ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-220-2011 от 07.11.2011 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                           Дело №3-220-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд

в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.

при секретаре Гвоздевой А.Ю.

с участием прокурора Масленниковой И.А.,

заявителя ФИО1,

представителя заинтересованных лиц - Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 и Избирательной комиссии Пермского края - Л., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев 7 ноября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 от 28 октября 2011 года № 01-03/21,

установил:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 2 сентября 2011 года № 2834 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на 4 декабря 2011 года. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 104 (31818) от 6 сентября 2011 года.

Схема тридцати одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года № 2725.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 6 сентября 2011 года № 08/07-2 «О возложении обязанности полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 возложены на территориальную избирательную комиссию Кудымкарского муниципального района.

Решением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года № 01-03/21 ФИО1, выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29.

ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене указанного решения окружной избирательной комиссии. В обоснование требований указал, что 3 октября 2011 года в порядке самовыдвижения подал документы в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29. 05 октября 2011 года приступил к сбору подписей среди избирателей данного округа и сдал подписные листы в окружную избирательную комиссию 19 октября 2011 года. 26 октября 2011 года принял участие в выборочной проверке подписей избирателей, в процессе которой рабочей группой была выявлена одна недействительная подпись в связи с исправлением в дате внесения подписи. Около 21 часа этого же дня председателем окружной избирательной комиссии ему был вручен итоговый протокол проверки подписных листов, согласно которому выявлено 17 недействительных подписей, что составляет 17,7 процентов. 28 октября 2011 года окружная избирательная комиссия отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 29 в связи с непредставлением первого финансового отчета и недостаточным количеством подписей избирателей. Считает отказ в регистрации незаконным. Указал, что составил первый финансовый отчет 19 октября 2011 года. В связи с тем, что отчет был составлен не по установленной форме, 19 октября он не имел возможности найти форму финансового отчета, поэтому сдал отчет 21 октября. Также указал, что при сдаче подписных листов и последующей их проверке 26 октября 2011 года членами рабочей группы С. и Я. с участием эксперта П. была обнаружена только одна недействительная подпись, члены комиссии никаких претензий по поводу иных подписей ему не высказали. При сдаче в комиссию подписных листов 19 октября 2011 года присутствовала член избирательной комиссии С., которая проверила все подписные листы и при этом не высказала каких-либо замечаний. Он также лично проверил подписные листы для подготовки к сдаче в окружную комиссию и никаких исправлений в них не обнаружил. Полагает, что поскольку окружная избирательная комиссия направила в подразделения УФМС России по Пермскому краю напечатанные в комиссии таблицы установленной формы, возможно наличие ошибок в сведениях об избирателях, допущенных членами комиссии при изготовлении этих таблиц. Указал, что поскольку форма подписного листа и форма таблиц окружной избирательной комиссии содержит графу «адрес места жительства», а не «место регистрации» избирателя, оснований для признания подписей избирателей у которых указано место фактического проживания, а не место регистрации, не имеется. Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 4 августа 2011 года № 04/30-2 предусмотрено, что недействительной подписью избирателя считается подпись в случае, если место жительство избирателя находится за пределами соответствующего избирательного округа. Согласно постановлению Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года, в частности, п. 3.5, недействительной подпись избирателя признается на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Между тем, заключение эксперта П. о выявлении одной недействительной подписи отсутствует, также отсутствует и справка о результатах проверки отделениями УФМС в г. Кудымкаре иве. Юсьва. Основаниями для признания подписей избирателей недействительными, указанными в итоговом протоколе проверки подписных листов № 2 являются «исправления в сведениях об избирателях, специально не оговоренные», что не соответствуют сведениям, содержащимся в таблицах с отметками подразделений УФМС России по Пермскому краю в г. Кудымкар иве. Юсьва. Подписавший итоговый протокол проверки подписных листов № 2 Я1. в работе рабочей группы при фактической проверке отобранных подписных листов 26 октября участия не принимал. По мнению заявителя, причиной признания недействительными 17 подписей избирателей является его обращение в прокуратуру г. Кудымкара с заявлением о нарушении законов другим кандидатом в депутаты, выпустившим первый номер газеты «Коми-Пермяцкая народная газета». Считает, что территориальный пункт УФМС России по Пермскому краю в Юсьвинском районе, письмо которого явилось основанием для признания недействительными основного количества подписей избирателей, находится в некотором подчинении у главы Юсьвинского района Е., чье интервью напечатано в газете «Коми-Пермяцкая народная газета», поэтому не исключена возможность некоторого влияния на результаты проверки подлинности подписей с его стороны, как возглавляющего список политической партии «Единая Россия» в одномандатном избирательном округе № 29.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что при сдаче подписных листов ему были сделаны замечания только в связи с тем, что два подписных листа не были пронумерованы, замечания по поводу исправлений в подписных листах ему не высказывались. Указал, что после сдачи подписных листов в окружную избирательную комиссию поступили анонимные сведения о том, что он собрал у нескольких избирателей подписи по месту их работы, что не соответствует действительности. Считает, что подписи признаны недействительными с целью не регистрировать его кандидатом в депутаты. Указал, что не мог найти самостоятельно форму финансового отчета в связи с тем, что имеющийся у него, как у помощника депутата Законодательного Собрания Пермского края, компьютер находится в нерабочем состоянии. Считает, что оспариваемым решением нарушено его право быть избранным в депутаты.

Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 и Избирательной комиссии Пермского края - Л. просила в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать. Представила письменные возражения, поддержав изложенные в них доводы, в судебном заседании (л.д. 41-45).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, показания свидетелей, заключение прокурора Масленниковой И.А., полагавшей, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных ФИО1 требований.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2022 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.п. «в»);

недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п.п. «д»).

Аналогичные требования содержатся и в ч. 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края».

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.

Пунктами 2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении При условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

В соответствии с п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК при самовыдвижении кандидата окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Пермского края. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.

В соответствии с частью второй ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК вместе с заявлением, указанным в части первой настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме в соответствии с приложением к Федеральному закону.

Согласно части первой статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);

б) первый финансовый отчет кандидата;

в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 либо частью 20 статьи 29 настоящего Закона (если такие изменения имеются).

Судом установлено, что 3 октября 2011 года в 16 часов 50 минут ФИО1 уведомил окружную избирательную комиссию № 29 о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29, представив в избирательную комиссию все предусмотренные частью 20 статьи 29 Закона Пермского края документы о выдвижении кандидатом (л.д. 153).

Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края ФИО1, включая первый финансовый ответ, должны были быть представлены в избирательную комиссию до 18 часов по местному времени 19 октября 2011 года.

19 октября 2011 года в 17 часов 57 минут ФИО1 представил в окружную избирательную комиссию 33 подписных листа, содержащих 494 подписи избирателей, что подтверждается актом о приеме подписных листов (л.д. 110), подтверждением принятых документов для регистрации кандидата (л.д. 111). Из подтверждения принятых окружной избирательной комиссией документов для регистрации кандидата у ФИО1 от 19.10.2011 года следует, что первый финансовый отчет кандидата отсутствует. Указанное подтверждение подписано председателем избирательной комиссии П1. и было получено ФИО1, о чем свидетельствует его подпись на подтверждении.

Первый финансовый отчет был представлен ФИО1 на 1 листе 21 октября 2011 года, что подтверждается письменным подтверждением (л.д. 135).

Доводы ФИО1 о том, что 19 октября 2011 года он представлял в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет не по установленной форме опровергается указанными выше доказательствами.

Кроме того, опрошенные в качестве свидетелей председатель окружной избирательной комиссии № 29 П1., заместитель председателя окружной избирательной комиссии С. показали, что принимали у ФИО1 документы для регистрации 19 октября 2011 года, при этом первый финансовый ответ ФИО1 представлен не был. Свидетель С. также показала, что 19 октября ФИО1 предъявил незаполненную форму финансового отчета, пояснив, что не оформил финансовый отчет, так как спешил. 21 октября 2011 года ФИО1 был представлен первый финансовый отчет не в полном объеме, ему помогли в окружной комиссии составить отчет, который находится в настоящее время в деле ФИО1

Из объяснения ФИО1 в судебном заседании, следует, что по договоренности с С. он должен был представить первый финансовый отчет на следующий день, после сдачи подписных листов. Фактически отчет представил 21 октября 2011 года.

В соответствии с частью 13 статьи 53 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК порядок и формы учёта и отчётности о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией Пермского края.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую избирательную комиссию финансовый отчёт о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчёт - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, при этом в отчёт включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.

В силу пункта 8.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 4 августа 2011 года № 04/29-2 кандидат представляет в окружную избирательную комиссию, а уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам представляет в избирательную комиссию Пермского края на бумажном носителе и в электронном виде финансовые отчёты со следующей периодичностью:

1) первый финансовый отчёт - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением в установленном Законом Пермского края порядке. В отчёт включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдаче отчёта.

Согласно пункту 8.4 Инструкции обязанность представления финансового отчёта, учёта поступления и расходования средств избирательного фонда возлагается, соответственно, на кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам.

В соответствии с пунктом 8.7 Инструкции финансовый отчёт (первый, итоговый) кандидата, избирательного объединения состоит из следующих документов:

учёта поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда (форма № 1 приложение № 1);

финансового отчёта (формы № 5, 6 приложения № 10, 12);

банковской справки (выписки со счёта) об остатке средств избирательного фонда.

Согласно пункту 8.8 Инструкции при представлении первого финансового отчёта остаток средств избирательного фонда на специальном избирательном счёте подтверждается банковской справкой (выпиской по счёту) прилагаемой к первому финансовому отчёту, при этом дата указываемая кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам при подписании формы № 1 учёта поступления и расходования средств избирательного фонда и форм № 5, 6 финансового отчёта должна соответствовать дате последней финансовой операции, указанной в банковской справке (выписке по счёту) об остатке средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.

Пунктом 8.10 Инструкции установлено, что финансовый отчёт (первый, итоговый) представленный кандидатом, уполномоченные представителем избирательного объединения не в полном объёме (представлены не все документы, установленные пунктами 8.7 и 8.9 настоящей Инструкции), свидетельствует о невыполнении со стороны кандидата, избирательного объединения требований части 1 статьи 57 Закона Пермского края.

Раздел 5 формы № 5 «Финансовый отчёт (первый, итоговый)», являющейся приложением № 10 к Инструкции от 4 августа 2011 года, также содержит информацию о том, что остаток средств фонда на дату сдачи отчёта заверяется банковской справкой (выпиской по счёту).

Представление первого финансового отчёта для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК не противоречит федеральному законодательству, так как согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчёт.

Поскольку первый финансовый отчёт был представлен ФИО1 окружной избирательной комиссии по истечении установленного законом срока, указанное обстоятельство правомерно признано окружной избирательной комиссией в качестве основания для отказа в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва.

Ссылка ФИО1 на то, что ему требовалось время для того, чтобы найти форму финансового отчета, поскольку он не имеет доступа в сеть Интернет из-за отсутствия компьютера, не свидетельствует о нарушении его прав окружной избирательной комиссией.

Свидетели П., С.. показали, что копия Инструкции от 4 августа 2011 года на бумажном носителе находится в помещении ОИК № 29 на информационном стенде.

Кроме того, Инструкция от 4 августа 2011 года размещена на официальном сайте избирательной комиссии Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет 9 августа 2011 года, что подтверждается технологической копией сайта избирательной комиссии Пермского края (л.д. 109). Таким образом, ФИО1 вправе был ознакомиться с данной Инструкцией путём выхода в сеть Интернет на официальный сайт избирательной комиссии Пермского края.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Пермского края от 20 февраля 2007 года № 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края» (далее - Закон об избирательной комиссии) избирательная комиссия Пермского края может иметь официальный печатный орган и размещать информацию в телекоммуникационных сетях общего пользования.

Согласно части 3 статьи 11 Закона об избирательной комиссии избирательная комиссия Пермского края вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения законов Пермского края о выборах и референдумах, обязательные для исполнения.

Частями 11, 12 статьи 14 Закона об избирательной комиссии установлено, что постановления нормативного характера избирательной комиссии Пермского края вступают в силу с момента их принятия, если иной срок не определен федеральным законом, законом Пермского края, постановлением комиссии об утверждении акта. Постановления избирательной комиссии Пермского края подлежат опубликованию в государственных печатных средствах массовой информации, официальном печатном органе избирательной комиссии Пермского края либо доводятся до сведения избирателей иным путем.

Суд приходит к выводу, что избирательной комиссией Пермского края содержание Инструкции от 4 августа 2011 года было доведено до сведений избирателей в установленном законом порядке путём размещения данной Инструкции на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет заблаговременно до дня назначения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва. Кроме того окружной избирательной комиссией было доведено содержание Инструкции путем размещения на стенде в помещении окружной избирательной комиссии. В связи с чем, избиратели, а также кандидаты в депутаты, в том числе и ФИО1, имели возможность ознакомиться с содержанием данного нормативного документа.

Показания свидетеля К. о том, что у ФИО1 отсутствовали формы финансового отчета, поскольку ФИО1 просил его (ФИО2) дать ему копии форм финансового отчета, основанием к признанию решения окружной избирательной комиссии незаконным не являются, поскольку ФИО1 не лишен был возможности ознакомиться с содержанием Инструкции от 4 августа 2011 года самостоятельно.

Частью 2 статьи 57 Закона Пермского края обязанность представления финансового отчета, учета поступления и расходования средств возлагается, соответственно, на кандидата (первый финансовый отчет кандидат представляет лично, итоговый - кандидат или уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам, если ему делегировано такое полномочие), непредставление ФИО1 в установленный законом срок надлежащим образом оформленных документов не свидетельствует о нарушении его прав со стороны окружной избирательной комиссии № 29.

Судом установлено, что вторым основанием для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва послужило недостаточное для регистрации количество подписей избирателей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

В соответствии с п.2 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов определен ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК. Согласно ч. 2 указанной статьи если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

В силу ч. 6 указанной статьи избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

По окончании сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями избирательного объединения. Кандидат подсчитывает количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, составляет и подписывает протокол об итогах сбора подписей избирателей (ч. 9 ст. 31).

В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппарата избирательной комиссии Пермского края, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов.

Письменные заключения указанных в настоящей части экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС «Выборы».

Согласно ч. 6 ст. 32 указанного закона проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии Пермского края - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.

Частью 7 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Согласно ч.14 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 6 статьи 82 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.

Из постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года № 2725 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва» следует, что численность избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа № 29, составляет 47718.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа. Следовательно, для регистрации кандидатом по одномандатному округу № 29 требуется 477 подписей.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 представлено в окружную избирательную комиссию 33 подписных листа с 494 подписями избирателей, что не превышает максимально допустимое количество подписей.

Методом жеребьевки было отобрано семь подписных листов: №№ 13, 19, 20, 24, 25, 32, 33, всего 96 подписей (л.д. 114).

В ходе проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, представленных для регистрации ФИО1, рабочая группа в составе П1., С., Я., Я1., П. 26 октября 2011 года пришла к выводу о недействительности 17 подписей избирателей, что составило 17,7% от 96 отобранных для проверки подписей.

Из ведомости проверки подписных листов, представленных ФИО1 следует, что были выявлены нарушения в строках 4, 7 на листе 19, в строках 1, 3, 10, 14 на листе 20, в строках 1, 6, 8 на листе 24, в строке 3 на листе 25, в строках 2, 9, 13 на листе 32, в строках 12, 13, 14, 15 на листе 33. Нарушения выявлены на основании писем территориального пункта в Юсьвинском районе УФМС России по Пермскому краю от 26.10.2011 года № 1451 и отделения в г.Кудымкар УФМС России по Пермскому краю от 26.10.2011 года № МС 4312 (л.д. 21).

26 октября 2011 года был составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 (л.д. 115-116).

Из 494 предъявленных подписей избирателей недействиельными были признаны 17 подписей. Основаниями признания подписей недействительными послужили указанные выше письма УФМС, а также исправления в сведениях об избирателях, специально не оговоренные и исправления в дате внесения подписи избирателя (л.д. 115).

С целью проверки доводов ФИО1, изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании исследованы подлинные подписные листы №№ 13, 19, 20, 24, 25, 32, 33, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата ФИО1 (л.д. 118-129), которые были сопоставлены с данными таблиц проверки подписных листов, со сведениями УФМС по г.Кудымкар и п.Юсьва (130-134).

При проведении проверки не нашли подтверждения утверждения заявителя о том, что при составлении таблиц окружной избирательной комиссией для проверки сведений об избирателях органами УФМС допущены ошибки и искажения при написании сведений об избирателях, поскольку сведения об избирателях, содержащиеся в таблицах, изготовленных окружной избирательной комиссией, соответствуют сведениям, содержащимся в подписных листах, каких-либо искажений фамилий, имен, отчество, иных сведений об избирателях, при изготовлении данных таблиц избирательной комиссией не допущено.

Судом установлено, что имеются нарушения избирательного законодательства в 17 подписях избирателей на подписных листах, которые проверялись рабочей группой окружной избирательной комиссией.

Так, в строке № 4 в подписном листе № 19 в номере паспорта избирателя К. содержатся неоговоренные исправления. В строке № 1 подписного листа № 20 в номере паспорта избирателя М. содержатся неоговоренные исправления. В строке № 10 подписного листа № 20 в адресе места жительства избирателя К1. имеются неоговоренные исправления. В строке № 14 подписного листа № 20 в адресе места жительства избирателя К2. содержатся неоговоренные исправления. В строке № 1 подписного листа № 24 у избирателя М1. имеются неоговоренные исправления имени и отчества. В строке № 6 подписного листа № 24 у избирателя К3. содержатся неоговоренные исправления в паспортных данных. В строке № 9 подписного листа № 32 у избирателя К4. имеются неоговоренные исправления в паспортных данных.

Не соответствуют сведениям УФМС сведения о следующих избирателях: Г. (строка № 7 подписной лист № 19) - номер квартиры указан неверно; М2. (строка № 3 подписной лист № 20) - адрес места жительства не соответствует адресу, указанному в паспорте; Г1. (строка № 8 подписного листа № 24) - сведения об адресе места жительства и паспортных данных не соответствуют действительности; П3. (строка № 3 подписного листа № 25) - сведения о годе рождения не соответствуют действительности; Б. (строка № 2 подписного листа № 32) -сведения об отчестве не соответствуют действительности; С2. (строка 13 подписного листа № 32) - сведения об улице в графе «адрес места жительства» не соответствует действительности; Ш. (строка № 12 подписного листа № 33) -сведения об адресе места жительства и паспортных данных не соответствуют действительности; П4.(строка № 13 подписного листа № 33) - сведения об адресе места жительства не соответствуют действительности; Н. (строка № 14 подписного листа № 33) - сведения об адресе места жительства, паспортные данные и отчество не соответствуют действительности; Н1. (строка № 15 подписного листа № 33) - сведения об адресе места жительства, паспортные данные не соответствуют действительности.

Кроме того, имеется исправление в дате подписи избирателя Г. в строке № 7 на листе № 19.

Суд приходит к выводу о том, что основания, по которым подписи были признаны окружной избирательной комиссией № 29 недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

В соответствии с п.п. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. На основании п.п. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67- ФЗ, п. «е» ч. 11 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.

Доводы заявителя об отсутствии у окружной избирательной комиссии оснований для признания подписей недействительными в связи с отсутствием заключения эксперта либо справки уполномоченного органа, являются несостоятельными.

Для признания недействительными подписей избирателей, в сведениях о которых содержатся неоговоренные исправления в соответствии с избирательным законодательством не требуется заключение эксперта.

В соответствии с действующим федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Судом установлено, что окружной избирательной комиссией № 29 на основании подписных листов, подвергнутых проверке, в связи с расхождением сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и сведений ГАС «Выборы», были составлены таблицы, которые были направлены в отделения УФМС г. Кудымкар и п.Юсьва для проверки сведений об избирателях.

Между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Федеральной миграционной службой имеется соглашение о взаимодействии, которым предусмотрено направление избирательной комиссией в орган ФМС России запроса на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей по форме, согласно приложению к подписанному протоколу.

Таким образом, данные УФМС о расхождении сведений, которые сообщил избиратель, могут служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Доводы заявителя о том, что при приеме подписных листов С1. сделала ему замечание только в связи с тем, что не были пронумерованы два подписных листа, замечаний по поводу подписей избирателей не высказывала, что свидетельствует о том, что исправлений в подписных листах не было, являются необоснованными.

Опрошенная в качестве свидетеля С1. показала, что при приеме подписных листов она проверила только количество подписных листов, сведения об избирателях ею не проверялись

Утверждения заявителя о том, что при проверке подписных листов 26 октября 2011 года членами рабочей группы С. и Я. с участием эксперта П. была обнаружена только одна недействительная подпись, члены комиссии никаких претензий по поводу иных подписей ему не высказали, основанием к отмене решения окружной избирательной комиссии не являются, поскольку установлено, что в подписных листах имеются недействительные подписи.

Ссылка заявителя на то, что основания для признания подписей избирателей недействительными, указанные в итоговом протоколе проверки подписных листов № 2 -«исправления в сведениях об избирателях, специально не оговоренные», не соответствуют сведениям, содержащимся в таблицах с отметками подразделений УФМС России по Пермскому краю в г. Кудымкаре иве. Юсьва, является несостоятельной. Поскольку, согласно итоговому протоколу основаниями для признания подписей недействительными являются письма УФМС, а также исправления в сведениях об избирателях, специально не оговоренные и исправления в дате внесения подписи избирателя (л.д. 115).

Доводы заявителя о том, что поскольку форма подписного листа содержит графу «адрес места жительства», поэтому оснований для признания подписей избирателей у которых указано место фактического проживания в пределах избирательного округа, недействительными, не имеется, судом отклоняются по следующим основаниям.

Статья 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, в подписных листах избирателем должен указываться адрес места жительства в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.

В соответствии с ч.б ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК избиратель в подписном листе указывает адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Таким образом, действующее законодательство не предоставляет избирателю право указать в подписном листе сведения об ином месте жительства, чем том, определения которого содержится в указанных правовых нормах. Иное понимание данных законоположений допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.

Доводы заявителя о том, что подписавший итоговый протокол проверки подписных листов № 2 Я1. в работе рабочей группы при фактической проверке отобранных подписных листов 26 октября участия не принимал, какими-либо доказательствами не подтверждаются. В соответствии с решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 от 12.09.2011 года № 01-03/02 Я1. является членом рабочей группы по проверке подписных листов с подписями избирателей (л.д. 112). Опрошенный в качестве свидетеля председатель окружной избирательной комиссии показал, что Я1. принимал участие в работе группы по проверке подписных листов.

Таким образом, являясь членом рабочей группы, ознакомившись с содержанием подписных листов, поступившими сведениями из УФМС, Я1. правомерно подписал итоговый протокол. Указанными действиями члена окружной избирательной комиссии права заявителя не нарушены.

Предположения заявителя о том, что основанием для признания недействительными 17 подписей избирателей является его обращение в прокуратуру г. Кудымкара с заявлением о нарушении законов кандидатом в депутаты от партии «Единая Россия» являются субъективным мнением заявителя и какими-либо доказательствами не подтверждаются, поэтому не могут быть приняты судом во внимание. Также являются голословными доводы заявителя о том, что не исключена возможность некоторого влияния на результаты проверки подлинности подписей избирателей в его поддержку главы Юсьвинского района, поскольку, по мнению заявителя, отделение УФМС России по Пермскому краю в Юсьвинском районе находится в некотором подчинении главы района.

Доводы заявителя о том, что после сдачи подписных листов в окружную избирательную комиссию поступили анонимные сведения о том, что он собрал у нескольких избирателей подписи по месту их работы, что не соответствует действительности, не имеет значения для дела, поскольку окружной избирательной комиссией факт нарушения ФИО1 порядка сбора подписей, а именно сбор подписей в запрещенных законом местах, не установлен.

Суд полагает, что окружная избирательная комиссия обоснованно отказала ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва в связи и с недостаточным для регистрации количество подписей избирателей, поскольку законных оснований для регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва не имелось. В связи с чем, решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 от 28 октября 2011 года № 01-03/21 отмене не подлежит.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (части 1, 2 и 3 статьи 3). Развивая эти положения, определяющие основы конституционного строя, статья 32 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), включая право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2).

Оспариваемое решение не затрагивает избирательного права заявителя, поскольку нарушений такого права заявителя суд не установил.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 от 28 октября 2011 года № 01-03/21 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 ФИО1».

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения - 8 ноября 2011 года.

Судья - подпись- Л.Е. Хрусталева

  судья - Л.И. Лядова

Решение вступило в законную силу 22 ноября 2011 года.

Судья - Л.И. Лядова