ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-223/2015 от 16.07.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Зуевой А.Н.,

с участием представителя заявителя Администрации Шелеховского городского поселения Борисова О.И.,

представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Константиновой Ю.М.,

члена Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области Филипповой Е.И.,

заинтересованного лица Прокопенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-223-15 по заявлению Администрации Шелеховского городского поселения о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята""номер изъят",

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Шелеховского городского поселения обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от "дата изъята""номер изъят" об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым "номер изъят" в размере рыночной стоимости, установленной на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от "дата изъята""номер изъят", составленного Обществом с ограниченной ответственностью «К.».

В обоснование первоначальных и уточненных требований администрация Шелеховского городского поселения указала, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть обжалованы в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Прокопенко Е.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "дата изъята", не согласился с кадастровой оценкой земельного участка в размере "данные изъяты" и обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, представив отчет об определении рыночной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты"

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от "дата изъята""номер изъят" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" определена в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" и снижена на 83%.

При разрешении вопроса об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости комиссия не учла нарушения оценщиком при составлении отчета Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки, выразившиеся в неправильном подборе объектов-аналогов, что привело к занижению рыночной стоимости оцениваемого объекта, так как четырех объектов-аналогов, выбранных в городе Шелехове было бы вполне достаточно, чтобы не брать объекты в поселке Маркова и селе Смоленщина и вводить к их ценам сомнительные корректировки.

По объекту-аналогу № 3 в объявлении "данные изъяты" отчета указано «под строительство». Оценщик предположил, что строительство будет коммерческим, хотя такой информации в объявлении не имеется, в связи с чем, данная информация не является достоверной.

Оценщик выявлял различия по шестому объекту-аналогу под АЗС и снизил его стоимость в результате корректировки, исходя из кадастровой стоимости, на 33%, что является необоснованным. Необходимо было не производить корректировку вообще и принять вид разрешенного использования для коммерческого использования.

Оценщиком нарушен пункт 6 ФСО № 3, поскольку представленная копия отчета не пронумерована, не прошита, не подписана и не скреплена печатью.

Расчет корректировки на разрешенное использование базируется на кадастровой стоимости, однако приложение № 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 08 ноября 2010 года № 277-пп не содержит сведений о кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в городе Шелехове, а также приведенных оценщиком цифр "данные изъяты"

Корректировка на удаленность от основных транспортных путей "данные изъяты" не содержит сведений по удаленности земельных участков от основных транспортных путей, градаций такой удаленности оценщиком не приведено, тогда как данная характеристика значительно (на 22%) влияет на рыночную стоимость.

На указанном оценщиком сайте в сети Интернет не имеется бюллетеня «Р.», в связи с чем, невозможно проверить сведения, указанные "данные изъяты"

Оценщиком в отчете нарушены принципы, указанные в Федеральном стандарте оценки № 3 (обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности).

Необоснованное занижение кадастровой стоимости земельного участка негативно влияет на экономическую деятельность муниципального образования, поскольку результаты определения кадастровой стоимости являются налоговой базой, из которой производится расчет земельного налога.

Администрация Шелеховского городского поселения заявила требования о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от "дата изъята""номер изъят" об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым "номер изъят" в размере рыночной стоимости, установленной на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от "дата изъята""номер изъят".

Определением судьи Иркутского областного суда от 17 апреля 2015 года определен круг лиц, участвующих в деле: Администрация Шелеховского городского поселения, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, Прокопенко Евгений Владимирович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительство Иркутской области, Администрация Шелеховского районного муниципального образования.

В судебном заседании представитель заявителя Администрации Шелеховского городского поселения Борисов О.И. поддержал заявленные требования.

Представители заинтересованных лиц: член Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Филиппова Е.И. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Константинова Ю.М., а также Прокопенко Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительства Иркутской области, Администрация Шелеховского районного муниципального образования в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями и распиской "данные изъяты"

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.

Выслушав пояснения представителя заявителя Администрации Шелеховского городского поселения Борисова О.И., поддержавшего заявленные требования, представителей заинтересованных лиц члена Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Филипповой Е.И. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Константиновой Ю.М., заинтересованного лица Прокопенко Е.В., возражавших против удовлетворения требований, суд не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действующей в период принятия оспариваемого решения, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае, если органы местного самоуправления не являются собственниками земельных участков, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования, решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены этими органами в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Как следует из материалов дела, Администрация Шелеховского городского поселения, на территории которого расположен принадлежащий на праве собственности Прокопенко Е.В. земельный участок с кадастровым "номер изъят", оспаривает решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от "дата изъята""номер изъят" об определении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере рыночной стоимости, установленной на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от "дата изъята""номер изъят", составленного Обществом с ограниченной ответственностью «К.», поскольку кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который зачисляется в местный бюджет.

Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость. Учитывая, что органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, обладают властными полномочиями по отношению к гражданам и организациям, как ко второй стороне публичных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения, они также вправе обратиться с заявлением о защите своих прав, нарушенных решениями государственных органов о снижении кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной стоимости, поскольку объем сборов от поступлений налоговых платежей влияет на возможность органа местного самоуправления решать вопросы местного значения (статьи 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями).

Исходя из содержания главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении требований об оспаривании решений органов государственной власти проверке подлежат обстоятельства наличия у государственного органа полномочий на принятие решения, соблюдения порядка принятия решения, соответствия содержания решения требованиям закона.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии положениями Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о принятии решения о формировании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет уведомление о предоставлении кандидатур членов комиссии в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки на территории субъекта Российской Федерации, орган кадастрового учета, осуществляющий свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации, Национальный совет по оценочной деятельности.

Включение в состав комиссии представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности осуществляется на основе сведений о кандидатурах членов комиссии, представленных в уполномоченный федеральный орган.

Уполномоченный федеральный орган размещает информацию о создании комиссии в субъекте Российской Федерации и копию приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней с даты издания приказа о создании комиссии в субъекте Российской Федерации.

Комиссия состоит из членов комиссии. Председателем комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа уполномоченного федерального органа; заместителем председателя комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем органа кадастрового учета. Секретарь комиссии не является ее членом.

Как следует из материалов дела, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от "дата изъята""номер изъят" «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области» создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области и утвержден ее состав "данные изъяты"

Согласно приложению к данному приказу в состав комиссии вошли: заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области В.., председатель комиссии; заместитель начальника отдела кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Ш.., заместитель председателя комиссии, представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – заместитель начальника отдела управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области Министерства имущественных отношений Иркутской области С.., представитель Национального совета по оценочной деятельности В... Полномочия секретаря комиссии возложены на начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области В.., а в случае ее отсутствия на специалиста-эксперта отдела кадровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от "дата изъята""номер изъят" в состав Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области внесены изменения: исключен из состава комиссии В.., включена в состав комиссии Ч. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области "данные изъяты"

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от "дата изъята""номер изъят" полномочия секретаря комиссии возложены на ведущего специалиста-эксперта отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области О. а в случае ее отсутствия на Ш. Вместо председателя комиссии Ч. на эту должность назначена В.. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области; вместо заместителя председателя комиссии Ш. на эту должность назначена С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области "данные изъяты"

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от "дата изъята""номер изъят" из состава комиссии исключена С.., включена в состав комиссии Н.. – заместитель министра имущественных отношений Иркутской области "данные изъяты"

Из информационного письма Некоммерческого партнерства «С.») от "дата изъята""номер изъят", направленного в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, следует, что НП «С.», являясь одним из учредителей Национального Совета по оценочной деятельности, принимает участие в формировании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В состав членов комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от Национального Совета по оценочной деятельности НП «С.» делегировало В., кандидатура которой была утверждена большинством голосов членов Национального Совета по оценочной деятельности. В письме исполнительного директора Национального Совета по оценочной деятельности – Р. была допущена опечатка в фамилии и отчестве этого представителя "данные изъяты"

Таким образом, представителем от Национального Совета по оценочной деятельности в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области является В..

Следовательно, порядок формирования Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области федеральным органом исполнительной власти соблюден, и указанная комиссия действует на территории Иркутской области в следующем составе:

- председатель комиссии В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области;

- заместитель председателя комиссии С. – начальник отдела ввода данных и обработки документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области;

- член комиссии Н. – заместитель министра имущественных отношений Иркутской области;

- член комиссии В. – представитель Национального совета по оценочной деятельности;

- секретарь комиссии Ш. – специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259, заседания комиссии проводятся по мере необходимости рассмотрения поступивших заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. О дате, времени и месте заседаний комиссии, определяемых ее председателем, члены комиссии извещаются секретарем комиссии не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания.

На официальном сайте территориального органа уполномоченного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии размещаются дата, время и место проведения заседания; фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение; основания, по которым подано заявление; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.

Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поступившее в комиссию, должно быть рассмотрено не позднее срока рассмотрения заявления, установленного Федеральным законом, при этом датой поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его регистрации территориальным органом уполномоченного федерального органа.

Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии.

Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание.

На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов и секретаря комиссии; фамилии, инициалы, места работы, должности лиц, присутствующих на заседании комиссии и не являющихся ее членами; фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии); основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, и (или) пояснения исполнителя работ по определению кадастровой стоимости по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются, и (или) иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде; результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости или о ее определении в размере его рыночной стоимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

На основании поступившего в комиссию "дата изъята" заявления представителя Прокопенко Е.В. – Гавриленко Д.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, было назначено заседание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков на "дата изъята" (в пределах месячного срока), о чем "дата изъята" извещены Прокопенко Е.В., Общество с ограниченной ответственностью «В.», которое составляло отчет о государственной кадастровой оценке на территории Иркутской области, а также уведомлено Шелеховское муниципальное образование – и.о.мэра Шелеховского районного муниципального образования М.

По результатам проведения заседания комиссии составлен протокол от "дата изъята", содержащий все необходимые реквизиты и сведения, предусмотренные пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259 "данные изъяты"

По результатам рассмотрения заявления Прокопенко Е.В. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области приняла решение от "дата изъята""номер изъят" из содержания которого, а также из содержания протокола усматривается, что кворум имелся, комиссия заседала в составе председателя комиссии В. и членов комиссии С.Н. и В.., решение принято единогласно, все члены комиссии голосовали за определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости "данные изъяты"

Копии решения направлены "дата изъята" в адрес Прокопенко Е.В., мэра Шелеховского районного муниципального образования, главы администрации Шелеховского городского поселения.

В заявлении, поданном в суд, и в судебном заседании представитель Администрации Шелеховского городского поселения Борисов О.И. ссылался на нарушение порядка работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, указывая, что орган местного самоуправления – Шелеховское городское поселение, на территории которого находится земельный участок с кадастровым "номер изъят" принадлежащий на праве собственности Прокопенко Е.В., не был уведомлен о рассмотрении вопроса о пересмотре его кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела "данные изъяты"), Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области уведомила о рассмотрении заявления Прокопенко Е.В. Шелеховское районное муниципальное образование.

В судебном заседании было установлено, что земельный участок с кадастровым "номер изъят" находится в границах Шелеховского муниципального образования (городское поселение), что подтверждается справкой от "дата изъята""номер изъят", выданной начальником отдела по градостроительной деятельности Администрации города Шелехова; Генеральным планом города Шелехова, содержащим корректировку и проект городской черты, а также схему планировочных ограничений, которые утверждены Решением думы города Шелехова от 27 апреля 2007 года № 24-рд; постановлением главы администрации города Шелехова от 30 августа 2010 года № 327па об изменении адреса ориентиров (склада дерево и металлообрабатывающего цеха), расположенного в границах земельного участка по адресу: "адрес изъят"

В соответствии со статьей 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога по нормативу 100 процентов.

На территории Шелеховского района Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 89-оз (в редакции от 21 июня 2013 года) «О статусе и границах муниципальных образований Шелеховского района Иркутской области» образовано Шелеховское муниципальное образование, наделенное статусом муниципального района с административным центром в городе Шелехове и Шелеховское муниципальное образование, наделенное статусом городского поселения, территория которого входит в состав территории Шелеховского муниципального образования (муниципального района).

Поскольку земельный участок с кадастровым "номер изъят" находится на территории Шелеховского городского поселения, а также учитывая, что земельный налог в размере 100 процентов зачисляется в бюджет Шелеховского городского поселения, что подтверждается справкой от "дата изъята", выданной начальником финансового управления Администрации города Шелехова, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области должна была известить о рассмотрении вопроса о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Прокопенко Е.В., Шелеховское городское поселение.

Уведомляя Шелеховское районное муниципальное образование о рассмотрении заявления Прокопенко Е.В., Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области исходила из положений Закона Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 89-оз «О статусе и границах муниципальных образований Шелеховского района Иркутской области» о том, что Шелеховское городское поселение входит в состав Шелеховского района.

В соответствии с положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела, возникшего из публичных правоотношений, суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, созданным в установленном законом порядке, порядок принятия данного решения не нарушен, поэтому извещение Шелеховского районного муниципального образования о рассмотрении заявления Прокопенко Е.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка вместо Шелеховского городского поселения нельзя признать существенным несоблюдением установленного порядка принятия решения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, которое влечет безусловную отмену оспариваемого решения.

Суд также учитывает то обстоятельство, что Шелеховское городское поселение является органом местного самоуправления, который имеет возможность отслеживать на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области информацию о назначении заседаний Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая размещается в порядке, установленном пунктом 9 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263 (в редакции от 16 мая 2013 года № 259).

Судом также установлено, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, при котором создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, в адрес Шелеховского городского поселения неоднократно направлялись уведомления об извещении Шелеховского районного муниципального образования о времени и месте рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости относительно земельных участков, расположенных в границах Шелеховского района, на территории которого находится Шелеховское городское поселение, что подтверждается письмами от "дата изъята""номер изъят" и от "дата изъята""номер изъят". Два органа местного самоуправления имели возможность разрешить между собой вопрос о направлении извещений.

Вывод суда о невозможности признания существенным несоблюдением установленного порядка принятия решения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, которое влечет безусловную отмену оспариваемого решения, основан также на отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата изъята""номер изъят", составленного Обществом с ограниченной ответственностью «К.», требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки.

При рассмотрении данного дела суд истребовал у Правительства Иркутской области документы, касающиеся проведения государственной кадастровой оценки земельных участков. В результате анализа указанных документов судом установлено следующее.

В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Действия на этапах формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки; определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости; проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости; утверждения результатов определения кадастровой стоимости; внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, регламентированы положениями статей 24.12-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу статей 24.15 и 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, по результатам проведения которой саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 06 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).

В Приложении к указанным постановлениям Правительства Иркутской области имеется перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФиннГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 06 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 по состоянию на 01 января 2012 года.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 07 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО № 4), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки.

Пунктом 4 ФСО № 4 установлено, что кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов, рынок которых ограничен или отсутствует.

В силу пункта 6 ФСО № 4 под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Таким образом, государственная кадастровая оценка имеет своей целью формирование рынка недвижимости.

Прокопенко Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания склада дерево и металлообрабатывающего цеха, общей площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: "адрес изъят", что подтверждается договором купли-продажи от "дата изъята" и свидетельством о государственной регистрации права от "дата изъята""номер изъят"

Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет "дата изъята" с видом разрешенного использования: для эксплуатации здания склада дерево и металлообрабатывающего цеха, что подтверждается разделами 6 и 11 кадастрового паспорта от "дата изъята"

Кадастровая стоимость земельного участка была установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции от 05 мая 2014 года № 239-пп, в размере "данные изъяты", исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" за 1 кв.м. по девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок).

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2012 года, он включен в приложение № 1 к указанному постановлению, поскольку земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет "дата изъята".

Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, он заключил договор на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка с Обществом с ограниченной ответственностью «К.».

Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «К.» от "дата изъята""номер изъят", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "дата изъята" по состоянию на 01 января 2012 года составляет "данные изъяты".

В подтверждение соответствия отчета об оценке Общества с ограниченной ответственностью «К.» от "дата изъята""номер изъят" требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, представлено положительное экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Р.» от "дата изъята""номер изъят", фактически той же экспертной организации, которая составляла положительное экспертное заключение на отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Иркутской области, составленный Обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по заданию Правительства Иркутской области "данные изъяты"

Оценщики З. и Г. отвечают требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В соответствии с требованиями абзаца 1 статьи 4, статьи 15, абзаца 4 статьи 15-1, статьи 24-7 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» имеются сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщиков "данные изъяты"

В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» от 01 марта 2011 года № 281-О-О указано, что действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Прокопенко Е.В. оспорил в комиссии результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Для целей настоящего закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит обязательные требования к договору на проведение оценки.

Статья 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки установлены в Федеральном стандарте оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 509.

Согласно пункту 19 названного Федерального стандарта оценки (ФСО № 1) информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а


также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки № 1 итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

В соответствии с пунктом 14 Федерального стандарта оценки № 1 при сравнительном подходе применяется совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

В соответствии с пунктом 22 Федерального стандарта оценки № 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения. При сравнительном подходе оценщик должен скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254, в отчете об оценке должен содержаться раздел анализа рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. В разделе анализа рынка должна быть представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, и содержаться обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации 06 марта 2002 года № 568-р (в редакции распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31 июля 2002 года № 2314-р), рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Как усматривается из содержания отчета об оценке, он соответствует указанным требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Использование методов математического моделирования при проведении массовой оценки не позволяет учитывать уникальные особенности земельных участков.

В качестве доказательств уникальных характеристик принадлежащего заявителю земельного участка представлен кадастровый паспорт, оценщик провел осмотр объекта оценки "дата изъята", чтобы убедиться в том, что оцениваемый объект физически существует, действительно находится по указанному в правоустанавливающих документах адресу, а также для выявления и анализа характеристик района местоположения объекта оценки.

К уникальным характеристикам объекта оценки относятся: вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации здания склада дерево и металлообрабатывающего цеха; его местоположение, он находится в "данные изъяты" от областного центра города Иркутска "адрес изъят", расположен в промышленной части города, находится вблизи остановок городского общественного транспорта и имеет хорошую транспортную, коммуникационную и пешеходную доступность. К земельному участку подведены сети электроснабжения, на земельном участке находятся нежилые здания; участок используется по фактическому назначению; площадь земельного участка составляет "данные изъяты"

Из содержания отчета об оценке усматривается, что перед выбором объектов-аналогов оценщик описал все уникальные характеристики оцениваемого земельного участка, изучил и провел детальный анализ рынка недвижимости на территории Иркутской области, проанализировал наилучшее и наиболее эффективное использование объекта оценки и пришел к выводу об использовании в соответствии с текущим видом разрешенного использования.

Обосновывая необходимость применения сравнительного подхода, оценщик выбрал метод сравнения продаж, указав на невозможность использования затратного подхода, поскольку в рамках данного дела оценивается условно свободный земельный участок, без находящихся на нем строений, с которых уплачивается налог на имущество отдельно от земельного налога, уплачиваемого в бюджет муниципального образования.

Невозможность применения доходного подхода оценщик обосновал отсутствием достаточного объема достоверной и объективной информации о величине земельной ренты на подобные объекты, что делает расчет рыночной стоимости менее точным по сравнению с методами сравнительного подхода.

Оценщиком выявлен исчерпывающий набор факторов (элементов сравнения), которые влияют на цену сделки и соответственно рыночную стоимость. Это имущественные права; дата продажи; условия продажи; цена продажи (торг); местоположение (престижность района, близость к центрам деловой активности, транспортная доступность); физические характеристики (размер или масштаб); экономические характеристики (соответствие целевому назначению и разрешенному использованию); дополнительные элементы (наличие инженерных коммуникаций, связи, систем охраны и т.д.).

Оцениваемый земельный участок отнесен к девятой группе видов разрешенного использования (под производство), а объекты-аналоги выбраны оценщиком с видом разрешенного использования – под коммерческое использование. Оценщик обосновал выбор данных объектов, а также применил корректировку на вид разрешенного использования, что является в данном случае необходимым, поскольку виды разрешенного использования не совпадают.

Суд считает, что отсутствие в данном случае корректировки на вид разрешенного использования, о чем заявила Администрация Шелеховского городского поселения, привело бы к недостоверности рыночной стоимости, а применение данной корректировки свидетельствует о выполнении оценщиком требований законодательства об оценочной деятельности.

Оценщиком выбраны земельные участки в качестве аналогов, имеющие различную площадь (3000 кв.м., 7000 кв.м., 25000 кв.м., 27900 кв.м., 12000 кв.м.), в связи с чем, обоснованно произведена корректировка на масштаб.

Все объекты-аналоги расположены на землях населенных пунктов, имеют инженерное обеспечение, удалены от транспортных путей, что следует из содержания объявлений о продаже земельных участков, в которых отсутствует информация о нахождении вблизи красных линий (автомобильных дорог и других магистралей).

Расчет корректировки на местоположение выполнен на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков соответствующего назначения. Кадастровая стоимость была принята на основании данных, содержащихся в Постановлении Правительства Иркутской области от 08 ноября 2010 года № 277-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года № 101-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области».

Суд соглашается с возможностью корректировки по указанным основаниям ввиду отсутствия достаточного количества предложений к продаже коммерческой недвижимости в городе Шелехове и городах расположения объектов-аналогов, что не позволяет рассчитать корректировку на местоположение, используя метод прямого сравнения продаж для расчета этой корректировки. В разделе 111 Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06 марта 2002 года № 568-р, в редакции распоряжения Минимущества России от 31 июля 2002 года № 2314-р, указано, что оценщик может использовать информацию, получаемую в процессе государственной кадастровой оценки, поскольку результаты кадастровой стоимости являются действующими на дату оценки земельного участка.

Оценщиком сделаны корректировки на дату продажи, на торг, на масштаб, на инженерное обеспечение.

Все объявления по объектам-аналогам содержаться в газетах, что позволяет проверить указанную информацию и свидетельствует о соблюдении оценщиком принципа проверяемости отчета об оценке.

Суд также исходит из того обстоятельства, что орган местного самоуправления соглашается с тем, что кадастровая стоимость данного земельного участка превышает фактическую рыночную его стоимость, однако, орган местного самоуправления не согласен с выбором оценщиком объектов-аналогов и значением примененных корректировок. Вместе с тем, заявитель не представил доказательств иной рыночной стоимость данного земельного участка, поэтому суд соглашается с позицией федерального органа государственной власти, созданная при котором Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установила кадастровую стоимость данного земельного участка, равной рыночной.

Суд полагает, что установленная комиссией рыночная стоимость отражает действительную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", учитывая, что в состав комиссии входят специалисты, как в области государственной кадастровой оценки земель, так и в области оценочной деятельности.

Суд также исходит из того, что залоговая стоимость в банке сама по себе не является рыночной стоимостью земельного участка, поскольку используются для других целей. Хотя залоговая стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" косвенно подтверждает установленную в отчете об оценке рыночную стоимость земельного участка в размере "данные изъяты".

Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" определена Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании открытого голосования всех ее членов, при этом Комиссия исходила из того, что оформление и содержание отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, положительное экспертное заключение также соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, оснований для признания оспариваемого решения комиссии незаконным суд не усматривает.

Оспаривания отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, Администрация Шелеховского городского поселения не представила ни одного доказательства в опровержение выводов оценщиков, мотивируя тем, что установленная оценщиком рыночная стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" за 1 кв.м. занижена, а фактически рыночная стоимость должна составлять "данные изъяты" за 1 кв.м., что повлечет разницу в уплате земельного налога в размере "данные изъяты" в год, тогда как стоимость судебной оценочной экспертизы будет составлять порядка "данные изъяты" и денежных средств на такую экспертизу в бюджете Шелеховского городского поселения не имеется.

Представитель Администрации Шелеховского городского поселения Борисов О.И. представил суду письменное заявление об отказе от назначения экспертизы.

При таких обстоятельствах, суд, проверяя отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", на соответствие требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки, допросил в качестве свидетелей оценщиков З. и Г.., которые подтвердили выводы своего отчета. Суд также опросил члена Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области В.., которая включена в данную комиссию от Национального совета по оценочной деятельности, которая пояснила, что отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Доводы стороны заявителя о том, что оценщиком нарушен пункт 6 ФСО № 3, поскольку представленная копия отчета не пронумерована, не прошита, не подписана и не скреплена печатью, являются несостоятельными, поскольку в судебное заседание представлен оригинал данного отчета Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, который содержит данную информацию. Данный отчет обозревался в судебном заседании в присутствии лиц, участвующих в деле, с него суд снял копию для приобщения к материалам дела, подлинник возвращен комиссии.

Доводы стороны заявителя о том, что расчет корректировки на разрешенное использование базируется на кадастровой стоимости, однако приложение № 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 08 ноября 2010 года № 277-пп не содержит сведений о кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в городе Шелехове, а также приведенных оценщиком цифр "данные изъяты", не являются основаниями к отмене оспариваемого решения, поскольку данные цифры содержатся в приложении № 2, поэтому суд соглашается с тем, что в отчете допущена опечатка в указании номера приложения, которая не приводит к искажению полученных результатов.

Доводы стороны заявителя о том, что корректировка на удаленность от основных транспортных путей "данные изъяты" не содержит сведений по удаленности земельных участков от основных транспортных путей, градаций такой удаленности оценщиком не приведено, тогда как данная характеристика значительно (на 22%) влияет на рыночную стоимость, также не являются основаниями к отмене оспариваемого решения, поскольку свидетель З. в судебном заседании пояснил, что оценщик использует информацию из объявлений о продаже и не обязан измерять расстояние рулеткой. Данная корректировка была рассчитана методом парного сравнения стоимости представленных на продажу земельных участков, удаленных от проезжей части, и земельных участков, расположенных на первой линии от основных транспортных путей.

Оценивая показания данного свидетеля, а также показания свидетеля Г. давшего пояснения о возможности использования при корректировке данных о кадастровой стоимости, а также о наличии технических опечаток в отчете, которые не привели к искажению результата, суд находит их достоверными, поскольку выводы отчета и пояснения этих свидетелей не опровергнуты Администрацией Шелеховского городского поселения, которая отказалась от назначения и проведения судебной оценочной экспертизы.

Доводы стороны заявителя о том, что на указанном оценщиком сайте в сети Интернет не имеется бюллетеня «Р.», в связи с чем, невозможно проверить сведения, указанные "данные изъяты" отчета, не опровергают выводов, содержащихся в отчете об оценке, поскольку и свидетели З. и Г. а также член Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области В. пояснили, что данный бюллетень является платным, поэтому в случае его оплаты возможно получение любым пользователем.

При таких данных, суд соглашается с позицией Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области об отсутствии нарушений оценщиками принципов обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", который принадлежит на праве собственности Прокопенко Е.В..

Доказательства заинтересованности федерального органа государственной власти, органа государственной власти Иркутской области либо должностных лиц Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области либо оценщиков, составивших отчет о рыночной стоимости земельного участка или экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» в занижении рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований Администрации Шелеховского городского поселения о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята""номер изъят", которым кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым "номер изъят" определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Администрации Шелеховского городского поселения о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята""номер изъят", которым кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым "номер изъят" определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья М.А. Ткачук