ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-20/2015 от 13.01.2016 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело а-20/2015

№3а-2/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2016 г. г.Нальчик

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Канунникова М.А.

при секретаре Жабалиевой С.О.

с участием представителя Управления Министерства юстиции РФ по КБР ФИО1, действующая на основании доверенности <данные изъяты> и представителя Управления Федеральной налоговой службы России по КБР ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по КБР к мусульманской организации нижней части с.Кахун, Урванского района КБР о ликвидации религиозной организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Мусульманская организация нижней части с.Кахун, Урванского района КБР зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в организационно-правовой форме «религиозная организация» и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления Министерства юстиции РФ по КБР обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о ликвидации мусульманской организации нижней части с.Кахун, Урванского района КБР и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы тем, что мусульманская организация нижней части с.Кахун, Урванского района КБР в нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и абзаца 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не информировала регистрационный орган о продолжении своей деятельности, не предоставила отчеты о своей деятельности за 2011-2014 годы и информацию о своей деятельности за указанный период, несмотря на внесение в её адрес ДД.ММ.ГГГГ за , ДД.ММ.ГГГГ за и ДД.ММ.ГГГГ за предупреждений, обязывающих устранить выявленные нарушения. До настоящего времени нарушения не устранены и предупреждения в суд не обжалованы. В связи с выявленными нарушениями мусульманская организация нижней части с.Кахун, Урванского района КБР привлекалась к административной ответственности в 2013 и 2015 годах.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции РФ по КБР ФИО1 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы России по КБР ФИО2 просил в удовлетворении заявленных требования отказать.

Представитель мусульманской организации нижней части с.Кахун, Урванского района КБР о месте и времени рассмотрения настоящего дела был извещен надлежащим образом и заблаговременно. О причинах неявки в судебное заседание представитель организации ничего не сообщил, отложить рассмотрение дела не просил.

В силу части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя мусульманской организации нижней части с.Кахун, Урванского района КБР.

Выслушав представителя Управления Министерства юстиции РФ по КБР, представителя Управления Федеральной налоговой службы России по КБР исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Вопросы принудительной ликвидации религиозных организаций урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Понятие ликвидации юридического лица содержится в пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 2 названной статьи определено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно представленной выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ мусульманская организация нижней части с.Кахун, Урванского района КБР прекратило свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Сведений, подтверждающих возобновление деятельности мусульманской организации нижней части с.Кахун, Урванского района КБР в качестве юридического лица, административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, поскольку названное юридическое лицо прекратило свою деятельность с исключением из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции РФ по КБР о ликвидации мусульманской организации нижней части с.Кахун, Урванского района КБР и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2016 года.

Судья Верховного Суда

Кабардино-Балкарской Республики М.А. Канунников