Дело № 12-170/2022 (№3-20/2022) мировой судья с/у 4 Колтаков В.С.
УИД 74MS0035-01-2021-008314-27
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Челябинск 13 апреля 2022 года
Судья Курчатовского районного суда г. Челябинска Воробьев Е.В., при секретаре Хачатрян И.Х., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №4 Курчатовского района г. Челябинска от 07 февраля 2022 года в отношении ООО «БИГТОРГ» по ст. 14.19 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Курчатовского района г. Челябинска от 07 февраля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ, в отношении ООО «БИГТОРГ» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, главным специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ФИО2 подана жалоба, в которой она просит постановление мирового судьи отменить, дело об административном правонарушении возвратить мировому судье на новое рассмотрение. Полагает, что материалами дела установлена вина ООО «БИГТОРГ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ООО «БИГТОРГ» в судебном заседании просил постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Представил в суд письменный отзыв на жалобу следующего содержания.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ведение учета осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466 утверждены Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции".
Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 утверждены формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Управление вменяет обществу нарушение п.6.2 Порядка заполнения и сроков представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции. В соответствии с которым Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика.
На основании изложенных норм, хозяйствующие субъекты, осуществляющие оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, зачитывают оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС в виде фиксации информации о закупках, розничной продаже, списании, постановке на баланс.
Пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ определен перечень сопроводительныхдокументов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, при наличии которых осуществляется оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. К таким документам относится, в том числе товарно-транспортная накладная.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных лиц) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
На основании вышеизложенного, хозяйственные операции по отгрузке алкогольной продукции должны быть оформлены Обществом соответствующими первичными документами - ТТН, которые, в свою очередь, должны были быть зафиксированы в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика.
Из анализа положений раздела Приказа N 397 в системной взаимосвязи с нормами Федерального закона N 171-ФЗ следует, что на момент направления в ЕГАИС заявки о фиксации сведений об отгрузке продукции в заявку необходимо внести сведения, содержащиеся в ТТН, отражающие реальное совершение факта хозяйственной жизни общества, следовательно, на момент направления заявки первичный учетный документ (ТТН) должен быть сформирован.
Иное приведет к тому, что содержащаяся в ЕГАИС информация об объеме отгруженной продукции не будет соотноситься со сведениями о фактических объемах остатка алкоголя, что сделает невозможным осуществление надлежащего контроля за фактическим оборотом алкоголя.
Как видно из вышеизложенного, действующим законодательством не определено начало срока фиксации в ЕГАИС ТТН, при этом указано, что фиксация в ЕГАИС должна быть осуществлена не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика.
Иными словами, дата ТТН и дата фиксации могут отличаться и это, само по себе, не является нарушением установленного порядка и сроков фиксации в ЕГАИС. То есть отсутствует объективная сторона, вменяемого обществу административного правонарушения, и как следствие состав административного правонарушения.
Кроме того, в п.32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466, указано, что в случае нарушения формы, порядка, формата и (или) сроков направления заявок о фиксации Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка отказывает, используя программные средства единой информационной системы, в фиксации информации в единой информационной системе путем направления организации, в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям уведомления об отказе в фиксации.
Из материалов же дела следует, что заявка о фиксации сведений в ЕГАИС была принята контролирующим органом без замечаний. Подтверждением чего является, приложенный контролирующим органом Отчет по проверке сроков фиксации в ЕГАИС накладных на отгрузку за период с 01.05.2021 по 31.05.2021 (л.д. 35-38), где напротив накладной от 11.05.2021г. №№ в столбце “Статус накладной” указано“Принята”.
Рассмотрев жалобу, заслушав защитника лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статья 14.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
ООО «БИГТОРГ» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, выразившегося в том, что Обществом был нарушен установленный срок фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции.
Так, ООО «БИГТОРГ» в заявке о фиксации ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции в адрес ИП ФИО6 по товарно-транспортной накладной №№ от 11 мая 2021 года была указана дата отпуска груза 11 мая 2021 года, тогда как фактически отгрузка произведена 12 мая 2021 года, чем нарушен установленный порядок заполнения заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции, предусматривающей необходимость указания в данной заявке фактической даты отгрузки товара. В протоколе указана товарно-транспортная накладная с датой отгрузки и датой регистрации.
Вместе с тем из представленной защитником юридического лица правовой регламентации следует, что данные ТТН должны быть зафиксированы в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика.
Суд, проверив представленную правовую аргументацию защитника, соглашается с ней.
В данном случае сведения в ЕГАИС внесены 11.05.2021 г., а фактическая отгрузка произведена 12.05.2021 г., однако нарушения установленного порядка, образующего состав административного правонарушения не усматривается.
В судебном заседании у мирового судьи были исследованы материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, все собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, сделан правильный вывод, в связи с чем оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Курчатовского района г. Челябинска от 07 февраля 2022 года в отношении ООО «БИГТОРГ» по ст. 14.19 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу главного специалиста-эксперта отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО ФИО2 без удовлетворения.
Материалы дела об административном правонарушении возвратить мировому судье судебного участка № 4 Курчатовского района г. Челябинска по минованию надобности.
Копию судебного акта в целях обеспечения возможности проверки законности принятого решения, оставить в соответствующем наряде суда.
Решение обжалованию в Челябинский областной суд, в порядке, установленном ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, не подлежит и вступает в силу с момента его оглашения. Решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья: