ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-21/2015 от 18.03.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

 Дело № 3-21/2015

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Санкт-Петербург 18 марта 2015 года

 Ленинградский областной суд в составе:

 председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

 при секретаре Михейкиной М.О.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Ладога Девелопмент» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

 установил:

 ООО «Ладога Девелопмент» обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просит:

 1.Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на <данные изъяты> равной рыночной:

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>, рыночная стоимость <данные изъяты> рубля;

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный <адрес> <данные изъяты>, рыночная стоимость-<данные изъяты> руб..

 2.Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости по состоянию на <данные изъяты> в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков:

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>, рыночная стоимость <данные изъяты> рубля;

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный <адрес> берег, <данные изъяты>, рыночная стоимость-<данные изъяты> руб.

 В обоснование требований указано, что заявитель является собственником названных земельных участков, кадастровая стоимость которых составляет соответственно <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. Результаты кадастровой оценки существенно превышают их рыночную стоимость, определенную отчетом от ДД.ММ.ГГГГ и составляющую соответственно <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., являются недостоверными и нарушают права заявителя. Представленный отчет проверен на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, в результате получено положительное экспертное заключение от <данные изъяты>.

 Требования заявителя мотивированы ссылкой на ст.ст.65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.289, 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 В судебном заседании представитель ООО «Ладога Девелопмент» Шульц О.В. заявленные требования поддерживает в полном объеме, соглашаясь в тоже время с позицией представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и представителя филиала названного учреждения Войцех Т.В. о том, что отчет об оценке должен быть составлен на другую дату.

 Суд учитывает, что в предварительном судебном заседании от 27.02.3015 представителем ООО «Ладога Девелопмент» заявлено о возможном представлении нового отчета об оценке, в предварительном судебном заседании от 04.03.2015 названным представителем заявлено о возможном изменении предъявленных в суд требований, и о возможном заявлении ходатайства об экспертизе. В связи с изложенным, открытое судебное заседание было назначено на 18.03.2015.

 В настоящем судебном заседании представителем ООО «Ладога Девелопмент» заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств. Указанное ходатайство отклонено вследствие того, что представитель общества неоднократно имел возможность представить дополнительные доказательства в ходе судебного разбирательства по делу, что им сделано не было.

 Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», правительство Ленинградской области, администрация муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области.

 В письменном возражении представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии» и представитель филиала названного учреждения ФИО4 просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что рыночная стоимость земельных участков определена отчетом по состоянию на <данные изъяты>, между тем как кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена ДД.ММ.ГГГГ, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующих решений филиала учреждения об осуществлении кадастрового учета в связи с разделом другого земельного участка. Таким образом, отчет не может быть признан надлежащим доказательством. Оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости равной рыночной не имеется. Филиал учреждения может выступать лишь исполнителем принятого судом решения; не является заказчиком проведения работ по государственной кадастровой оценке на территории Ленинградской области, не является исполнителем указанных работ, не утверждал результаты государственной кадастровой оценки.

 В судебном заседании представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и представитель филиала названного учреждения Войцех Т.В. просит отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, приведенным в письменном отзыве, полагает, что отчет об оценке объектов недвижимости составлен на ненадлежащую дату.

 Представитель правительства Ленинградской области Кочорова Е.В. просит отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, приведенным представителем ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и представителем филиала названного учреждения, не соглашаясь по существу с датой, по состоянию на которую была определена рыночная стоимость земельных участков.

 Администрация муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области своего представителя для участия в судебном заседании не направила, просила дело рассмотреть без участия их представителя.

 Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя Шульц О.В., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и представителя филиала названного учреждения Войцех Т.В., представителя правительства Ленинградской области Кочорову Е.В., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежат рассмотрению верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в качестве суда первой инстанции.

 В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации(далее-Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

 Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

 Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

 Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 В целях подтверждения требования об установлении кадастровой стоимости равной рыночной надлежит представлять:

 отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

 положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

 Из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

 В случае установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по процедуре, установленной ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о рыночной стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

 Указанные нормы свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, так как одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.

 Согласно ст.245 ГПК РФ, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесенные федеральным законом к ведению суда дела.

 Следовательно, обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для возбуждения гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к подсудности верховного суда республики и равных ему судов. Подлежащего рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

 Поэтому, несмотря на то, что ООО «Ладога Девелопмент» на основании приведенных выше федеральных норм обратилось в суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, данное обращение подлежит рассмотрению судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

 В пояснительной записке к проекту постановления правительства Ленинградской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Ленинградской области» отражено, что работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений проведены по состоянию на 1 января 2008 года.

 Пунктом 1 постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области согласно приложениям 1 и 2. Постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 вступило в силу с 1 января 2011 года.

 Приложение 1 к данному постановлению правительства Ленинградской области содержит удельные показатели кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений с разбивкой по районам и с указанием удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по Ленинградской области. В приложении 1 отсутствуют удельные показатели кадастровой стоимости земель дачных объединений по Кировскому району Ленинградской области.

 Средний удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ленинградской области составляет 672,93 руб./кв.м.

 В примечании к данному приложению указано, что в соответствии с пунктом 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 (с изменениями), в случае образования нового или выявления ранее учтенного садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ладога Девелопмент» является собственником земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дачный поселок <данные изъяты>», <данные изъяты> кадастровый номер №, приобретенного на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Весь участок обременен для обеспечения доступа к землям общего пользования других земельных участков; <данные изъяты> кв.м.- водоохранная зона реки <данные изъяты>; <данные изъяты> кв.м.-водоохранная зона реки <данные изъяты>; <данные изъяты> кв.м.- водоохранная зона реки <данные изъяты>.

 В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ладога Девелопмент» является собственником земельного участка, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», уч.<данные изъяты>; кадастровый номер №. Участок имеет обременения-<данные изъяты> кв.м.- водоохранная зона.

 В кадастровой справке относительно земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Акт об утверждении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №№ Дата утверждения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.

 В кадастровой справке относительно земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Акт об утверждении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ № Дата утверждения кадастровой стоимости – <данные изъяты>.

 В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий номер №) от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что земельный участок расположен по адресу: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», участок №, площадь участка <данные изъяты> кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб., удельный показатель кадастровой стоимости <данные изъяты> руб./кв.м.; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером №(предыдущий номер №) от ДД.ММ.ГГГГ названный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», участок №, площадь участка <данные изъяты> кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб., удельный показатель кадастровой стоимости <данные изъяты> руб./кв.м.; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ.

 Отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ оценщиком ФИО6, являющимся членом некоммерческого партнерства «<данные изъяты>», определена рыночная стоимость названных земельных участков по состоянию на <данные изъяты>, а именно:

 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <данные изъяты> определена в <данные изъяты>;

 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по стоянию на <данные изъяты> определена в <данные изъяты> руб.

 Согласно экспертному заключению эксперта ФИО7 некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки «<данные изъяты>» № от <данные изъяты> (вид экспертизы определен как нормативно-методическая экспертиза) отчет № «Об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», №, <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», №» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

 Как следует из копии письма от ДД.ММ.ГГГГ № заявление ООО «Ладога Девелопмент» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению принято не было.

 В ходе судебного разбирательства представлены копии платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которыми ООО «Ладога Девелопмент» был перечислен земельный налог за 2013 и 2014 годы.

 Решением от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченного должностного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области осуществлен государственный кадастровый учет трехсот тридцати трех объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>».

 Решением от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченного должностного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области осуществлена постановка на государственный кадастровый учет ста шестидесяти семи земельный участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, АОЗТ Ладога.

 Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

 Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

 Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

 Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

 Принимая во внимание положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, суд считает, что заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости.

 Из представленных по делу кадастровых справок, кадастровых паспортов, копий решений уполномоченного должностного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области следует, что земельные участки образованы после 01.01.2008 в результате раздела иных земельных участков.

 Так как сведения о земельном участке с кадастровым номером №, в том числе, и сведения о кадастровой стоимости, равной <данные изъяты> руб. внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения № об осуществлении кадастрового учета 25.04.2012, то в соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой установления кадастровой стоимости данного земельного участка является 25.04.2012.

 Поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером №, в том числе, сведения о кадастровой стоимости, равной <данные изъяты> руб., внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения № об осуществлении кадастрового учета 05.03.2012, постольку на основании ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой установления кадастровой стоимости названного земельного участка является 05.03.2012.

 Исходя из вышеизложенного и рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №- по состоянию на 25.04.2012. Однако в соответствии с представленным заявителем отчетом № рыночная стоимость названных выше земельных участков установлена по состоянию на другую дату, а именно по состоянию на 01.01.2008.

 В указанной связи следует отметить, что представитель заявителя в судебном заседании согласился с позицией представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что рыночная стоимость земельных участков определена в отчете на ненадлежащую дату.

 По приведенным основаниям представленный отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан надлежащим доказательством, с достоверностью подтверждающим установление рыночной стоимости земельных участков на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость.

 Статья 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:

 соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;

 подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

 Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

 Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

 В силу пункта 16 Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО №5)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2011 №328, в экспертном заключении указываются, в том числе: результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности, требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков; результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иные действий эксперта при проведении экспертизы при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть мотивирован.

 В данном случае представленное в материалы дела заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков нельзя признать соответствующим указанным положениям ФСО №5 и следовательно, надлежащим доказательством соответствия отчета оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности по следующим основаниям.

 На титульном листе положительного экспертного заключения № от <данные изъяты> на отчет № поименован вид экспертизы: нормативно-методическая экспертиза.

 По итогам нормативно-методической экспертизы отчета об оценке сделан вывод о том, что отчет № «Об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», №, <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», №» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

 Однако, в данном разделе экспертного заключения отсутствует вывод эксперта о подтверждении конкретной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, что прямо предусмотрено пунктом 16 ФСО №5.

 Поэтому, проведенная нормативно-методическая экспертиза не является подтверждением стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке.

 Таким образом, заявителем по делу не представлено достоверных доказательств в обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости и в удовлетворении требований в полном объеме надлежит отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 в удовлетворении заявления ООО «Ладога Девелопмент» об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 равной рыночной, а именно:

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», №, рыночная стоимость <данные изъяты> рубля;

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный <адрес> берег, линия 6,уч.167, рыночная стоимость-<данные изъяты> руб., и об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2008 в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков:

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный поселок «<данные изъяты>», №, рыночная стоимость <данные изъяты> рубля;

 -земельного участка, кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, дачный <адрес> берег, <данные изъяты>, рыночная стоимость-<данные изъяты> руб., отказать.

 Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья                                 Е.Е.Морозкова

 Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2015 года.