Дело № 3-21/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 17 июля 2013 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Ефремова Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ..........
заявление регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2013 года № 19/5-5 об отказе в заверении республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва,
установил:
региональное отделение политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2013 года № 19/5-5 об отказе в заверении республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выдвинутого названным избирательным объединением.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что отказ избирательной комиссии в заверении республиканского списка кандидатов мотивирован непредставлением избирательным объединением решения Президиума Центрального совета политической партии «Трудовая партия России» от 29 июня 2013 года, предусмотренного пунктами 7.4, 7.9 Устава политической партии, и подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов (Вариант: о выдвижении республиканского списка кандидатов).
По мнению заявителя, такой отказ является неправомерным, так как требуемое решение руководящего органа политической партии на день представления республиканского списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию РС (Я), а именно 01.07.2013 г., было принято, но не могло быть представлено одновременно со списком ввиду отдаленности места нахождения регионального отделения политической партии. Заявитель утверждает, что уполномоченный избирательного объединения пытался представить требуемое решение в Центральную избирательную комиссию РС (Я) 03.07.2013 г., однако на указанную дату избирательной комиссией уже было принято решение об отказе в заверении республиканского списка кандидатов, хотя по правилам части 6 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) рассматривает представленные документы в течение трех дней со дня приема документов, т.е. соответствующее решение могло быть принято не раньше 04.07.2013 г.
Также заявитель утверждает о несоблюдении избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу которого на избирательную комиссию возложена обязанность извещать избирательное объединение о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению представленных в избирательную комиссию документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов.
Кроме того в заявлении регионального отделения политической партии указывается на нарушение избирательной комиссией установленного пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ срока выдачи уполномоченного представителю избирательного объединения решения организующей выборы избирательной комиссии.
В судебном заседании представители заявителя ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности от 09.07.2013 г. № ..., требования, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме. Утверждают о нарушении избирательных прав регионального отделения политической партии обжалуемым постановлением, так как в результате незаконных действий избирательной комиссии региональное отделение политической партии лишено возможности реализовать право выдвижения списка кандидатов. Полагают, что срок, в течение которого возможно выдвижение республиканского списка кандидатов избирательным объединением, не должен исчисляться со дня опубликования Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 ГС N 1653-IV о назначении выборов народных депутатов в печатном издании «Якутские ведомости» от 01.06.2013 г., так как указанное печатное издание правом на официальное опубликование названного постановления не обладает, исходя из содержания самого нормативного правового акта, согласно которому оно должно быть опубликовано в таких средствах массой информации, как республиканские газеты "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" и в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
Просят заявление удовлетворить.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) ФИО3, действующая на основании доверенности от 16.07.2013 г., в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась. Суду пояснила, что ЦИК РС (Я) при вынесении обжалуемого постановления действовала в пределах предоставленных ей полномочий в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и с соблюдением требований статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", содержащей основания для отказа в заверении списка кандидатов, среди которых названо и отсутствие необходимых документов, перечисленных в частях 1 - 3 названной правовой нормы. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 ГС N 1653-IV на 8 сентября 2013 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Названное постановление официально опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости", N 36, 01.06.2013.
Доводы представителей заявителя о том, что дата 01.06.2013 г. не может являться днем официального опубликования названного нормативного правового акта не могут быть приняты судом. При этом суд руководствуется положениями части 1 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", согласно которой официальным опубликованием нормативного правового акта является первая публикация его полного текста в республиканских газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.sakha.gov.ru).
Поскольку печатное издание «Якутские ведомости» является приложением к республиканской газете «Якутия», суд полагает соблюденным порядок официального опубликования нормативного правового акта в названном издании 01.06.2013 г.
Судом установлено, что региональное отделение политической партии «Трудовая партия России» в лице уполномоченного представителя избирательного объединения 01.07.2013 г. обратилось в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия с заявлением о заверении республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выдвинутого названным избирательным объединением.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2013 года № 19/5-5 избирательному объединению отказано в заверении республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва в связи с непредставлением избирательным объединением решения Президиума Центрального совета политической партии «Трудовая партия России», предусмотренного пунктами 7.4, 7.9 Устава политической партии, и подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
По правилам, изложенным в пункте 14 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.
Кроме того, согласно вышеприведенной правовой норме законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом под термином «закон» в соответствии с подпунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подразумевается наряду с федеральным конституционным законом, федеральным законом, также и закон субъекта Российской Федерации.
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом (пункт 14 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
На основании вышеизложенных норм действующего федерального законодательства Законом Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" предусмотрен порядок выдвижения кандидатов в составе республиканского списка кандидатов, представления избирательным объединением в избирательную комиссию, организующую выборы, республиканского списка кандидатов и заверения такого списка избирательной комиссией.
Так, по смыслу статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) избираются 70 народных депутатов, из них 35 народных депутатов избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за закрытые республиканские списки кандидатов в народные депутаты (далее - республиканский список кандидатов), выдвинутые избирательными объединениями.
Частью 3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III предусмотрено, что выдвижение кандидатов в составе республиканского списка кандидатов может быть осуществлено избирательными объединениями. При этом согласно части 1 статьи 32 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В силу статьи 38 вышеназванного закона РС (Я) решение о выдвижении республиканского списка кандидатов избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции, общем собрании) избирательного объединения (часть 1).
Выдвижение республиканского списка кандидатов избирательным объединением может производиться в течение 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов народных депутатов (часть 2).
Статьей 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III регламентируется порядок представления республиканского списка кандидатов и иных избирательных документов избирательных объединений в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия).
Согласно указанному положению регионального законодательства республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по республиканскому избирательному округу, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов народных депутатов (часть 1 статьи 39 Закона РС (Я)).
Одновременно с республиканским списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) перечень необходимых документов, среди которых предусмотрено наличие документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии (пункт 5 части 2 статьи 39 Закона РС (Я)).
Согласно части 6 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) в течение трех дней со дня приема документов рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию республиканского списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче такового.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III основаниями для отказа в заверении списка кандидатов является отсутствие документов, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи.
В судебном разбирательстве установлено, что Устав политической партии «Трудовая партия России» содержит положения, предусматривающие, что решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются Конференцией (Общим собранием) регионального отделения политической партии, по предварительному согласованию с президиумом Центрального совета политической партии (пункт 7.4 Устава). Пунктом 7.9 Устава политической партии среди полномочий Президиума Центрального совета партии названо представление для выдвижения Конференцией (Общим собранием) регионального отделения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации политической партии.
Таким образом, уставом политической партии в настоящем случае предусмотрено согласование региональным отделением с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, что, в свою очередь, в силу пункта 14 статьи 35, подпункта 17 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 39 Закона РС (Я) от 18.10.2007 497-З N 1007-III в совокупности указывает на необходимость предоставления в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) одновременно с республиканским списком кандидатов документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов.
Между тем, из материалов дела, объяснений участников процесса, следует что при обращении уполномоченного представителя регионального отделения политической партии в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) требуемые пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона РС (Я) от 18.10.2007 497-З N 1007-III документы представлены не были. Данное обстоятельство усматривается, в том числе, из выданного Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) подтверждения о приеме документов от 01.07.2013 г., в котором указано на отсутствие документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов. Данный факт представителями заявителя в судебном разбирательстве не опровергнут.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу том, что Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) приняла обоснованное решение об отказе в заверении республиканского списка кандидатов, поскольку отсутствие перечисленных в частях 1 - 3 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III документов, прямо указано в законе в качестве основания для отказа в заверении списка кандидатов (пункт 14 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, часть 7 статьи 39 от 18.10.2007 497-З N 1007-III). Обжалуемое решение избирательной комиссии по сути является законным, правомерным, что по правилам части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ исключает возможность удовлетворения заявленных региональным отделением политической партии требований.
Ссылка представителей регионального отделения политической партии на представление требуемого документа (решения Президиума Центрального совета политической партии от 17 июня 2013 г.) в дополнение к ранее представленным в Центральную избирательную комиссию РС (Я) документам, не указывает на незаконность действий избирательной комиссии. В данном случае из регистрации сопроводительного письма избирательного объединения усматривается, что решение Президиума Центрального совета политической партии от 17 июня 2013 г. было подано в ЦИК РС (Я) уполномоченным представителем избирательного объединения 03.07.2013 г. в 15 час. 30 мин. Однако, исходя из требований пункта 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ об исчислении сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, и даты официального опубликования (01.06.2013 г.) постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о назначении выборов, следует, что установленный статьей 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III для предоставления республиканского списка кандидатов и других необходимых документов тридцатидневный срок, исчисляемый после официального опубликования решения о назначении выборов народных депутатов, заканчивается 02.07.2013 г. Представление же требуемых вышеназванной правовой нормой документов за пределами установленного срока действующим избирательным законодательством не допускается.
Доводы представителей заявителя о нарушении избирательной комиссией положений части 6 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III, устанавливающей, что Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) рассматривает представленные документы в течение трех дней со дня приема документов, т.е. соответствующее решение могло быть принято не раньше 04.07.2013 г., основаны на ошибочном толковании норм права. Вышеприведенное положение закона предполагает возможность рассмотрения избирательной комиссией документов в течение трех дней со дня приема документов, что применительно к статье 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и при отсутствии условия об осуществлении соответствующего действия не ранее установленного законом срока, означает возможность для избирательной комиссии принять необходимое решение в любой из дней, включенных в предусмотренный законом срок.
Выдача решения об отказе в заверении республиканского списка кандидатов избирательному объединению с нарушением срока, установленного пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, не влияет на решение судом вопроса о законности самого решения избирательной комиссии, следовательно, данное обстоятельство к юридически значимым не относится, и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Кроме того, применение вышеназванной нормы закона к возникшим правоотношениям не допустимо, поскольку пункт 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ устанавливает срок для выдачи избирательной комиссией решения о заверении списка кандидатов либо об отказе в его заверении по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, тогда как рассматриваемое судом заявление связано с решением избирательной комиссии об отказе в заверении республиканского списка кандидатов.
Указание в заявлении о нарушении избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу которого на избирательную комиссию возложена обязанность извещать избирательное объединение о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению представленных в избирательную комиссию документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, является несостоятельным. Вышеприведенная норма законодательства применяется в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов. Федеральный законодатель возлагает на избирательную комиссию обязанность извещать избирательное объединение в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. Однако, как установлено судом, региональным отделением политической партии в избирательную комиссию документов, подтверждающих согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, представлено не было, при том, что представление таких документов требуется в соответствии с законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2013 года № 19/5-5 об отказе в заверении республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней.
Судья Л.А. Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 17.07.2013 г.