Дело № 3-216/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 21 сентября 2015 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Морарь А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Молодая гвардия» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Молодая гвардия» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей (содержание производственных зданий), расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей с учетом уточненного административного искового заявления.
Административный иск обоснован следующим: ЗАО «Молодая гвардия» является собственником указанного земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ростовского муниципального округа Ярославской области. ЗАО «Молодая гвардия» является плательщиком земельного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Данный земельный участок поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и включен в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость данного участка установлена постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" и составила <данные изъяты> рублей.
ЗАО «Молодая гвардия» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО «...» № рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ЗАО «Молодая гвардия» ФИО1 заявление поддержала в полном объеме.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представило отзыв на административное исковое заявление ЗАО «Молодая гвардия», в котором административный ответчик полагал разрешение заявления на усмотрение суда.
Управление Росреестра по Ярославской области представило отзыв на административное исковое заявление ЗАО «Молодая гвардия», в котором административный ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований. Замечаний к отчету оценки рыночной стоимости земельного участка не привел.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил отзыв на административное исковое заявление ЗАО «Молодая гвардия», в котором заинтересованное лицо оставило разрешение дела на усмотрение суда, существенных замечаний к отчету оценки рыночной стоимости земельного участка не имеет.
Правительство Ярославской области, администрация Ростовского муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению ЗАО «Молодая гвардия» не представили.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ЗАО «Молодя гвардия» подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ЗАО «Молодая гвардия» является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей (содержание производственных зданий), расположенного по адресу: <адрес>, и плательщиком земельного налога.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципального Совета сельского поселения Семибратово Ростовского муниципального района от 24.11.2014 N 44 "О земельном налоге на территории сельского поселения Семибратово" установлено, что налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, правоотношения истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ЗАО «Молодая гвардия» в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого оно является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежавший административному истцу на праве собственности, поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п кадастровая стоимость земельного участка составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей.
Административным истцом представлен отчет ООО «....» № об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка равна <данные изъяты> рублей.
ЗАО «Молодя гвардия» в обоснование своей позиции представило экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговая величина рыночной стоимости может быть подтверждена, признана достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ЗАО «Молодая гвардия» подлежит удовлетворению в полном объеме.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Закрытого акционерного общества «Молодая гвардия» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей (содержание производственных зданий), расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова