного Собрания Республики Дагестан по назначению выборов высшего должностного лица Республики Дагестан и его избрание депутатами, в связи с чем избиратели, проживающие на территории Республики Дагестан, не могли наделять избираемых по партийным спискам депутатов полномочиями на избрание Президента Республики Дагестан.

Нормы, предусматривающие полномочия Народного Собрания Республики Дагестан на наделение гражданина полномочиями высшего должностного лица Республики Дагестан либо на его избрание депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, приняты после марта 2011 года, они не могут распространяться на правомочия депутатов действующего состава Народного Собрания Республики Дагестан с обратной силой, такими полномочиями могут обладать только депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, которые будут избраны после введения в действие этих норм закона.

Поскольку Народное Собрание Республики Дагестан не выполняет свою обязанность по назначению выборов Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 названного Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия по назначению этих выборов перешло к Избирательной комиссии Республики Дагестан.

Избирательная комиссия Республики Дагестан не выполняет предусмотренные этой нормой закона полномочия, не назначает выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, не объявляет о начале избирательной компании и на день его обращения в суд в нарушение закона бездействует.

Избирательная комиссия Республики Дагестан не признала заявление Кадиева Р.А. и в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении его требований, указывая, что Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ предусматривает две формы наделения гражданина полномочиями высшего должностного лица: путем выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и путем его избрания депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, конкретная форма наделения гражданина полномочиями высшего должностного лица должна устанавливаться конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, законом Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» внесены изменения в Конституцию Республики Дагестан, согласно которым Президент Республики Дагестан- высшее должностное лицо Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, этот закон вступил в действие 11 мая 2013 года, порядок избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан установлен Законом Республики Дагестан от 6 июня 2013 года № 29 «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан», который вступил в силу 17 июня 2013 года, в период после внесения в Конституцию Республики Дагестан Законом Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» изменений, согласно которым Президент Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, до признания утратившим силу закона Республики Дагестан от 5 июля 2012 года № 48 «О выборах Президента Республики Дагестан», согласно которому Президент Республики Дагестан избирается гражданами Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, возникла коллизия нормативных актов, однако, эта коллизия устраняется верховенством Конституции Республики Дагестан над другими законами Республики Дагестан, в связи с чем отпали основания для назначения выборов Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, поэтому, как Народное Собрание Республики Дагестан, так и Избирательная комиссия Республики Дагестан не вправе назначать выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, соответственно, требования Кадиева Р.А. о признании бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан незаконными не подлежат удовлетворению.

Народное Собрание Республики Дагестан в своих возражениях на заявление Кадиева Р.А. также не признало его, просит отказать в удовлетворении требований Кадиева Р.А., указывая, что Федеральным законом от 02 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно этим изменениям законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может установить не только порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но и порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, тем самим федеральный законодатель право выбора формы избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации из указанных двух предоставил субъекту Российской Федерации, пользуясь этими полномочиями, Республика Дагестан своим Законом от 29 апреля 2013 года «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан», вступившим в силу 11 мая 2013 года, выбрала вариант избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, что не противоречит федеральному законодательству, федеральный законодатель не увязывает право избрания Президента Республики Дагестан с определенным созывом Народного Собрания Республики Дагестан, в связи с чем Народное Собрание Республики Дагестан и в действующем составе вправе решить вопрос об избрании Президента Республики Дагестан, в развитие изменений, внесенных в Конституцию Республики Дагестан, принят и Закон Республики Дагестан от 6 июня 2013 года № 29 «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан», который вступил в силу 17 июня 2013 года, эта форма избрания Президента Республики Дагестан определена до начала избирательной компании, поэтому, Президент Республики Дагестан подлежит наделению своими полномочиями в данном порядке, заявление Кадиева Р.А. основано на отождествлении механизма двух форм избрания Президента Республики Дагестан, однако, правовых оснований для такого отождествления не имеется, поэтому, избирательная компания не назначалась и не могла быть назначена, при сложившейся ситуации Президент Республики Дагестан надлежит наделению полномочиями исходя из действующих норм Конституции Республики Дагестан, которые имеют верховенство над другими нормами права, на Избирательную комиссию Республики Дагестан не возложены полномочия по назначению выборов, в ее функции входят полномочия по подготовке и проведению назначенных уполномоченными органами выборов на основе прямого и равного избирательного права путем тайного голосования, она не может подменять органы, уполномоченные на назначение выборов.

В своих возражениях представитель Президента Республики Дагестан также не признал заявление Кадиева Р.А., просит отказать в удовлетворении требований заявителя, указывая, Федеральным законом от 02 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно этим изменениям законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может установить не только порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но и порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, тем самим федеральный законодатель право выбора формы избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предоставил субъекту Российской Федерации, Республика Дагестан своим Законом от 29 апреля 2013 года «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан», вступившим в силу 11 мая 2013 года, выбрала вариант избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, Избирательная комиссия Республики Дагестан не имел полномочия принимать какие-либо действия до начала избирательной компании, основы порядка избрания Президента Республики Дагестан были изменены и установлены до начала избирательной компании, соответственно, избрание Президента Республики Дагестан должно осуществляться в соответствии с этими новыми основами, поэтому, заявление Кадиева Р.А. о бездействии Избирательной компании Республики Дагестан, выразившегося в не назначении выборов Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования, являются беспочвенным, утверждение Кадиева Р.А. об отсутствии у депутатов действующего созыва Народного Собрания Республики Дагестан полномочий на избрание Президента Республики Дагестан, не состоятельны, поскольку реализация депутатами Народного Собрания Республики Дагестан полномочий на избрание высшего должностного лица законодательством не связывается с составом определенного созыва законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поэтому, Президент Республики Дагестан подлежит наделению своими полномочиями в данном порядке, в Республике Дагестан принят Закон от 6 июня 2013 года № 29 «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан», который вступил в силу 17 июня 2013 года, заявление Кадиева Р.А. основано на отождествлении механизма двух форм избрания Президента Республики Дагестан, однако, правовых оснований для такого отождествления и их одновременного применения не имеется, поэтому, избирательная компания не назначалась и не могла быть назначена, при сложившейся ситуации Президент Республики Дагестан надлежит наделению полномочиями исходя из действующих норм Конституции Республики Дагестан, которые имеет верховенство над другими правовыми нормами Республики Дагестан, на Избирательную комиссию Республики Дагестан не возложены полномочия по назначению выборов, она полномочна осуществить подготовку и проведение на основе прямого и равного избирательного права путем тайного голосования выборов, назначенных уполномоченными на назначение таких выборов органами, она не может подменять уполномоченные на назначение выборов органы.

В судебном заседании Кадиев Р.А. поддержал свое заявление, указывая, что суть его жалобы по обжалованию бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан сводится к тому, чтобы понудить этот орган назначить выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего прямого и равного избирательного права граждан путем тайного голосования, в связи с тем, что 28 января 2013 года Президент Российской Федерации принял отставку президента Республики Дагестан Магомедова М.М., а в соответствии с действующим на тот момент законодательством и действующим сейчас законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» глава субъекта избирается всенародно, 28 января 2013 года издан и второй Указ Президента Российской Федерации в отношении ВРИО Президента Республики Дагестан, в котором указано, что он действует до вступления в свои полномочия избранного Президента Республики Дагестан. При этих обстоятельствах и в силу этой нормы Федерального закона речь не может идти об избрании Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, к этому времени речь могла идти только о всеобщих выборах, сразу по уходу Президента Республики Дагестан в отставку 28 января 2013 года начали свое действие положения статьи 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», которыми определены сроки ближайших выборов и из которых четко устанавливается, что Президент Республики Дагестан избирается всенародно.

Он также указал на то, что суть доводов его жалобы заключается также в том, что на момент прекращения полномочий Президента Республики Дагестан отсутствовал закон, предусматривающий проведение выборов Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, и легальное нормативное подтверждение права депутатов Народного Собрания Республики Дагестан на избирание ими в этом году Президента Республики Дагестан, после того, как 28 января 2013 года Президент Республики Дагестан Магомедов М.М. ушел в отставку, в соответствии с действующим законодательством должны были быть назначены и проведены всеобщие выборы, потому, что другого закона о выборах Президента Республики Дагестан не имелось.

Он также заявил, что третий блок доводов его жалобы состоит в том, что даже если теоретически представить, что допустимо избрание Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 30 от 2 апреля 2013 года и законом Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22, то эта возможность не может реализоваться и по этому закону невозможно назначить избрание Президента Республики Дагестан вообще, так как эти нормы не действует на территории Республики Дагестан, потому что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации кандидатуры на должность Президента Республики Дагестан Президентом Российской Федерации должны вноситься в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 50 дней с момента прекращения этих полномочий, а эти сроки пропущены, то есть, если кто-то попытается исполнить этот закон и выполнить действия, предусмотренные этими законами, в пределах этого срока, начиная с 28 января 2013 года, это невозможно, поскольку после 28 января 2013 года истекло больше 50 дней, а кандидатуры на должность Президента Республики Дагестан Президентом Российской Федерации в Народное Собрание не внесены, а сделать это задним числом не допустимо и не получиться. Кроме того, законом № 30-ФЗ от 2 апреля 2013 года в закон «О политических партиях» внесены изменения, согласно которым политические партии должны в 30-дневный срок с момента досрочного прекращения полномочий главы субъекта представить Президенту Российской Федерации предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, эти сроки также пропущены и политическими партиями такие предложения Президенту Российской Федерации также не представлены.

Поэтому, Избирательная комиссия Республики Дагестан обязана была назначить выбора в соответствии с действующим законодательством на момент досрочного прекращения полномочий Президента Республики Дагестан.

Сроки назначения выборов Президента Республики Дагестан Избирательной комиссией Республики Дагестан установлен действовавшим на момент отставки Президента Республики Дагестан Магомедова М.М. законом о всеобщих выборах и слово «избрание» толкуется только в соответствии с этим законом. Избирательная комиссия Республики Дагестан, которая со своим порядком в начале года, когда предполагаются выборы, разрабатывает соответствующий план всеобщих выборов, должна была в соответствии с этим планом принять нормативные акты, инструкции относительно проведения выборов, проверить готовность избирательных комиссий к проведению выборов, решить вопрос о заказе бюллетеней и тому подобное. Поскольку на момент прекращения полномочий Президента Республики Дагестан действовал только Закон о всеобщих выборах и в момент, когда уже прекращены полномочия, действует закон, который обязывает провести всеобщие выборы, другого закона не было и нет до сих пор, Избирательная комиссия Республики Дагестан, принимая во внимание то, что другие органы не приняли решение о назначении выборов Президента Республики Дагестан, должна была назначить выборы, однако, она этого не сделала.

Если теоретически попытаться применить закон о выборах Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, возникает проблема, связанная с пропуском сроков, предусмотренных законом для этих случаев. Поэтому, этот закон в данном случае не применим.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы субъекта Российской Федерации, если этот глав субъекта избирается парламентом, в течение 50 дней с момента прекращения полномочий Президентом Российской Федерации вносятся 3 кандидатуры на пост главы субъекта, а в соответствии с Законом «О политических партиях» в течение 30 дней такие предложения вносятся Президенту Российской Федерации, то есть до того как Президент внесет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации свои предложения, каждая политическая партия должна внести по 3 кандидатуры Президенту Российской Федерации, а этого не сделано, сроки пропущены, а выборы не назначены, а Избирательная комиссия Республики Дагестан бездействует.

Ошибка заключается в том, что в изначальной неправильной оценке сроков назначения выборов и голосования. Закон о парламентском способе избрания не распространяется на всеобщие выборы, проводимых ежегодно 8 сентября. Депутаты думали, что Президент Российской Федерации назначит любой день выборов и голосования и можно будет спокойно внести указанные предложения. Этот вопрос обсуждался и на сессии Народного Собрания Республики Дагестан 18 апреля 2013 года. Закон о всеобщих выборах и Закон об общих принципах организации системы исполнительных органов власти начали действовать в отношении Республики Дагестан в момент, когда Магомедов М.М. подписал заявление и вышел Указ Президента Российской Федерации о принятии его заявления к рассмотрению, сроки избирательной компании для выборов Президента Республики Дагестан начали исчисляться с января месяца. А технически срок, то есть начало избирательной компании, изготовление бюллетеней Избирательная комиссия должны были начаться за 100 дней.

Избирательная комиссия должна была принять решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позже за 90 дней до дня голосования, потому что у них эта обязанность возникла в момент, когда Указом Президента Российской Федерации принята отставка Магомедова М.М. федеральный закон действовал. И самое главное – у депутатов Народного Собрания Республики Дагестан просто нет полномочий на избрание Президента Республики Дагестан. Избирательная комиссия не выполнила техническую обязанность назначения выборов.

К Избирательной комиссии Республики Дагестан полномочия по назначению выборов перешли с момента отставки Президента Магомедова М.М. Они уже с этого времени должны готовить документы. Решение о назначении выборов они должны были вынести за 100 дней, но обязанность подготовить это решение у них возникла в момент отставки Президента.

Он не признает, что Законом Республики Дагестан о внесении поправок к Конституции Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 конкретизирована одна из форм избрания Президента Республики Дагестан, решение суда в отношении этого закона не вступило в законную силу.

Представители Избирательной комиссии Республики Дагестан Алимагомедов К.Г. и Абдулхаликов С.К. в судебном заседании заявление Кадиева Р.А. не признали, поддержали письменные возражения Избирательной комиссии и пояснили, что Избирательной комиссии Республики Дагестан полномочия объявления о начале избирательной кампании не принадлежат. Такая обязанность Избирательной комиссии Республики Дагестан, в том числе и как техническая, ни федеральным законом, ни законами Республики Дагестан, которые регулируют правоотношения по назначению выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, не предусмотрено и на Избирательную комиссию Республики Дагестан не возложена. Даже если предположить, что должны были состояться всенародные выборы Президента Республики Дагестан, то есть его избрание гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Дагестан, при тайном голосовании, то эти выборы в соответствии с законом Республики Дагестан «О выборах Президента Республики Дагестан», который на сегодняшний день признан утратившим силу, не ранее чем за 100 дней до дня голосования и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, должны были быть назначены Народным Собранием Республики Дагестан, то есть это обязанность Народного Собрания Республики Дагестан. Только лишь в том случае, если Народное Собрание Республики Дагестан не выполнило бы своей обязанности по назначению выборов Президента Республики Дагестан, Избирательная комиссия Республики Дагестан не позднее чем за 80 дней до дня голосования должна была назначить выборы Президента Республики Дагестан, но на сегодняшний день законодательством не предусмотрены такие выборы. Утверждение заявителя о календарном плане, принимаемом Избирательной комиссией Республики Дагестан в начале года, не соответствует действительности, никаких календарных планов по выборам Избирательной комиссии Республики Дагестан не принимается. Календарный план выборов принимается только с момента объявления соответствующей избирательной кампании. До объявления уполномоченным органом избирательной кампании какие-либо календарные планы не принимаются и не составляются.

Если бы выборы были всенародными, то они были бы проведены в единый день голосования, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко определен единый день голосования, то есть если раньше выборы проводились два раза в год, то на сегодняшний день в соответствии с внесенными изменениями действует один единый день голосования - второе воскресенье сентября.

Если Избирательная комиссия Республики Дагестан не выполнить обязанности по назначению выборов, выборы назначает суд по заявлению избирателей, прокурора и других лиц, которые указаны в ГПК РФ.

Избирательная комиссия является правоприменительным органом. На сегодняшний день Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» в редакции от 02 апреля 2013 года предусмотрены две формы избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: либо гражданами Российской Федерации, проживающими на территории соответствующего субъекта, либо депутатами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Как предусмотрено в указанном законе, конкретная форма избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должна быть определена конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации. В конституцию Республики Дагестан 29 апреля 2013 года были внесены изменения, которые вступили в силу 11 мая 2013 года, в соответствии с этими изменениями Президент Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан. Законом Республики Дагестан «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан» определен порядок и процедура избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан. С момента вступления в силу изменений в Конституцию Республики Дагестан, в соответствии с которыми Президент Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, у Народного Собрания Республики Дагестан, и тем более у Избирательной комиссии Республики Дагестан основания для назначения выборов Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании не имелись.

Закон «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» от 29 апреля 2013 года не содержит какие-нибудь временные ограничения, ограничения его действия во времени и этому закону не придана обратная сила, поэтому, он действует сразу по его введении в действие, 28 января 2013 года, когда был издан указ Президента Российской Федерации о принятии отставки Президента Республики Дагестан, действовала прямая форма всенародного избрания, однако, в настоящее время Президент Республики Дагестан подлежит избранию в соответствии с той формой, которая указана в Конституции Республики Дагестан. Указы Президента Российской Федерации от 28 января 2013 о прекращении полномочий Президента Республики Дагестан и о наделении временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан никаких правовых последствий для Избирательной комиссии Республики Дагестан не должны были влечь и не повлекли, они не являлись для Избирательной комиссии Республики Дагестан основанием для начала избирательной компании.

Представитель Народного Собрания Республики Дагестан Ибрагимов О.И. в судебном заседании заявление Кадиева Р.А. не признал, представил суду письменные возражения на это заявление, поддержал эти возражения, просил отказать в удовлетворении этого заявления и пояснил, что в соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан от 06 июня 2013 года «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан». Статьей 5 данного Закона признан утратившим силу Закон Республики Дагестан от 5 июля 2012 года «О выборах Президента Республики Дагестан», в связи с чем в соответствии Президент Республики Дагестан не может быть избран в порядке, предусмотренном этим законом.

Довод заявителя о бездействии Избирательной комиссии Республики Дагестан ошибочно основывается на отождествлении механизма избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при обеих вышеуказанных формах.

Между тем никаких правовых предпосылок для такого отождествления ни в федеральном законодательстве, ни в Конституции и законодательстве Республики Дагестан не содержатся.

Поэтому избирательная кампания по выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не назначалась и не могла быть назначена, так как в Республике реализовались правоотношения, связанные с досрочным прекращением полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и назначением временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Поэтому, увязывание указанных правоотношений с правоотношениями, связанными с избирательной кампанией по выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, проводимым в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является необоснованным.

На избирательные комиссии Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Республики Дагестан «Об избирательных комиссиях в Республике Дагестан» возложены полномочия по подготовке и проведению выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и референдумов в Российской Федерации. Вместе с тем ни указанными, ни другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Дагестан на эти комиссии не возложены функции по подготовке и проведению компании по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также не состоятельны доводы заявителя о том, что во время выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан в марте 2011 года граждане никак не могли передать этим депутатам право избирать главу Дагестана и поэтому у депутатов Народного Собрания Республики Дагестан действующего созыва нет права избирать Президента Республики Дагестан. Федеральное и республиканское законодательство не содержит ограничения возможности избрания высшего должностного лица субъекта законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от времени формирования депутатского корпуса и созыва законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, право депутатов указанного органа на избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации какими-либо условиями не ограничено, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание этого должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти.

В связи с этим законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации независимо от его созыва имеет право на избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при наличии предусмотренных законом оснований.

Федеральным Законом от 02 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может установить не только порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но и порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, право выбора одной из этих форм предоставлено субъекту Российской Федерации. В строгом соответствии с федеральным законодательством в Конституцию Республики Дагестан были внесены изменения, предусматривающие выбор Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, а затем принят Закон Республики Дагестан «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан», поэтому, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан независимо от созыва с момента вступления указанных законов в действие имеют полномочия на избрание Президента Республики Дагестан.

В данном случае не может идти речь о применении закона с обратной силой, наоборот, такие полномочия возникают и действуют на будущее с момента введения в действие Законов Республики Дагестан «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» и «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан».

Избрание Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан в данный момент с соблюдением сроков представления кандидатур, в том числе и их выдвижения партиями и с соблюдением иных требований Федерального закона о порядке избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации возможно.

Народное Собрание Республики Дагестан и его Президиум не назначили день избрания Президента Республики Дагестан, однако, Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан принято постановление «О созыве внеочередной сессии Народного Собрания Республики Дагестан» 08 сентября 2013 года, на котором предполагается обсудить вопрос об избрании Президента Республики Дагестан.

Дата внеочередной сессии Народного Собрания Республики Дагестан 8 сентября 2013 года Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан определена в соответствии полномочиями, предусмотренными Регламентом Народного Собрания Республики Дагестан, в соответствии с которым этот орган имеет право на созыв внеочередной сессии Народного Собрания Республики Дагестан.

Решение о назначении дня избрания Президента Республики Дагестан Народным Собранием Республики Дагестан или иным органом еще не принималось, вопрос о повестке дня сессии Народного Собрания Республики Дагестан, созванного на 8 сентября 2013 года, будет решаться в установленном порядке Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан перед сессией Народного Собрания Республики Дагестан.

Представитель Временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан Гасанов О.М. представил суду письменные возражения на заявление Кадиева Р.А., поддержал их, просил отказать в удовлетворении требований Кадиева Р.А., указав, что незаконность бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан заявителем не доказана, потому что в соответствии с Федеральным закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Республики Дагестан «Об избирательных комиссиях Республики Дагестан» на избирательные комиссии возложены обязанности по подготовке и проведению выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Ни указанными законами, ни другими законодательными актами на избирательные комиссии не возложена обязанность организации проведения процедуры избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти. Поэтому незаконно назначать и проводить выборы избрания Президента Республики Дагестан Избирательная комиссия Республики Дагестан не могла. Она не имела и не имеет на это права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Кадиева Р.А., возражения Избирательной комиссии Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан и представителя временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан, выслушав объяснения Кадиева Р.А., просившего удовлетворить его заявление, представителей Избирательной комиссии Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан, суд приходит к выводу об оставлении заявления Кадиева Р.А. без удовлетворения по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2013 года № 42 «О досрочном прекращении полномочий Президента Республики Дагестан» в связи с заявлением Президента Республики Дагестан Магомедова М.М. о досрочном прекращении полномочий и в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановлено принять отставку Президента Республики Дагестан Магомедова М.М. по собственному желанию.

В связи с досрочным прекращением полномочий Президента Республики Дагестан на основании пункта 9 статьи 19 названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2013 года № 44 «Об исполняющем обязанности Президента Республики Дагестан» Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович назначен временно исполняющим обязанности Президента Республики Дагестан до вступления в должность лица, избранного Президентом Республики Дагестан.

Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан (часть 1 статьи 75 Конституции Республики Дагестан).

Порядок наделения Президента Республики Дагестан полномочиями высшего должностного лица Республики Дагестан на день прекращения полномочий Президента Республики Дагестан Магомедова М.М. был урегулирован статьей 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и частью 1 статьи 76 Конституции Республики Дагестан.

Согласно этим нормам Президент Республики Дагестан избирался гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Дагестан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Данные (и другие) законы на этот момент не предусматривали иной порядок наделения высшего должностного лица соответствующими полномочиями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица -Президента Республики Дагестан (в данном случае- Президента Республики Дагестан Магомедова М.М.) являлось основанием для назначения выборов Президента Республики Дагестан.

Исходя из этого, Кадиев Р.А. утверждает, что:

-к моменту прекращения полномочий Президента Республики Дагестан Магомедова М.М. действовали положения пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1 статьи 76 Конституции Республики Дагестан, части 1 статьи 1 Закона Республики Дагестан от 05 июля 2012 года № 48 «О выборах Президента Республики Дагестан», согласно которым высшее должностное лицо Республики Дагестан – Президент Республики Дагестан избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Дагестан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

-согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо, а согласно пункту части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органом, уполномоченным на назначение выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае- Народное Собрание Республики Дагестан);

-в силу приведенных норм права и требований пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным на то органом должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

-исходя из этих норм Народное Собрание Республики Дагестан- законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Дагестан должно было в указанные сроки назначить выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, однако, оно не назначило такие выборы;

-в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 этой же статьи Федерального закона, выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования, поэтому, Избирательная комиссия Республики Дагестан должна была назначить выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, однако, она не назначила такие выборы, она не осуществляет мероприятия по проведению выборов Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и бездействует, что противоречит приведенным нормам законов;

-проведение выборов Президента Республики Дагестан (под которым, по мнению Кадиева Р.А., понимается и избрание Президента Республики Дагестан) в ином порядке, кроме как на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании невозможно, поскольку предусмотренные законодательством сроки для применения иного порядка выборов Президента Республики Дагестан истекли и их невозможно восстановить.

Однако, доводы Кадиева Р.А. не соответствуют требованиям закона, они в своей совокупности и взаимной связи противоречат закону, являются следствием неправильного толкования норм закона и сложившихся обстоятельств.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является второе воскресенье сентября года.

В случае досрочного прекращения полномочий органов, указанных в пункте 3 этой статьи, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 этой статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10 названного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 названного Федерального закона решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Из этой нормы закона следует, что в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 этой статьи, второе воскресенье сентября после досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводятся его досрочные выборы, время, предшествующее 100 дням до второго воскресенья сентября после прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, какого-либо правового значения.

    Соответственно, отсчет указанных в пункте 7 статьи 10 названного Федерального закона сроков назначения выборов Президента Республики Дагестан должен производиться не с момента прекращения полномочий этого должностного лица, а назад от ближайшего к моменту прекращения полномочий Президента Республики Дагестан второго воскресенья сентября. Ближайшим к моменту прекращения полномочий Президента Республики Дагестан Магомедова М.М. вторым воскресеньем сентября 2013 года является 8 сентября 2013 года.

    Поэтому, подсчет указанных сроков следует производить по отношению к 8 сентября 2013 года.

    Такой подсчет показывает, что выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с названными нормами закона могли быть назначены в период с 31 мая 2013 года по 10 июня 2013 года, т.е. не ранее за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до 8 сентября 2013 года, если наделение Президента Республики Дагестан полномочиями путем таких выборов сохранился бы на момент начала избирательной компании, т.е. до 31 мая 2013 года.

Между тем, Федеральным законом от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который согласно пункту 1 статьи 5 этого Федерального закона вступил в силу со дня его официального опубликования в официальном издании- «Российская газета» № 74 от 5 апреля 2013 года, в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесены изменения и статья 18 этого Федерального закона дополнена пунктом 3.2, абзац первый которого изложен в следующей редакции:

«3.2. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего пункта.».

При этом пунктом 3 этой же статьи Федерального закона сохранен и ранее действовавший порядок наделения высшего должностного лица соответствующими полномочиями, а именно, в результате выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Тем самим федеральный законодатель ввел два правовых понятия: «выборы» и «избрание», определяющие порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Анализ этих норм права показывает, что федеральный законодатель предусмотрел два самостоятельно возможных порядка наделения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями: в результате выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо путем избрания депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом субъект Российской Федерации должен предусмотреть в конституции (уставе), законе один порядок из этих двух, в соответствии с которым высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации подлежит наделению соответствующими полномочиями: сохранить ранее действовавший порядок выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо заменить его на избрание этого должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Республика Дагестан воспользовалась этим предоставленным правом и законом от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» внесла в Конституцию Республики Дагестан изменения, предусматривающие избрание Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, заменив тем самим ранее действовавший порядок наделения Президента Республики Дагестан полномочиями высшего должностного лица Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Этим законом Республики Дагестан часть 1 статьи 76 Конституции Республики Дагестан изменена и изложена в следующей редакции:

«Президент Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законом Республики Дагестан.».

Анализ норм федерального законодательства, регулирующих выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, показывает, что они имеют разное правовое регулирование.

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования), а при невыполнении этим органом государственной власти указанной обязанности в установленные этим пунктом закона сроки, полномочиями по назначению выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации наделяется избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации, которая в соответствии с пунктом 8 названной статьи Федерального закона должна назначить такие выборы не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Согласно пункту 3.2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и смыслу статьи 26.3 Федерального закона «О политических партиях» в тех случаях, когда конституциями, уставами и законами этих субъектов предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предметом обсуждения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации становится только после представления Президентом Российской Федерации этому органу трех кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в отсутствие такого представления Президента Российской Федерации указанный орган не уполномочен обсуждать, рассматривать и разрешать такой вопрос.

При этом инициатива выдвижения кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при досрочном прекращении его полномочий путем внесения Президенту Российской Федерации соответствующих предложений может исходить от политических партий, а не от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Абзацем четырнадцатым пункта 3.2 статьи 18 Федерального закона Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

Отсюда следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», относятся и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, не имеют полномочий инициировать выдвижение кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в отсутствие соответствующего представления Президента Российской Федерации не вправе инициировать и назначение даты избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

При этом реализация законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий его депутатов на избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации полностью поставлена в зависимость от времени внесения в этот орган Президентом Российской Федерации представления о кандидатурах для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

    Поэтому, Народное Собрание Республики Дагестан в отсутствие соответствующего представления Президента Российской Федерации о кандидатах для избрания на должность Президента Республики Дагестан не имеет полномочий и оснований назначать дату избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан.

Ни Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ни Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который регулирует только порядок выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, не предусмотрены полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, конституцией (уставом), законом которого предусмотрено избрание высшего должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на какое-либо участие в процедуре избрания высшего должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что положения конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, положения законов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут вступать в силу в течение избирательной кампании по выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, проводимым в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

По смыслу этой нормы федерального закона, ограничением действия во времени положений конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, является только то, что эти положения не вступают в силу в период избирательной компании в тех случаях, если время вступления в силу этих положений приходится на период избирательной кампании по выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, проводимым в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Во всех остальных случаях эти положения конституций (уставов) и законов вступают в силу и действуют без всяких ограничений.

С точки зрения этих ограничений следует произвести анализ времени вступления в действие закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан», которым внесены изменения в Конституцию Республики Дагестан, предусматривающие избрание Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан.

Согласно статье 2 закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» он вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Закон Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» Республики Дагестан опубликован в официальном издании – газете «Дагестанская правда» № 144-146 от 01 мая 2013 года как ее приложение. Соответственно, этот закон вступил в силу 11 мая 2013 года.

Выборы Президента Республики Дагестан согласно действовавшим до этого положениям Конституции Республики Дагестан и пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могли быть назначены не ранее 31 мая 2013 года.

Следовательно, положения данного закона вступили в силу не в период избирательной комиссии назначенных выборов Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а задолго до предполагаемого начала этой компании.

Поэтому, ограничение, предусмотренное пунктом 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не распространяется на положения Конституции Республики Дагестан, действующих в редакции закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан».

Этим законом Республики Дагестан изменения, регулирующие полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Дагестан- Народного Собрания Республики Дагестан относительно избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, внесены и в статью 68 Конституции Республики Дагестан.

В связи с изложенным, изменения, внесенные в Конституцию Республики Дагестан Законом Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» и имеющие верховенство над другими законами Республики Дагестан, вступили в силу 11 мая 2013 года, т.е. через 10 дней после его официального опубликования и действуют без всяких ограничений, с этого времени Президент Республики Дагестан наделяется полномочиями не в результате выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а путем его избрания депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Дагестан- депутатами Народного Собрания Республики Дагестан.

Следовательно, полномочия Избирательной комиссии Республики Дагестан, предусмотренные пунктом 8 статьи 10 от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые могли быть реализованы только при выборах Президента Республики Дагестан, отпали и она не вправе назначать не предусмотренные с 11 мая 2013 года для Республики Дагестан выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Отсюда следует, что бездействие Избирательной комиссии Республики Дагестан, выражающееся в не назначении выборов Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, не противоречит требованиям закона.

Не вправе Избирательная комиссия Республики Дагестан принимать какие-либо решения или действовать каким-либо иным образом для назначения, организации и проведения процедуры избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством Республики Дагестан она не предусмотрена участником этой процедуры.

Поэтому, бездействие Избирательной комиссии Республики Дагестан и в этой части не противоречит требованиям закона.

В развитие названных выше положений Федерального закона, в том числе и положения о том, что порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается законами субъекта Российской Федерации, и приведенных выше изменений Конституции Республики Дагестан Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан от 06 июня 2013 года № 29 «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан», которым одновременно признаны утратившими силу закон Республики Дагестан от 5 июля 2012 года № 48 «О выборах Президента Республики Дагестан» и статья 6 Закона Республики Дагестан от 9 января 2013 года № 2 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан», которые регулировали выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 06 июня 2013 года № 29 «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан» предусмотрено, что представление Президента Российской Федерации о кандидатах для избрания на должность Президента Республики Дагестан рассматривается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан в течение 20 дней со дня его внесения Президентом Российской Федерации.

Тем самим данными нормативными актами определены сроки рассмотрения депутатами Народного Собрания Республики Дагестан вопроса избрания Президента Республики Дагестан, которые зависят от времени внесения Президентом Российской Федерации в Народное Собрание Республики Дагестан представления о кандидатах для избрания на должность Президента Республики Дагестан.

Отсюда следует, что доводы Кадиева Р.А. о том, сроки избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан утрачены, не состоятельны.

Кадиев Р.А. утверждает, что действие Закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан» не может быть распространено на полномочия действующего состава депутатов, поскольку они были избраны в марте 2011 года по партийным спискам, когда ни федеральное законодательство, ни Конституция Республики Дагестан, ни другие законы не предусматривали полномочия депутатов Народного Собрания Республики Дагестан на избрание ими Президента Республики Дагестан, в связи с чем избиратели не могли уполномочить их на избрание Президента Республики Дагестан, поэтому, избрание Президента Республики Дагестан парламентским способом может быть осуществлено только депутатами следующего созыва.

Однако, эти утверждения Кадиева Р.А. не соответствуют нормам права, регулирующим статус Народного Собрания Республики Дагестан и статус депутатов Республики Дагестан.

Статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

    По смыслу приведенной нормы права федеральные законы с момента их опубликования вступают в силу и действуют по времени на будущее, если самим законом не установлено иное.

Согласно статье 2 Конституции Республики Дагестан, статьям 4, 11, 14, 62, 71 и 73 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 года № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» Конституция Республики Дагестан как основной закон Республики Дагестан является правовой основой законодательства и непосредственным источником права Республики Дагестан, имеет прямое действие на основе принципа верховенства над другими законами Республики Дагестан, Конституция Республики Дагестан и законы Республики Дагестан не имеют обратной силы, то есть не распространяют своего действия на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения либо когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

В силу этих норм законов Республики Дагестан закон Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан», который не предусматривает, что его действие распространяется с обратной силой, действует с момента его вступления в силу на будущее.

С соответствии со статьями 59 и 62 Конституции Республики Дагестан Народное Собрание - парламент Республики Дагестан является не временным органом, наделяемым полномочиями на определенный период времени и для выполнения конкретной функции, а постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан, статус депутатов Народного Собрания Республики Дагестан устанавливается Конституцией и законом Республики Дагестан.

    Депутатом Народного Собрания Республики Дагестан согласно статье 1 закона Республики Дагестан «О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан» является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Народном Собрании и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, Конституцией Республики Дагестан и этим Законом, и одной из форм его депутатской деятельности является участие в работе сессий Народного Собрания Республики Дагестан.

    Статьей 11 закона Республики Дагестан «О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан» предусмотрено, что депутат Народного Собрания Республики Дагестан пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Народным Собранием, депутат Народного Собрания реализует на заседаниях Народного Собрания предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Народного Собрания Республики Дагестан.

Из содержания и смысла приведенных норм закона вытекает, что депутат Народного Собрания Республики Дагестан, будучи избранным представителем народа, уполномоченным осуществлять законодательную власть в Народном Собрании и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, Конституцией Республики Дагестан и этим Законом, наделяется правом на выполнение всех предусмотренных этими нормативными актами полномочий независимо от времени его избрания в состав Народного Собрания Республики Дагестан и внесения в федеральное законодательство, Конституцию Республики Дагестан и в законы Республики Дагестан изменений, регулирующих полномочия депутатов.

Из них же вытекает, что депутат Народного Собрания Республики Дагестан наделяется полномочиями не с обратной силой, а на будущее с момента вступления в силу закона, установившего соответствующие полномочия Народного Собрания Республики Дагестан.

При этом правомочия депутата не ставятся в зависимость от действующих на момент его избрания полномочий Народного Собрания Республики Дагестан, вносимые в законодательство изменения о полномочиях законодательного (представительного) органа государственной власти не являются изменениями полномочий отдельно взятого депутата, а относятся к полномочиям всего состава депутатов, образующего Народное Собрание Республики Дагестан.

Согласно главе 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», главе 4 Конституции Республики Дагестан и Регламенту Народного Собрания Республики Дагестан, утвержденного постановлением Народного Собрания РД от 28 сентября 1995 года «О Регламенте Народного Собрания Республики Дагестан», законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Дагестан- Народное Собрание Республики Дагестан вопросы, относящиеся к его компетенции, рассматривает на своих заседаниях, проводимых во время сессий, созываемых Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан.

Отсюда следует, что и вопрос избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан подлежит разрешению на его полномочном заседании во время сессии, созываемой Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан.

Кадиев Р.А. утверждает, что Президиум Народного Собрания Республики Дагестан своим постановлением от 25 июня 2013 года № 167 «О созыве Народного Собрания Республики Дагестан» назначил дату избрания Президента Республики Дагестан.

Однако, как этот довод, так и другие оставленные в решении без анализа доводы Кадиева Р.А. не имеют отношения к обсуждаемому вопросу о бездействии Избирательной комиссии Республики Дагестан и не могут служить подтверждением незаконности бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан.

Таким образом, действовавшие до 11 мая 2013 года выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в установленном порядке и в соответствии с федеральным законодательством заменены избранием Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, такая замена порядка наделения Президента Республики Дагестан полномочиями произведена до наступления времени назначения указанных выборов и начала избирательной компании, в связи с чем и в силу ограничения, предусмотренные пунктом 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не распространяются на положения Конституции Республики Дагестан, согласно которым Президент Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, поэтому, с 11 мая 2013 года выборы Президента Республики Дагестан не могут проводиться, соответственно, положения пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о полномочиях Избирательной комиссии Республики Дагестан на назначение выборов Президента Республики Дагестан перестали действовать, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о незаконности бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан.

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку оспариваемое бездействие Избирательной комиссии Республики Дагестан соответствует закону, в удовлетворении требований Кадиева Р.А. следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Кадиева Р.А. об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан, выразившегося в не назначении выборов Президента Республики Дагестан, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Х.И. Шихгереев.

Решение в окончательной форме вынесено 12 июля 2013 года.