ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-21/2018 от 07.05.2018 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а-25/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саранск Республика Мордовия 07 мая 2018 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонова,

при секретаре М.Х. Цыбульской,

с участием:

административного истца - общества с ограниченной ответственностью «НЭП», его представителей А.В. Вахляева и С.В. Букирева,

административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, его представителя Ю.А. Федотовой,

прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «НЭП» о признании недействующим пункта 256 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91,

у с т а н о в и л:

на 2017 г. приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень объектов).

Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 30 ноября 2016 г. № 134 (25.449)-60.

Приказ вступил в силу с 1 января 2017 г.

ООО «НЭП» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пункте 256 Перечня объектов указан принадлежащий обществу объект - здание административно-бытового корпуса, адрес: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, Александровское шоссе, 16, кадастровый номер 13:23:1009041:127 (далее по тексту - здание корпуса).

Здание корпуса было включено в Перечень объектов в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и помещений в них, а также в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов.

Вместе с тем здание корпуса не отвечает требованиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Здание корпуса расположено на земельном участке с разрешённым видом использования: для размещения производственных помещений.

Здание корпуса находится в промышленной зоне г. Саранска на территории бывшего завода, на расстоянии 2 км от остановок общественного транспорта. Прилегающая территория не имеет инфраструктуры предназначенной для проживания граждан, торговли и размещения социальных объектов, в связи с чем, использование здания корпуса для сдачи в аренду нецелесообразно из-за отсутствия пешеходного трафика и невостребованностью помещений, которые могут быть использованы только для обслуживания производства.

Вход в здание корпуса и на территорию предприятия возможен только через ворота и пост охраны. На территории организации действует пропускной режим, осуществляемый охранной организацией ЧОО ООО «Гладиатор».

Здание корпуса находится в непосредственной близости от здания производственных цехов №№ 1, 2, 3, 4 и фактически используется для обслуживания собственного производства.

ООО «НЭП» применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком налога на имущество организаций. В связи с этим включение здания корпуса в указанный Перечень нарушает права и законные интересы заявителя, который будет обязан уплачивать налог в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта.

В связи с этим административный истец считает, что оспариваемый пункт 256 Перечня объектов противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.

Полагает, что оспариваемым пунктом нарушаются права административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество.

Административный истец просил признать пункт 256 Перечня объектов не действующим со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91.

Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подал возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку площадь кабинетов (офисных помещений), расположенных в здании корпуса, составляет 408,2 кв.м, то есть 23 процента от общей площади здания корпуса, что в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о фактическом использовании здания корпуса в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В судебном заседании представитель административного истца С.В. Букирев административный иск поддержал по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Ю.А. Федотова относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании прокурор Е.П. Шитова дала заключение, в котором полагала, что оспариваемый пункт не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежит признанию не действующим со дня вступления в силу приказа.

Проверив на основании части седьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.

Согласно статье 72 (пункт «и» части первой) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Налоговый кодекс Российской Федерации, а также приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 4.1 и 9 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7, комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Председатель комитета издает приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 сентября 2015 г. № 520 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 и 10 указанного Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, приказом руководителя Комитета создается Комиссия для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, не согласных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость.

Установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путём проведения их обследования. При обследовании проводится выезд членов Комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

В ходе обследования (по согласованию с собственником объекта недвижимого имущества) осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъёмка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.

По результатам обследования Комиссия в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

На основании актов обследования в случае установления Комиссией фактического использования объекта недвижимости для целей, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций осуществляет подготовку приказа об определении Перечня объектов.

Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 29 ноября 2016 г.

С учётом вышеизложенного следует, что настоящий приказ принят Госкомимуществом Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена, данный приказ опубликован в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

В соответствии с положениями части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно справке ООО «НЭП» от 23 апреля 2018 г., общество применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком налога на имущество организации. Исходя из кадастровой стоимости здания корпуса, налог будет составлять - 253 640 рублей.

Следовательно, ООО «НЭП» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении него и этим актом нарушаются его законные интересы.

Предметом судебного контроля является оспариваемый пункт 256 Перечня объектов, в который, по мнению административного истца, незаконно включён принадлежащий ему объект.

В пункте 256 Перечня объектов указано здание административно-бытового корпуса.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 марта 2018 г. основной вид деятельности ООО «НЭП» - аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, а также осуществление дополнительных видов деятельности, в том числе производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве.

Повторным свидетельством о государственной регистрации права от 22 января 2014 г. подтверждается, что здание корпуса принадлежит на праве собственности ООО «НЭП» на основании договора купли-продажи, запись о регистрации сделана 23 марта 2010 г., и имеет наименование – здание административно-бытового корпуса.

Уведомлением от 21 февраля 2017 г. о внесении в Единый государственный реестр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости ООО «НЭП» сообщено, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте – производственно-техническое здание.

Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 10 ноября 2016 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, здание корпуса имеет общую площадь 1789,9 кв.м, фактическое использование – объект административно-офисного назначения.

Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 2 февраля 2018 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия по обращению ООО «НЭП» об исключении пункта 256 из Перечня объектов, здание корпуса имеет общую площадь 1789,9 кв.м. Площадь кабинетов (административных помещений) составляет 408,2 кв.м, то есть 23 процента от общей площади здания корпуса. Были учтены на первом этаже кабинеты №№ 4-6, 9-10, на втором этаже кабинеты №№ 2-4,9-10, 12, конференц-зал, на третьем этаже кабинеты №№ 2-3, 9-11. Фото-видеосъёмка не производилась.

Здание корпуса расположено на земельном участке, категория земель которого - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для размещения производственных помещений, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 30 октября 2015 г.

Как видно из технического паспорта на здание корпуса от 30 сентября 2013 г., здание корпуса является отдельно стоящим зданием, его назначение - нежилое, использование - производственно-технологическое здание.

В соответствии с пунктами 1.6, 2.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте ООО «НЭП», утверждённого директором ООО «НЭП» 30 мая 2017 г., работники ООО «НЭП», арендаторы и посетители, проходящие на территорию объекта и выходящие с нее, выполняют требования сотрудников охраны (контролеров), несущих службу на контрольно-пропускных пунктах, в соответствии с настоящим Положением; основанием для прохода работников и посетителей через контрольно-пропускные пункты, является предъявление сотрудникам охраны (контролерам) пропусков установленной формы.

Из фотографий фасада здания корпуса видно отсутствие на нём вывесок, указателей, объявлений и иной наглядной рекламы делового, административного и коммерческого назначения.

Согласно представленным ООО «НЭП» доказательствам (технический паспорт на здание корпуса, перечень служебных помещений, штатное расписание, фотографии) указанные в акте обследования от 2 февраля 2018 г. кабинеты фактически используются для размещения подразделений и работников ООО «НЭП», которые осуществляют функции по управлению обществом, являются складскими помещениями ООО «НЭП» или сданы в аренду под складские помещения и частному охранному предприятию.

Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах следует, что указанные в документах кадастрового и технического учёта наименования здания корпуса и помещений в нём, вид разрешённого использования земельного участка, наличие пропускного режима, фактическое использование здания корпуса и помещений в нём, свидетельствует, что здание корпуса не относится к административно-деловым центрам, поскольку его использование связано с обеспечением производственной и иной деятельности ООО «НЭП». По этим же причинам помещения в этом здании корпуса не могут быть отнесены к офисам.

Акты обследования от 10 ноября 2016 г. и от 2 февраля 2018 г. также не свидетельствует об использовании здания корпуса в качестве административно-делового центра.

Кроме того, нумерация кабинетов указанных в акте обследования от 2 февраля 2018 г. фактически отсутствует.

В связи с этим пункт 256 Перечня объектов не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, пункт 256 Перечня объектов подлежит признанию не действующим со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, поскольку, таким образом, обеспечивается восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объёме.

Распределение судебных расходов судом не производится, поскольку административный истец отказался от их возмещения.

Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

р е ш и л:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «НЭП» удовлетворить полностью.

Признать пункт 256 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, не действующим со дня вступления в силу данного приказа.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонов

Мотивированное решение суда составлено 14 мая 2018 г.