дело № 3а-67/2016 (№ 3-211/2015)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 17 июня 2016 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Закировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административный истец к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
административный истец, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в частности:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения базы Управления механизации № 2) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные офисы; торговые объекты, за исключением рынков; объекты бытового обслуживания; объекты дополнительного образования детей; многоквартирные жилые дома с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, делового назначения) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, делового назначения) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что спорные земельные участки принадлежат на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев административный истец Считая завышенной величину кадастровой стоимости земельных участков, установленную в результате государственной кадастровой оценки, просил определить их кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размерах .... рубль 01 копейка, .... рублей 27 копеек и .... рублей соответственно.
Изменив в процессе рассмотрения дела предмет административного иска в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... и сформулировав свои требования в окончательной форме, административный истец просит установить кадастровую стоимость:
земельного участка с кадастровым номером .... равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере .... рублей;
земельного участка с кадастровым номером .... равной рыночной стоимости по состоянию на 27 сентября 2013 года в размере .... рублей;
в отношении земельного участка с кадастровым номером .... равной рыночной стоимости по состоянию на 26 августа 2013 года в размере .... рублей.
В судебном заседании представитель административного истца представитель истца поддержала административный иск с учетом изменения предмета иска и уточнения размера рыночной стоимости земельного участка.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представитель ответчика административный иск не признал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, заинтересованное лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, которым утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В силу пункта 1.3 Методических указаний, пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 мая 2015 года № П/210 и ранее действовавшего приказа от 26 декабря 2011 года № П/531 данное полномочие осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таком случае следует считать дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ...., ...., .... принадлежат на праве общей долевой собственности владельцам административный истец что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 4 октября 2013 года, 29 августа 2014 года, 11 марта 2014 года (т. 1, л.д. 14-16).
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Согласно Правилам административный истец зарегистрированным Федеральной службой по финансовым рынкам 14 марта 2013 за № 2562 (с учетом изменений и дополнений № 4, зарегистрированным 29 января 2014 года за № 2562-4) указанный паевой инвестиционный фонд находится под управлением <данные изъяты> (т. 1, л.д. 42-65).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани» по состоянию на 1 января 2013 года, в том числе определена кадастровая стоимость спорных земельных участков (т. 1, л.д. 89-93).
Как видно из материалов кадастровых дел объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ...., определенная по состоянию на указанную дату в размере .... рубля 56 копеек, впоследствии не изменялась.
В связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... их кадастровая стоимость определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний, а затем приведена в соответствие с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 на основании пункта 2.4 Методических указаний.
При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 27 сентября 2013 года в размере .... рубля 40 копеек, что зафиксировано в актах определения кадастровой стоимости земельного участка от 30 сентября 2013 года и от 7 апреля 2014 года (прил. 2, л.д. 164-165, 62-65). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 26 августа 2013 года в размере .... рубля 40 копеек и отражена в актах определения кадастровой стоимости от 26 августа 2013 года и от 7 апреля 2014 года (прил. 2, л.д. 195-196, 197-198).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, административный истец обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан с соответствующим заявлением. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...., поступившее в Комиссию 29 октября 2015 года, отклонено решением Комиссии от 20 ноября 2015 года № 134 (т. 1, л.д. 34-36). Аналогичное заявление в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... поступило в Комиссию 19 января 2016 года, решением Комиссии от 29 января 2016 года № 24 данное заявление также отклонено (т. 2, л.д. 86-90).
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», бремя доказывания величины рыночной стоимости возлагается на административного истца. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
В подтверждение своих доводов административный истец представил отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков, составленные <данные изъяты> а именно: отчет об оценке земельного участка от 27 июля 2015 года № 04/07/2015, объект: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения базы Управления механизации № 2, общая площадь .... квадратных метров, кадастровый (или условный) номер ...., адрес (местоположение) объекта: <адрес> (прил. 1, л.д. 1-79);
отчет об оценке земельного участка от 13 января 2016 года № 11/07/2016, объект: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные офисы; торговые объекты, за исключением рынков; объекты бытового обслуживания; объекты дополнительного образования детей; многоквартирные жилые дома с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, делового назначения, общая площадь .... квадратных метров, кадастровый (или условный) номер ...., адрес (местоположение) объекта: <адрес> (т. 1, л.д. 142-214);
отчет об оценке земельного участка от 13 января 2016 года № 12/07/2016, объект: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, делового назначения, общая площадь .... квадратных метров, кадастровый (или условный) номер ...., адрес (местоположение) объекта: <адрес> (т. 2, л.д. 1-74).
Согласно отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2013 года составила .... рубль 01 копейку, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 27 сентября 2013 года –.... рублей 27 копеек, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 26 августа 2013 года – .... рублей.
Для проверки соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в них рыночной стоимости земельных участков и установления ее действительной величины по ходатайству представителя административного истца судом назначена экспертиза, проведение которой поручено <данные изъяты>
Как следует из заключения эксперта № 43/06-16 от 3 июня 2016 года (т. 2, л.д. 118-162), вышеназванные отчеты не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, рыночная стоимость земельных участков в отчетах определена неверно.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил иную рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на даты, на которые определена их кадастровая стоимость. По мнению эксперта, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2013 года составила .... рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 27 сентября 2013 года – .... рублей, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 26 августа 2013 года – .... рублей.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Представитель административный истец согласилась с выводами эксперта о размере рыночной стоимости земельных участков, уточнив заявленные требования в части размера рыночной стоимости в соответствии с экспертным заключением.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представитель ответчика настаивал на отсутствии оснований для удовлетворения иска, ссылаясь на недостатки экспертного заключения, а именно: некорректный анализ сегмента рынка, к которому относится объект оценки, выбор аналогов с наименьшей стоимостью, несопоставимость объектов-аналогов с объектом оценки по площади, отсутствие копий документов, устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, отсутствие обоснования использования исследований ФИО1, ФИО2, ФИО3,
Вместе с тем, как следует из заключения эксперта, в качестве аналогов им выбраны объекты с наиболее подходящими характеристиками, имеющие схожее с объектами оценки местоположение, идентичное назначение, с учетом принципа замещения, согласно которому при наличии определенного количества однородных (по полезности и доходности) объектов недвижимости самым высоким спросом будут пользоваться объекты с наименьшей ценой. Эксперт провел сравнительный анализ объектов исследования и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения, применил к отдельным объектам корректировки на торг, на расположение относительно красной линии, на площадь земельных участков и привел подробное обоснование поправок.
При проведении экспертизы эксперт исследовал документы на земельные участки, предоставленные ему судом в материалах дела, в связи с чем приложение к заключению дополнительных копий документов не требуется. Вопрос о возможности и целесообразности применения тех или иных изданий, по мнению суда, находится в сфере компетенции эксперта и разрешается им исходя из его профессиональных знаний и опыта.
Доказательств, которые могли бы опровергнуть содержащиеся в экспертном заключении выводы и достоверность определенной в нем рыночной стоимости, лицом, заявившим возражения, не представлено. Его позиция сводится к несогласию с величиной рыночной стоимости спорных земельных участков, что само по себе не дает оснований сомневаться в обоснованности выводов эксперта, обладающего специальными познаниями и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в размерах, определенных по результатам судебной экспертизы, подлежащими удовлетворению.
На основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Исходя из этого, надлежащими административными ответчиками по данному делу следует считать Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в данном случае не может быть отнесено к таким органам, следовательно, в удовлетворении административного иска к данному административному ответчику следует отказать.
В соответствии с частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление административный истец об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения базы Управления механизации № 2) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере .... рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда в отношении данного земельного участка, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 октября 2015 года.
Определить кадастровую стоимость:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные офисы; торговые объекты, за исключением рынков; объекты бытового обслуживания; объекты дополнительного образования детей; многоквартирные жилые дома с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, делового назначения) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 сентября 2013 года в размере .... рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, детские сады, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, банки (отделения банков), иные объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, делового назначения) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 августа 2013 года в размере .... рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда в отношении данных земельных участков, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2016 года на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 января 2016 года.
В удовлетворении административного искового заявления административный истец в части требований об оспаривании результатов определении кадастровой стоимости земельных участков, заявленных к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 22 июня 2016 года.
Судья Сафина М.М.