ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-21 от 27.05.2011 Ростовского областного суда (Ростовская область)

                                                                                    Ростовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Дело №3-21/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе:

судьи Абрамова Д.М.,

при секретаре Сыроватской И.А.,

с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда  гражданское дело по заявлению Белокопытова Василия Александровича к Администрации Ростовской области о признании частично недействующим постановления Администрации Ростовской области №212 от 28.04.2008 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области»,

УСТАНОВИЛ:

Белокопытов В.А. обратился в суд с заявлением к Администрации Ростовской области о признании частично недействующим постановления Администрации Ростовской области №212 от 28.04.2008 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» применительно к утверждению кадастровой стоимости земельного участка под жилым домом, в котором он проживает и является его сособственником.

В обоснование заявления указано на то, что он является сособственником в размере … долей жилого дома общей площадью … кв.м в г.Ростове-на-Дону по адресу – …, имеется еще 9 сособственников, дом является многоквартирным одноэтажным. Заявитель уплачивает земельный налог за долю в праве на земельный участок, размер налога значительно увеличился в 2009-2010 годах, ему направлены требования налоговым органом об уплате задолженности. Оспариваемым постановлением утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка в кадастровом квартале №… г.Ростова-на-Дону в разрезе 1 вида разрешенного использования в сумме …. руб/кв.м. Заявитель не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, полагал, что Администрация Ростовской области при утверждении результатов кадастровой оценки земель не учла, что имеются неиндивидуальные одноэтажные жилые объекты, Белокопытов считал, что жилой дом, в котором он проживает, не относится к многоэтажным жилым домам. Оспариваемый нормативный акт в указанной части противоречит ст.ст.35, 48,49 Градостроительного кодекса РФ, ст.85 Земельного кодекса РФ, определяющим состав жилых зон, виды жилых домов.

В судебном заседании заявитель представил дополнительные объяснения, в которых указал на то, что нормативный правовой акт допускает неоднозначное толкование в части наименований видов разрешенного использования земельных участков, заявитель уточнил, что оспаривает пункт 1 приложения к постановлению в части неуказания видов использования, указанных в Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ.

Заявитель в судебном заседании доводы и требования заявления поддержал.

Представитель Администрации Ростовской области – Гаричян О.К., действующая на основании доверенности, в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, представителя Администрации Ростовской области, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.

1. Администрацией Ростовской области принято постановление Администрации Ростовской области №212 от 28.04.2008 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области», которое опубликовано в Собрании правовых актов Ростовской области №4 за 2008 год (статья 489) в соответствии со статьей 5 Областного закона «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области».

Постановлением утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области от 27.03.2008 года №0559 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, рекомендовано данному Управлению разместить на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет результаты государственной кадастровой оценки.

Управлением Роснедвижимости по Ростовской области были направлены для утверждения 2 приложения:

1) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области на 529 листах;

2) средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ростовской области на 62 листах.

Постановление вступило в силу с 01.01.2009 года. В пункте 4 постановления признано утратившим силу постановление Администрации Ростовской области от 02.11.2002 года № 532 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области».

Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Постановление принято в пределах установленных полномочий в силу ст.66 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и является официально опубликованным нормативным правовым актом.

Опубликование результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в сети Интернет основано на Постановлении Правительства РФ от 07.02.2008 года №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», учитывая, что размеры кадастровой стоимости конкретных земельных участков не являются элементом нормативного акта.

Исполнителем работ согласно Государственному контракту №2 от 20.04.2007 года являлось ФГУП «ФКЦ «Земля» в лице филиала по Южному федеральному округу. Выбор исполнителя работ осуществлен на основании Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание для государственных и муниципальных нужд».

Исполнителем работ был составлен отчет о результатах государственной кадастровой оценке земель Ростовской области в январе 2008 года на соответствие условиям Технического задания Государственному контракту №2 от 20.04.2007 года (акт проверки этого отчета составлен Управлением Роснедвижимости по Ростовской области 18-19.01.2008 года). Данный отчет не был первоначально согласован Роснедвижимостью.

Повторный отчет составлен 21.07.2008 года, приобщен к материалам дела на бумажном носителе.

23.09.2008 года заместитель руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) направил в Управление Роснедвижимости по Ростовской области акт проверки №2 отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков (время проверки – 28.07.2008 года – 18.09.2008 года), в котором указано, что выявленные нарушения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель отсутствуют.

Представлен также протокол проверки отчета Роснедвижимостью.

Акт проверки отчета представлен в соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

2. Белокопытов В.А. является сособственником в размере … долей жилого дома общей площадью … кв.м в г.Ростове-на-Дону по адресу (…), имеется еще 9 сособственников. Жилой дом находится в кадастровом квартале №… г.Ростова-на-Дону, средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м в разрезе 1 вида разрешенного использования - для размещения домов многоэтажной жилой застройки в сумме … руб/кв.м (л.д.55).

Именно этот УПКСЗ применен к земельному участку заявителя в связи с его образованием после проведения кадастровой оценки земель, поэтому его конкретная кадастровая стоимость определена на основании «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 года №222).

Согласно «Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 года №222) средний удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного вида использования для кадастрового квартала применяется для определения кадастровой стоимости земельного участка в случаях, указанных в этих Методических указаниях (пп.2.1.2, 2.1.3, 2.3.2).

3. Доводы заявителя о необходимости признания оспариваемого постановления частично недействующим ввиду его неопределенности и противоречия нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации суд находит необоснованными.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года №39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», а Приказом от 28.06.2007 года №215 – «Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель". Подлежали применению также Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года.

«Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (в редакции на время принятия оспариваемого постановления и время проведения ГКОЗ) предусматривают следующее:

1.2. Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:

1.2.1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки.

1.2.2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

1.2.3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.

1.2.4. Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.

1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

1.2.6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.

1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

1.2.8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

1.2.10. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.

1.2.11. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.

1.2.12. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.

1.2.13. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

1.2.14. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.

1.2.15. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

1.2.16. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.

На основании приведенных Методических указаний Администрацией Ростовской области утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости в размере кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области в составе 16 видов разрешенного использования.

В вышеназванном кадастровом квартале на время проведения ГКОЗ было расположено и оценено 28 земельных участков, в этом кадастровом квартале оценен один земельный участок с видом разрешенного использования – для размещения домов многоэтажной жилой застройки, что подтверждено таблицей для отображения результатов расчета КС ЗУ.

Методические указания в судебном порядке не признаны недействующими, а оснований для вывода о их противоречии Градостроительному кодексу и Земельному кодексу РФ не имеется.

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента предусмотрено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из содержания Административного регламента, являющегося нормативным правовым актом, следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.

Акт проверки отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» со стороны Роснедвижимости, не содержащий замечаний, получен после принятия оспариваемого постановления, что формально не соответствует Административному регламенту. Первоначальный отчет, направленный до принятия постановления, не получил положительной оценки, как пояснили представители Администрации области, по описательной части отчета, а не по значению средних удельных показателей и кадастровой стоимости.

Предположение о возможности утверждения иных результатов, чем те, которые были проверены Роснедвижимостью, ничем конкретно не подтверждено. Именно таблица с согласованными средними показателями кадастровой стоимости по муниципальным района субъекта Российской Федерации и направлена в Управление Роснедвижимости по Ростовской области в качестве доказательства соответствия.

Акт проверки результатов государственной кадастровой оценки земель получен до введения в действие постановления и соответственно до начала применения этих результатов в налогообложении.

Проверка действий исполнителя работ в данной области относится к компетенции Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации и Роснедвижимости при составлении протокола и акта проверки отчета.

Сам отчет исполнителя был предметом проверки на соответствие Методическим указаниям и Техническим рекомендациям со стороны Роснедвижимости и по влиянию факторов на стоимость участков и по достаточности и достоверности собранной информации с применением тех же методов и программного обеспечения, которые были использованы исполнителем работ. Акт проверки с утверждением отчета составлен надлежащим лицом.

Существенных доводов о нарушении Методических указаний не приведено.

Доводы заявителя по существу сводятся к оспариванию действий исполнителя работ - ФГУП «ФКЦ «Земля» филиала по ЮФО, Управления Роснедвижимости по Ростовской области с точки зрения экономической обоснованности и целесообразности расчета конкретного показателя кадастровой стоимости участка в кадастровом квартале именно по первому виду разрешенного использования, что не относится к предмету проверки суда в рамках главы 24 ГПК РФ.

Конкретный размер кадастровой стоимости земельного участка (даже с учетом использования среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу) определен не оспариваемым постановлением, а Территориальным отделом Управления Роснедвижимости по г.Ростову-на-Дону, действия которого не могут оспариваться в порядке нормоконтроля.

Вопрос о том, по какой причине земельный участок под многоквартирным жилым домом отнесен именно к конкретному виду использования, не является предметом нормоконтроля. Неоднозначного толкования при применении оспоренного нормативного правового акта суд не установил, неопределенности в содержании приложения к постановлению также не усматривается.

Таким образом, судом при проверке нормативного акта не установлено снижения гарантий прав гражданина в сфере в налогообложении.

В процессе проверки нормативного правового акта суд не установил влияющего на права заявителя нарушения порядка его принятия и несоответствия по существу вышеприведенным нормативным актам.

В силу ст.253 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления не установлено, оно подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления Белокопытова Василия Александровича.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.

В окончательной форме решение принято 01.06.2011 года.

Судья:

Решение не вступило в законную силу