ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-21/2013Г от 13.08.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело № 3 - 21 / 2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала                              13 августа 2013 г.

    Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

при секретаре Гаджиевой Г.Д-Г.,

с участием прокурора Плугарева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО8 о признании неправомочным состава депутатов Собрания депутатов муниципального образования городское поселение «поселок Дубки» Казбековского района Республики Дагестан,

установил:

ФИО8, проживающий в <...>, обратился в суд с заявлением о признании неправомочным состава депутатов представительного органа местного самоуправления - Собрания депутатов муниципального образования городское поселение «поселок Дубки» Казбекового района РД (далее – Собрание депутатов), указывая на то, что в соответствии со ст. 24 Устава муниципального образования городское поселение «поселок Дубки» Казбекового района РД (далее – МО «поселок Дубки», городское поселение), представительный орган муниципального образования – Собрание депутатов состоит из пятнадцати депутатов, избираемых населением городского поселения на муниципальных выборах сроком на пять лет. В период с марта 2012 года по январь 2013 года восемь депутатов – ФИО1, ФИО2, ФИО3., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО107 сложили свои полномочия по собственному желанию. Тем самым, досрочно прекращены полномочия восьми депутатов из пятнадцати, в связи с чем, в состав представительного органа муниципального образования в настоящее время входит семь депутатов из пятнадцати, что составляет менее двух третей от общей численности избранных депутатов и свидетельствует о неправомочности действующего состава Собрания депутатов.

В судебном заседании заявитель ФИО8 поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.

И.о. председателя Собрания депутатов ФИО9 в судебном заседании заявленные требования не признал и просил их отклонить, пояснив, что в настоящее время Собрание депутатов осуществляет свои полномочия в составе 11 депутатов. Из 8 депутатов, написавших заявления о сложении своих полномочий, только четверо – ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 действительно прекратили свои полномочия. Депутаты ФИО18, ФИО7 и ФИО107 после подачи заявлений о сложении полномочий подали новые заявления об отзыве первоначальных заявлений, в связи с чем, их полномочия прекращены не были и они продолжили осуществлять полномочия депутатов в составе Собрания депутатов. Вместо сложившего свои полномочия депутата ФИО21 по избирательному округу № 15 в марте 2013 года были проведены дополнительные выборы, по результатам которых в состав Собрания депутатов был избран ФИО22 На 8 сентября 2013 года назначены дополнительные выборы по избирательным округам № 4, № 7, № 9 и № 13 вместо прекративших свои полномочия депутатов ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО26 Таким образом, Собрание депутатов в настоящее время функционирует в правомочном составе, позволяющем эффективно реализовывать отнесенные к его компетенции полномочия и основания для признания неправомочным состава депутатов представительного органа муниципального образования отсутствуют.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО10, исполнявший обязанности главы МО «поселок Дубки» до 11 февраля 2013 года и ФИО11, исполняющий обязанности главы данного муниципального образования на момент рассмотрения настоящего дела, заявленные ФИО8 требования поддержали, согласившись с доводами заявителя о неправомочности действующего состава депутатов Собрания депутатов городского поселения, осуществляющего свои полномочия в составе 8 депутатов, что менее необходимых для правомочности 2/3 от общего числа избранных депутатов.

Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании просили заявленные ФИО8 требования удовлетворить, показав, что, будучи избранными в марте 2012 года в состав Собрания депутатов городского поселения, в январе 2013 года также как и заявитель добровольно написали заявления о сложении своих депутатских полномочий, после чего участия в работе Собрания депутатов городского поселения не принимали, депутатами себя не считают.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО7 и ФИО107 суду показали, что, являясь депутатами Собрания депутатов поселка Дубки Казбековского района, в январе 2013 года добровольно написали заявления о сложении своих депутатских полномочий. Однако после обращений к ним избирателей они поняли допущенную ими ошибку и написали новые заявления об отзыве своих первоначальных заявлений о сложении своих полномочий. В этой связи считают себя действующими депутатами, принимают участие в заседаниях Собрания депутатов, которое считают правомочным и просят в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО21 и председатель муниципальной избирательной комиссии МО «поселок Дубки» ФИО31, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, возражений относительно заявления в суд не представили, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ч. 2 ст. 252 ГПК РФ заявление ФИО8 рассмотрено без участия данных заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора Плугарева А.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд находит требования ФИО8 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Устава МО «поселок Дубки» (с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов № 1 от 19.07.2011 г.), Собрание депутатов городского поселения состоит из 15 депутатов, избираемых населением городского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства сроком на пять лет.

Решением муниципальной избирательной комиссии МО «поселок Дубки» № 23 от 09 марта 2012 года признаны избранными в состав представительного органа муниципального образования следующие лица: ФИО3 (избирательный округ № 1), ФИО18 (избирательный округ № 2), ФИО107 (избирательный округ № 3), ФИО2 (избирательный округ № 4), ФИО7 (избирательный округ № 5), ФИО37 (избирательный округ № 6), ФИО6 (избирательный округ № 7), ФИО39 (избирательный округ № 8), ФИО5 (избирательный округ № 9), ФИО41 (избирательный округ № 10), ФИО42 (избирательный округ № 11), ФИО43 (избирательный округ № 12), ФИО4 (избирательный округ № 13), ФИО45 (избирательный округ № 14) и ФИО21 (избирательный округ № 15).

В связи со сложением депутатом ФИО21 своих полномочий заявлением от 29 марта 2012 года, по избирательному округу № 15 10 марта 2013 года были проведены дополнительные выборы, по результатам которых избранным депутатом поселкового Собрания депутатов признан ФИО22 (решение муниципальной избирательной комиссии № 8 от 11 марта 2013 года).

10 января 2013 года депутат ФИО107 обратился к председателю Собрания депутатов с заявлением о добровольном сложении с себя полномочий депутата с даты подписания им данного заявления.

11 января 2013 года с аналогичными заявлениями о добровольном сложении с себя полномочий депутатов в Собрание депутатов, в муниципальную избирательную комиссию городского поселения и к Главе МО «поселок Дубки» обратились депутаты ФИО5 и ФИО7, а 14 января 2013 года – депутаты ФИО2, ФИО18, ФИО6 и ФИО4

Факт добровольного и осознанного обращения с заявлениями о сложении с себя полномочий депутатов заявитель ФИО8, заинтересованные лица ФИО107, ФИО5, ФИО7, ФИО6 и ФИО4 подтвердили в ходе судебного заседания.

Обращение указанных выше лиц, а также депутата ФИО18 с заявлениями о сложении депутатских полномочий подтверждается исследованными судом копиями их заявлений, и не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле.

Более того, как установлено судом, в связи с обращением депутатов ФИО107, ФИО4, ФИО2 и ФИО6 Собранием депутатов были приняты решения № 01/13 от 16 января 2013 г., № 02/13 от 19 января 2013 г., 04/13 и № 05/13 от 26 января 2013 года соответственно о досрочном прекращении полномочий указанных лиц в качестве депутатов с момента принятия Собранием депутатов указанных выше решений. Решения о досрочном прекращении депутатских полномочий в связи с их добровольным сложением в отношении депутатов ФИО5, ФИО18 и ФИО7 Собранием депутатов не принимались.

В силу частей 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Аналогичные положения о возможности осуществления Собранием депутатов своих полномочий в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, а также о правомочности заседаний Собрания депутатов при присутствии на нем более половины избранных депутатов предусмотрены пунктами 4 и 5 статьи 24 Устава МО «поселок Дубки».

В соответствии с пунктом 10 статьи 24 Устава МО «поселок Дубки» в случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов Собрания депутатов городского поселения либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с Уставом Собрание депутатов городского поселения имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее двух третей от установленной численности депутатов Собрания депутатов городского поселения) до проведения дополнительных выборов депутатов по освободившимся округам.

Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Устава МО «поселок Дубки» полномочия Собрания депутатов городского поселения могут быть прекращены в случае вступления в силу решения Верховного Суда Республики Дагестан о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов городского поселения, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Полномочия депутата Собрания депутатов городского поселения прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (пункт 2 части 1 статьи 29 Устава МО «поселок Дубки»).

Отставка по собственному желанию в качестве основания досрочного прекращения полномочий депутата выборного органа местного самоуправления законодательно закреплена пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 85 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» установлено, что помимо оснований, установленных законами Республики Дагестан, полномочия депутата представительного органа муниципального образования прекращаются также в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий со дня подачи этого заявления.

С учетом вышеприведенных положений федерального и республиканского законодательства, регулирующего порядок формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что полномочия депутатов Собрания депутатов МО «поселок Дубки», обратившихся с заявлениями о сложении своих полномочий были прекращены со дня подачи ими соответствующих заявлений, а именно: ФИО107 – с 10 января 2013 года, ФИО5 и ФИО7 – с 11 января 2013 года, ФИО2, ФИО3, ФИО6 и ФИО4 – с 14 января 2013 года.

В обоснование своих доводов о правомочности действующего состава депутатов Собрания депутатов его представитель ФИО9 в судебном заседании сослался на факт отзыва депутатами ФИО7, ФИО18 и ФИО107 своих первоначальных заявлений о сложении полномочий депутатов, что, по его мнению, свидетельствует о сохранении за указанными лицами статуса депутатов представительного органа местного самоуправления.

Заинтересованные лица ФИО7 и ФИО107 подтвердили суду, что действительно, осознав после обращений избирателей свою ошибку в написании заявлений о сложении своих полномочий, 16 января 2013 года и 3 февраля 2013 года соответственно обратились с новыми заявлениями, в которых просили ранее поданные заявлении о сложении полномочий депутатов считать недействительными, после чего продолжают по настоящее время осуществлять полномочия депутатов, принимая участие в заседаниях Собрания депутатов.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу о том, что доводы представителя заинтересованного лица о сохранении за ФИО7, ФИО18 и ФИО107 полномочий депутатов в связи с их волеизъявлением сохранить за собой статус депутатов, несмотря на обращение с заявлениями о добровольном сложении своих полномочий, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права.

При этом суд учитывает, что действующее законодательство не только не предусматривает возможности отзыва депутатом представительного органа муниципального образования своего заявления о добровольном сложении своих полномочий, но и содержит императивную норму, согласно которой полномочия депутата в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий прекращаются со дня подачи этого заявления (п. 1 ст. 85 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан»).

В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, устанавливая в Законе Республики Дагестан от 06 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», что полномочия депутата представительного органа муниципального образования прекращаются со дня подачи этого заявления, Республика Дагестан действовала в пределах имеющихся полномочий в области правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления. Каким-либо имеющим большую юридическую силу положениям федерального законодательства, указанная норма ч. 1 ст. 85 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» не противоречит.

По мнению суда, преодоление факта прекращения полномочий депутата представительного органа в связи с добровольным сложением им своих полномочий путем отзыва этим депутатом своего заявления либо путем вынесения представительным органом нового решения об отмене ранее вынесенного решения о досрочном прекращении полномочий депутата, противоречит выборному принципу формирования состава представительного органа муниципального образования и нарушает гарантированное частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации право граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в состав представительного органа местного самоуправления.

Также необоснованным суд признает доводы представителя Собрания депутатов ФИО9 о том, что полномочия депутатов ФИО7 и ФИО18 не были прекращены в связи с тем, что Собранием депутатов не выносились решения о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов. В обоснование указанного довода представитель заинтересованного лица сослался на положения части 2 статьи 29 Устава МО «поселок Дубки», согласно которому решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается Собранием депутатов городского поселения, а полномочия депутата прекращаются с момента, указанного в решении Собрания депутатов.

При этом суд учитывает, что положение части 2 статьи 29 Устава МО «поселок Дубки», ставящего момент прекращения полномочий депутата в зависимость от принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата прямо противоречит приведенным выше положениям ч. 1 ст. 85 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан».

В этой связи следует признать обоснованными доводы заявителя ФИО8 о том, что решение депутата о досрочном прекращении полномочий не устанавливает никаких правил, обязательных для исполнения на территории муниципального образования, и относится к вопросам организации деятельности представительного органа, в связи с чем, не требует голосования депутатов, а неправомочность представительного органа не должна ставиться в зависимость от формального закрепления отставки депутатов, сложивших полномочия, т.к. основания досрочного прекращения полномочий, предусмотренных законом, фактически наступили.

С учетом вышеизложенного принятие Собранием депутатов решения № 08/13 от 09 февраля 2013 года об отмене решения № 01/13 от 16.01.2013 года о прекращении полномочий депутата ФИО107, а также последующее участие ФИО7 и ФИО107, прекративших свои полномочия депутатов в связи с отставкой по собственному желанию, в заседаниях Собрания депутатов, не могут рассматриваться как факты, свидетельствующие о сохранении ими своего статуса депутатов либо о повторном приобретении указанными лицами статуса депутатов представительного органа муниципального образования.

Показания допрошенных по ходатайству представителя заинтересованного лица свидетелей ФИО43, ФИО12, ФИО91 и ФИО92, являющихся действующими депутатами Собрания депутатов МО «поселок Дубки», о том, что Собрание депутатов функционирует в правомочном составе, с учетом установленных судом обстоятельств не могут быть признаны обоснованными.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в результате добровольного сложения полномочий были досрочно прекращены полномочия 7 депутатов Собрания депутатов МО «поселок Дубки» - ФИО2, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО107, в связи с чем, численность Собрания депутатов составила 8 депутатов из 15, что составляет менее 2/3 от общей численности избранных депутатов (10 депутатов из 15) и свидетельствует о неправомочности действующего состава представительного органа муниципального образования.

Не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявления ФИО8 и факт назначения на 8 сентября 2013 года дополнительных выборов депутатов Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам № 4, № 7, № 9 и № 13, поскольку предусмотренное законом основание для признания действующего состава депутатов Собрания депутатов неправомочным судом установлено. При указанных обстоятельствах формирование правомочного состава депутатов представительного органа муниципального образования возможно не путем проведения дополнительных выборов по избирательным участкам вместо выбывших депутатов, а путем проведения досрочных выборов всего состава Собрания депутатов.

С учетом изложенного заявление ФИО8 подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Собрания депутатов МО «поселок Дубки» Казбековского района Республики Дагестан в пользу ФИО8 подлежат взысканию судебные расходы в сумме <.>, понесенные заявителем по оплате государственной пошлины при обращении в суд.

Содержащиеся в заявлении ФИО8 требования о признании недействительными всех решений, принятых Собранием депутатов МО «поселок Дубки» начиная с 14 января 2013 года, рассмотрению не подлежат, поскольку заявление в данной части возвращено ФИО8 определением суда от 18 июля 2013 года в связи с его неподсудностью Верховному Суду Республики Дагестан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

заявление ФИО8 удовлетворить.

Признать неправомочным состав депутатов представительного органа местного самоуправления - Собрания депутатов муниципального образования городское поселение «поселок Дубки» Казбековского района Республики Дагестан, сформированный по результатам состоявшихся 4 марта 2012 года муниципальных выборов.

Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования городское поселение «поселок Дубки» Казбековского района Республики Дагестан в пользу ФИО8 судебные расходы в сумме <.> рублей.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 16 августа 2013 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан      М.М. Абдулхалимов