ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-213/2015 от 17.04.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Дело № 3-213/2015

 Р Е Ш Е Н И Е 

 именем Российской Федерации

 Кемеровский областной суд

 в составе председательствующего Шалагиной О.В.

 при секретаре Деминой Т.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 17 апреля 2015 года дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации в качестве юридического лица некоммерческой организации - Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

 У С Т А Н О В И Л:

 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в суд с заявлением о ликвидации в качестве юридического лица некоммерческой организации - Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

 Требования мотивированы тем, что некоммерческая организация Кемеровский областной общественный благотворительный фонд «Путь спасения» зарегистрирована 26.12.2006г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области от 19.12.2006г. № 698, ОГРН 1064200006089, учетный номер 4212030184.

 В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

 Согласно абз.3 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение может быть ликвидировано в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

 В период с 17 декабря 2014 года по 23 декабря 2014 года уполномоченным органом проводилась внеплановая документарная проверка Фонда на предмет исполнения (неисполнения) предупреждения Управления от 29.08.2014г. № 42/03-5783 об устранении нарушений, выявленных при проведении плановой проверки, по итогам которой 23 декабря 2014 года составлен акт проверки.

 В результате проверки выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации, которые выражаются в том, что в нарушение требований ст.10, абзацев 2, 5 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п.2 ст.10, п.2 ст.17, п.5 ст.19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», пунктов 2, 3 ст.7, п.1 ст.28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пп.3 п.1 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», ч.2 ст.123.18, ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации Фондом не осуществляется деятельность по аккумулированию денежных средств и иного имущества в рамках юридического лица; доходы и расходы Фонда не оформляются первичными бухгалтерскими документами и не отражаются при формировании сводной финансовой отчетности; Правлением Фонда не осуществлялась деятельность по утверждению годового плана, бюджета Фонда и его годового отчета; Попечительский совет не осуществляет свою деятельность; уставом Фонда не закреплена периодичность проведения заседаний Правления, не в полном объеме закреплен порядок принятия Правлением решений, относящихся к его исключительной компетенции; благотворительная программа Фонда не включает в себя смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы); Фондом не проводится обязательный аудит; не публикуется отчет об использовании своего имущества; представлены договоры на аренду жилых домов, согласно которым арендодатель предоставляет дома на безвозмездной основе.

 Грубость вышеуказанных нарушений подтверждается тем, что, не соблюдая законодательство Российской Федерации, Фондом нарушается п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Таким образом, поскольку изложенные нарушения, выявленные в деятельности Фонда, являются основаниями для его ликвидации в порядке абз.3 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях», то ликвидация Фонда влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Просит ликвидировать Кемеровский областной общественный фонд «Путь спасения» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.

 В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области ФИО2 и ФИО3 заявленные требования поддержали.

 Представитель некоммерческой организации - Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела Организация извещена надлежащим образом по месту ее нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.

 Представитель заинтересованного лица УФНС РФ по Кемеровской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

 Выслушав представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с п.3 ч.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

 Согласно абзацу третьему статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

 В соответствии со ст.10 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

 Федеральным законом от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

 Из материалов дела следует, что некоммерческая организация Кемеровский областной общественный благотворительный фонд «Путь спасения» зарегистрирована 26.12.2006г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области от 19.12.2006г. № 698, ОГРН 1064200006089, учетный номер 4212030184 (л.д.16).

 В соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц индивидуальных предпринимателей на 2014 год на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 9.07.2014г. № 573-р в отношении Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» был проведена плановая документарная проверка юридического лица за период с 1.08.2011г. по 31.07.2014г., по итогам которой был составлен акт от 29.08.2014г. и Правлению Фонда вынесено предупреждение от 29.08.2014г. о необходимости устранения выявленных нарушений действующего законодательства и представления в срок до 10.11.2014г. документов, подтверждающих устранение нарушений.

 С целью проверки устранения Фондом нарушений, выявленных при проведении плановой проверки, указанных в предупреждении от 29.08.2014г., на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 24.11.2014г. № 996-р в отношении Фонда была проведена внеплановая документарная проверка за тот же период деятельности, по итогам которой установлено, что не все ранее выявленные нарушения действующего законодательства Фондом устранены, о чем составлен акт проверки от 23 декабря 2014 года.

 Так, в соответствии с п.2.1. Устава Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» фонд создан с целью формирования имущества и аккумулирования денежных средств на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества для социальной поддержки и защиты малоимущих граждан РФ.

 Проверкой установлено, что в нарушение данных положений Устава и ст.10 Федерального закона «Об общественных объединениях» деятельность по формированию имущества и аккумулированию денежных средств в рамках Фонда не ведется.

 В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 11.08.1995г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Согласно пунктам 1, 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

 В нарушение приведенных положений закона у Фонда указанные документы отсутствуют, при формировании сводной финансовой отчетности не отражаются, хотя им осуществляется деятельность, обеспеченная имуществом: содержание «братских» и «сестринских» домов, производится оплата коммунальных и иных услуг.

 В соответствии со ст.10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации (п.1). К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета (п.2).

 Согласно п.8.1 Устава Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» высшим органом управления Фонда является Правление.

 Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона Правление Фонда не осуществляет деятельность по утверждению годового плана, бюджета Фонда и его годового отчета.

 В силу п.3 ст.7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

 Аналогичные положения предусмотрены п.9.7 Устава Фонда.

 Однако Фондом не представлены документы, подтверждающие осуществление надзорным органом Фонда - Попечительским советом Фонда такой деятельности, что свидетельствует об ее отсутствии.

 Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 В нарушение этих требований Федерального закона Уставом Фонда (раздел 8) не закреплена периодичность проведения заседаний Правления, не в полном объеме закреплен порядок принятия Правлением решений, относящихся к его исключительной компетенции (вопросы об определении приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования имущества Фонда, избрании членов Правления, Ревизора, Директора и досрочном прекращении их полномочий в нарушение п.4 ст.29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не отнесены к вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов).

 До настоящего времени Устав Фонда в соответствие с требованиями закона не приведен, документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Фондом не представлены.

 Согласно ст.17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации (п.1). Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации (п.2).

 Между тем благотворительная программа Фонда не включает в себя смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы).

 В соответствии с подп.3 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

 Указанные требования Фондом не выполняются, обязательный аудит не проводится, что подтверждается непредставлением аудиторского заключения, а также отсутствием расходов на оплату обязательного аудита.

 В силу п.5 ст.19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Согласно п.2 ст.7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ч.2 ст.123.18 Гражданского кодекса РФ фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

 Однако отчеты об использовании своего имущества в средствах массовой информации Фондом не публикуются.

 Вышеуказанные нарушения Фондом требований действующего законодательства, регламентирующего деятельность общественных организаций данного вида, подтверждаются представленными заявителем материалами проверок, данными регистрационного и контрольного дела.

 По результатам внеплановой проверки, проведенной в декабре 2014 года, Правлению Фонда было направлено предупреждение от 23.12.2014г. о необходимости устранения выявленных нарушений действующего законодательства и представления в срок до 16.03.2015г. документов, подтверждающих устранение нарушений (л.д.24-25).

 Однако Фонд в установленный срок и до настоящего времени не устранил допущенные нарушения законодательства, что подтверждается материалами регистрационного и контрольного дела и справкой по материалам учетного дела, составленной начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области.

 Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» установлено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй).

 Таким образом, несмотря на принятые Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области меры, направленные на побуждение Фонда к устранению допущенных нарушений закона в период 2011-2014г.г., указанные нарушения Фондом не устранены. Более того, Фонд не намерен их устранять, что подтверждается заявлением его директора ФИО4 от 24.02.2015г. (л.д.27).

 При таких данных допущенные неоднократно Фондом нарушения законодательства Российской Федерации суд расценивает как грубые. Следовательно, имеются основания для ликвидации Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения», предусмотренные абз.3 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях».

 В соответствии со ст.103 ГПК РФ с Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Ликвидировать некоммерческую организацию - Кемеровский областной общественный благотворительный фонд «Путь спасения» в качестве юридического лица с исключением данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Взыскать с Кемеровского областного общественного благотворительного фонда «Путь спасения» госпошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий: (подпись)

 Решение принято судом в окончательной форме 22 апреля 2015 года.

 "Согласовано" _______________ судья Шалагина О.В.