Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №3-226-2011
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд
в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Гвоздевой А.Ю.
с участием прокурора Масленниковой И.А.,
заявителя ФИО1,
представителя заявителя ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев 10 ноября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8 от 28 октября 2011 года № 26 и возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 2 сентября 2011 года № 2834 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на 4 декабря 2011 года. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 104 (31818) от 6 сентября 2011 года.
Схема тридцати одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года № 2725.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 6 сентября 2011 года № 08/07-2 «О возложении обязанности полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8 возложены на территориальную избирательную комиссию Орджоникидзевского района г. Перми.
Решением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года № 26 ФИО1, выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8.
ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене указанного решения окружной избирательной комиссии и возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8. В обоснование требований указал, что 4 октября 2011 года уведомил Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № 8 о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва. 19 октября 2011 года были представлены подписные листы в поддержку самовыдвижения ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва. В общей сложности было представлено 823 подписи, содержащиеся в двух сброшюрованных и пронумерованных папках. В период с 20 октября 2011 года по 25 октября 2011 года членами рабочей группы была проведена выборка и последующая проверка отобранных 155 подписей. Решением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года ему отказано в регистрации кандидатом в связи с недостаточным количеством подписей избирателей. Решение мотивировано тем, что 25 подписей (16,13 % от общего количества проверенных подписей) являются недействительными.
Полагает, что неправомерно отнесены к недействительным подписи ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 и четыре подписи в папке № 1 на подписном листе № 53. Указал, что пунктом 11 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено право внесения данных об избирателе лицом, собирающим подписи, и нигде не сказано, что данные должны быть переписаны с паспорта, это лишь подразумевается, так как паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Пунктом 11 ст. 32 Закона Пермского края от 11.05.2011 г. № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» установлено, что недействительными являются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, но комиссия не учла, что неточности в написании отдельных цифр и букв допустили сборщики, которые писали со слов избирателей, часто в неудобных условиях. Наличие официальной справки из УФМС или привлечение к работе специалиста не исключает возможности для комиссии принять решение, основанное на законе и фактических обстоятельствах в силу п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Все данные об избирателях, кроме случайного написания неправильных букв и цифр, указаны в полном объеме. Эти данные указывают на конкретного избирателя и позволяют установить достоверность и действительность подписей об избирателе бесспорно, полно и конкретно. Проведенная проверка подписей специалистом отдела Полиции № 5 (дислокация Орджоникидзевский район) ФИО25 вызывает сомнение в правильности и обоснованности выводов, так как избиратели и сборщики подписей утверждают, что собственноручно ставили даты и подписи. Кроме того, окружная избирательная комиссия допустила нарушения установленного законом субъекта порядка проверки подписных листов. В нарушение п. 14 ст. 32 Закона Пермского края от 11.05.2011 г. № 766-ПК, несмотря на то, что проверка подписных листов закончилась 25.10.2011 года, где были признаны недействительными и недостоверными 20 подписей, окружная избирательная комиссия 29.10.2011 г. внесла изменения в ведомость проверки и итоговый протокол проверки и признала недостоверными дополнительно 5 подписей: в папке № 1, подписной лист 12, подпись ФИО4 - № 5, в папке № 1 в подписном листе 23 подпись ФИО9 - № 2, в папке № 1 на подписном листе 84 подпись ФИО13 - № 1, в папке № 2 в подписном листе 47 подпись ФИО19 под № 4, в папке № 2 на подписном листе 72 подпись ФИО21 под № 5. Окружная избирательная комиссия нарушила также требования п. 7 ст. 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отказав ФИО1 в удовлетворении просьбы получить справку из УФМС, на основании которой часть подписей признаны несоответствующими действительности. Считает, что оспариваемое решение нарушило пассивное избирательное право ФИО1
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2. доводы, изложенные в заявлении, поддержали, просили заявленные требования удовлетворить. Представитель заявителя ФИО2. уточнила, что в заявлении допущены описки, вместо фамилии «Бердникова» указана фамилия «Берешкова», вместо папки 1, подписного листа 54 указан ошибочно подписной лист 53. Кроме того, ошибочно указано, что окружная избирательная комиссия внесла изменения в ведомость проверки и итоговый протокол проверки 29.10.2011 года, поскольку эти действия совершены 28.10.2011 года.
Представитель Избирательной комиссии Пермского края ФИО3 просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Представила письменные возражения, поддержав изложенные в них доводы (л.д. 73-78 т. 1), в судебном заседании.
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8 просила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя (л.д. 72 т. 1).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, показания свидетелей, проведя повторную проверку подписных листов, заслушав заключение прокурора Масленниковой И.А., полагавшей, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п.п. «д»).
Аналогичные требования содержатся и в ч. 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края».
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
Пунктами 2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
В соответствии с п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК при самовыдвижении кандидата окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Пермского края. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.
В соответствии с частью второй ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК вместе с заявлением, указанным в части первой настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме в соответствии с приложением к Федеральному закону.
Согласно части первой статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);
б) первый финансовый отчет кандидата;
в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 либо частью 20 статьи 29 настоящего Закона (если такие изменения имеются).
Судом установлено, что 4 октября 2011 года в 13 часов 20 минут ФИО1 уведомил окружную избирательную комиссию № 8 о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8, представив в избирательную комиссию все предусмотренные частью 20 статьи 29 Закона Пермского края документы о выдвижении кандидатом (л.д. 114-125 т. 1).
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края ФИО1 должны были быть представлены в окружную избирательную комиссию до 18 часов по местному времени 19 октября 2011 года.
Судом установлено, что с соблюдением установленного законом срока, 19 октября 2011 года в 15 часов 30 минут ФИО1 представил в окружную избирательную комиссию подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, что подтверждается письменным подтверждением принятых документов для регистрации кандидата (л.д. 64 т. 2).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8 от 17 сентября 2011 года № 8 создана рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах (л.д. 88-89 т. 2), которая методом случайной выборки (жребия) отобрала 155 подписей избирателей для проведения выборочной проверки (л.д. 90-91 т. 2).
В результате проведенной проверки 25 октября 2011 года была составлена ведомость проверки подписных листов, в соответствии с которой выявлено 20 недостоверных (недействительных) подписей (л.д. 101-102 т. 2).
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 25 октября 2011 года в результате проверки установлено, что общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей составляет 20, или 12,9% от отобранных для проверки подписей (л.д. 103 т. 2).
28 октября 2011 года рабочей группой по проверке подписных листов были внесены изменения в ведомость проверки, в соответствии с которыми недостоверными подписями признаны дополнительно 5 подписей избирателей (л.д. 104 т. 2). Также были внесены изменения в итоговый протокол проверки подписных листов. В результате количество недостоверных (недействительных) подписей составило 25, или 16,13% от отобранных для проверки (л.д. 105 т. 2).
Решением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва. Основанием для отказа в регистрации послужило недостаточное количество подписей избирателей (л.д. 111-112 т. 2).
На заседании окружной избирательной комиссии 28 октября 2011 года, в котором рассматривалось заявление ФИО1 о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, присутствовало 8 членов комиссии с правом решающего голоса. За отказ ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края проголосовали 8 присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса, решение принято единогласно, что подтверждается копией протокола заседания ОИК № 8 (л.д. 106-108, 111-112 т. 2). Таким образом, решение принято правомочным органом, соответствует требованиям п. 13 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов определен ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК. Согласно ч. 2 указанной статьи если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
В силу ч. 6 указанной статьи избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
По окончании сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями избирательного объединения. Кандидат подсчитывает количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, составляет и подписывает протокол об итогах сбора подписей избирателей (ч. 9 ст. 31).
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппарата избирательной комиссии Пермского края, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Письменные заключения указанных в настоящей части экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС «Выборы».
Согласно ч. 6 ст. 32 указанного закона проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии Пермского края - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
Частью 7 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно ч. 14 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 6 статьи 82 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.
Из постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года № 2725 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва» следует, что численность избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа № 8, составляет 77335.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа. Следовательно, для регистрации кандидатом по одномандатному округу № 29 требуется 773 подписи.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 представлено в окружную избирательную комиссию 823 подписи избирателей, содержащиеся на 181 подписном листе в двух сброшюрованных и пронумерованных папках, что не превышает максимально допустимое количество подписей (л.д. 128-250 т. 1, 1-63 т. 2).
Методом жеребьевки были отобраны подписные листы: в папке № 1 - №№ 13, 54, 18,12,48,53,46,84,44,24,63,88,71,23,42,14,19,82,55,83,85,43, в папке № 2 - №№ 69, 80, 89, 76, 8, 31, 47, 72, 83, 25, 84, 77, 15, содержащие 155 подписей (л.д. 90-91 т. 2).
Рабочая группа по проверке подписных листов 20 октября 2011 года приступила к выборочной проверке представленных подписных листов.
В ходе проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, представленных для регистрации ФИО1, рабочая группа пришла к выводу о недействительности некоторых подписей избирателей.
Из ведомости проверки подписных листов, представленных ФИО1, от 25 октября 2011 года следует, что были выявлены нарушения в подписях избирателей, содержащихся в строке 2 в подписном листе 48 в папке № 1, в строке 2 в подписном листе 19 в папке № 1, в строках 2, 3 в подписном листе 88 в папке № 1, в строках 1, 2, 3, 5 в подписном листе 54 в папке № 1, в строках 1, 2 в подписном листе 14 в папке № 1, в строке 1 в подписном листе 23 в папке № 1, в строке 5 в подписном листе 53 в папке № 1, в строке 4 в подписном листе 83 в папке № 1, в строке 4 в подписном листе 8 в папке № 2, в строке 4 в подписном листе 15 в папке № 2, в строках 2, 3 в подписном листе 77 в папке № 2, в строке 1 в подписном листе 8 в папке № 2, в строке 1 в подписном листе 72 в папке № 2, в строке 3 в подписном листе 76 в папке № 2.
28 октября 2011 года в ведомость проверки были внесены изменения, ведомость дополнена следующими недостоверными подписями избирателей: строка 5 подписного листа 12 папка № 1, строка 2 подписного листа 23 папка № 1, строка 1 подписного листа № 84, строка 4 подписного листа 47 папка № 2, строка 5 подписного листа 72.
Количество недостоверных (недействительных) подписей составило 25, что составляет 16,13% от отобранных для проверки подписей.
С целью проверки доводов ФИО1, изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании исследованы подлинные подписные листы в пределах отобранных окружной избирательной комиссией для проверки, которые были сопоставлены с данными таблиц проверки подписных листов, со сведениями УФМС и письменным заключением специалиста ФИО25, ранее принимавшего участие в проверки подписных листов рабочей группой, письменным заключением специалистов ФИО26 и ФИО25
Согласно п. 6.3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются, в частности подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; в этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.п. «в»); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (п.п. «г»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.п. «е»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей участников референдума на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.п. «е»); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно (п.п. «з»); подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона (п.п. «к»).
Судом установлено, что окружной избирательной комиссией № 8 на основании подписных листов, подвергнутых проверке, в связи с расхождением сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и сведений ГАС «Выборы», были составлены таблицы, которые были направлены в отдел Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Орджоникидзевском районе г.Перми для проверки сведений об избирателях.
Между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Федеральной миграционной службой имеется соглашение о взаимодействии, которым предусмотрено направление избирательной комиссией в орган ФМС России запроса на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей по форме, согласно приложению к подписанному протоколу.
Таким образом, данные УФМС о расхождении сведений, которые сообщил избиратель, могут служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.
При проведении проверки подписных листов судом установлено, что имеются нарушения избирательного законодательства в некоторых подписях избирателей на подписных листах, которые проверялись рабочей группой окружной избирательной комиссией.
Так, в строке 5 подписного листа 12 в папке № 1 сведения об имени избирателя ФИО4 не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указано имя «Томара» (л.д. 140 т. 1), согласно сведениям УФМС имя избирателя -«Тамара» (л.д. 97 т. 2). Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показала, что она имеет имя «Тамара», а также подтвердила, что поставила подпись в подписном листе в поддержку кандидата ФИО1
В строке 2 подписного листа 23 в папке № 1 сведения об имени избирателя ФИО9 не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указано имя «Наталья» (л.д. 151 т. 1), согласно сведениям УФМС имя избирателя - «Наталия» (л.д. 97 т. 2).
В строке 5 подписного листа 72 в папке № 2 сведения о фамилии избирателя не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указана фамилия «Поталицина» (л.д. 42 т. 2), согласно сведениям УФМС фамилия «Поталицына» (л.д. 100 т. 2).
В строке 1 подписного листа 84 в папке № 1 сведения об имени избирателя не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указано имя избирателя «Алёна» (л.д. 213 т. 1), согласно сведениям УФМС имя у избирателя ФИО27 -Алена (л.д. 99 т. 2).
В строке 1 подписного листа 23 в папке № 1 у избирателя ФИО8 сведения о серии и номере паспорта не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе в графе «серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указаны цифры 5704 512499 (л.д. 151 т. 1), согласно сведениям УФМС - 5710 722330 (л.д. 97 т. 2).
В строке 4 подписного листа 47 в папке № 2 у избирателя ФИО19 сведения о серии и номере паспорта не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе в графе «серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указаны цифры 5703 726033 (л.д. 17 т. 2), согласно сведениям УФМС - 5705 726033 (л.д. 100 т. 2).
В строке 1 подписного листа 72 в папке № 2 у избирателя ФИО20 сведения о серии и номере паспорта не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе в графе «серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указаны цифры 5707 420877 (л.д. 42 т. 2), согласно сведениям УФМС - 5709 420878 (л.д. 100 т. 2).
В строке 5 подписного листа 53 в папке № 1 указанный адрес избирателя ФИО11 не соответствует действительности, поскольку в подписном листе указан адрес: **** (л.д. 182 т. 1), согласно сведениям УФМС -**** (л.д. 98 т. 2).
В строке 4 подписного листа 83 в папке № 1 указанный адрес избирателя ФИО12 не соответствует действительности, поскольку в подписном листе указан адрес: **** (л.д. 212 т. 1), согласно сведениям УФМС - **** (л.д. 99 т. 2).
В строке 1 подписного листа 8 в папке № 2 указанный адрес избирателя ФИО16 не соответствует действительности, поскольку в подписном листе указан адрес: **** (л.д. 228 т. 1), согласно сведениям УФМС - **** (л.д. 99 т. 2).
В строке 3 подписного листа 76 в папке № 2 сведения о годе рождения избирателя ФИО22 не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе в графе «год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения)» указано -1952 (л.д. 46 т. 2), согласно сведениям УФМС - 1953 (л.д. 100 т. 2).
В строке 1 подписного листа 14 в папке № 1 сведения об адресе места жительства избирателя ФИО5 не соответствуют действительности, так как в подписном листе в графе «адрес места жительства» указано: **** (л.д. 142 т.1), согласно сведениям УФМС указанный избиратель проживает по ул. **** (л.д. 94 т. 1).
Указанные двенадцать подписей избирателей обоснованно признаны окружной избирательной комиссией недействительными в соответствии с п.п. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Доводы заявителя и его представителя о том, что выявленные нарушения в сведениях об избирателях ФИО4 (строка 5, подписной лист 12, папка № 1), у которой вместо имени Тамара указано имя Томара, ФИО9 (строка 2, подписной лист 23, папка № 1), у которой вместо имени Наталия указано имя Наталья, ФИО21, у которой в подписном листе указана фамилия «Поталицина», ФИО27 (строка 1, подписной лист 81, папка № 1), у которой в подписном листе указано имя избирателя «Алёна», согласно сведениям УФМС имя - Алена, ФИО19 (строка 4, подписной лист 47, папка № 2), у которого в данных паспорта неправильно указана одна цифра, ФИО20 (строка 1, подписной лист 72, папка № 2), у которой допущены ошибки в паспортных данных по вине сборщика, суду следует признать действительными, так как указанные нарушения не препятствуют возможности определить конкретного избирателя и позволяют установить достоверность и действительность подписей об избирателе бесспорно, полно и конкретно, являются несостоятельными.
Действующим законодательством о выборах суду не предоставлено право оценивать выявленные нарушения как существенные или несущественные. Кроме того, действующее законодательство о выборах не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушений. Не имеется у суда правовых оснований для выяснения, не препятствуют ли однозначному восприятию сведения об избирателе, изложенные в подписном листе. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.
Доводы представителя заявителя о том, что имя «Наталья» и имя «Наталия» является одним и тем же именем, являются несостоятельными. В словаре русских личных имен ФИО28, М., «Русские словари», «Астрель», 2000, в Орфографическом словаре русского языка, М., Издательство «Русский язык», 2000 содержатся имена Наталия и Наталья как самостоятельные имена.
Доводы заявителя и его представителя о том, что не имелось оснований для признания недействительной подписи свидетеля ФИО5, в сведениях о которой в подписном листе не указан номер квартиры, поскольку указанный избиратель проживает в одноквартирном доме, являются также несостоятельными.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 показала, что проживает в одноквартирном доме по адресу: ****.
Согласно сведениям, содержащимся в паспорте ФИО5 (копия - л.д. 137-138 т. 2). Из письма Отдела УФМС по Мотовилихинскому району г.Перми от 10.11.2011 года ФИО5 зарегистрирована по адресу: **** (л.д. 163 т. 2).
Суд полагает, что подпись данного избирателя обоснованно признана окружной избирательной комиссией недействительной, поскольку согласно сведениям органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту жительства, адрес места жительства данного избирателя, указанный в подписном листе, не соответствует действительности.
То обстоятельство, что дом, в котором проживает ФИО5, является одноквартирным, что подтвердил избиратель в судебном заседании и усматривается из копии договора купли-продажи от 29.10.1997 года, имеющейся в домовой книге (л.д. 31-32 т. 1), правового значения для дела не имеет.
Статья 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, в подписных листах избирателем должен указываться адрес места жительства в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
В силу п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК избиратель в подписном листе указывает адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Таким образом, действующее законодательство не предоставляет избирателю право указать в подписном листе сведения об ином месте жительства, чем том, определения которого содержится в указанных правовых нормах. Иное понимание данных законоположений допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Доводы заявителя о том, что окружная избирательная комиссия при вынесении решения об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты не учла, что неточности в написании отдельных цифр и букв допустили сборщики, которые писали со слов избирателей, часто в неудобных условиях, все данные об избирателях, кроме случайного написания неправильных букв и цифр, указаны в полном объеме и эти данные указывают на конкретного избирателя и позволяют установить достоверность и действительность подписей об избирателе бесспорно, полно и конкретно на выводы суда о недействительности указанных выше подписей избирателей не влияют.
Указанные доводы основаны на неправильном истолковании закона. В силу п.п. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, п. «б» ч. 11 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края определен статьей 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.
В соответствии с ч.6 указанной статьи избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
При этом закон не содержит норм, определяющих возможность признания действительными подписей избирателей, недостоверные сведения о которых внесены в подписной лист сборщиком.
При проверке законности оспариваемого решения окружной избирательной комиссии обстоятельства, по чьей вине допущены описки в сведениях об избирателях, сборщиком или избирателем, сообщившим недостоверные сведения, правового значения не имеют.
Избиратели удостоверили своей подписью сведения, внесенные по их просьбе сборщиком, таким образом, при наличии сведений об избирателях, не соответствующих действительности, у окружной избирательной комиссии имелись основания для признания таких подписей недействительными.
При проверке подписных листов судом также установлено и не оспаривается заявителем, что в подписном листе 54 в папке № 1 дата рождения сборщика подписей указана неверно, так как в подписном листе указана дата - 19.112011 года (л.д. 183 т. 1). В соответствии с п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ четыре подписи избирателей: ФИО29 (строка 1), ФИО30 (срока 2), ФИО31 (строка 3), ФИО32. (строка 5) являются недействительными, так как сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности.
Также установлено, что в строке 2 подписного листа 48 в папке № 1 в дате внесения подписи избирателя ФИО10 указан неверно год - 20011 (л.д. 177 т. 1). Указанная подпись обоснованно признана окружной избирательной комиссией недействительной. Допущенная описка до подачи кандидатом подписных листов в окружную избирательную комиссию не устранена. Согласно п. 6.5 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «з», «и», «м» и «о» пункта 6.4 настоящей статьи.
Вместе с тем, суд полагает, что оснований для признания окружной избирательной комиссией недействительной подписи избирателя К. (строка 2, подписной лист 14, папка № 1) не имелось. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля К. пояснила, что на момент заполнения подписного листа она была зарегистрирована по адресу, указанному в подписном листе. В подписном листе содержатся сведения о том, что указанный избиратель проживает по адресу: **** (л.д. 142 т. 1). Согласно сведениям Отдела УФМС по Пермскому краю в Орджоникидзевском районе г.Перми ФИО6 проживает по
адресу: ****. Из паспорта ФИО6, следует, что она снята с регистрационного учета по адресу: **** 23 ноября 2004 года, с 24 декабря 2004 года зарегистрирована по адресу: **** (л.д. 113-115 т. 2).
Суд также установил, что не имелось оснований для признания недостоверными подписей избирателей ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18 (строка 4, подписной лист 15, папка № 2), которые в соответствии с ведомостью проверки подписных листов от 25 октября 2011 года были признаны недостоверными в связи с тем, что подпись избирателя выполнена им не собственноручно (л.д. 101 т. 2).
Согласно заключению специалиста органа внутренних дел, участвовавшего в работе рабочей группы по проверке подписных листов в качестве эксперта, от 24 октября 2011 года подписи в строках 1 и 2 подписного листа 19 папки №1, выполненные от имени ФИО33 и ФИО7 выполнены одним лицом, даты в строках 2, 3 и 4 в графе «Дата внесения подписи» подписного листа 88 папки №1, выполненные от имени ФИО14, ФИО15 и ФИО34, выполнены одним лицом, дата внесения подписи и подпись от имени ФИО17 в строке 4 подписного листа 8 папки № 2 выполнены сборщиком подписей ФИО35; подпись от имени ФИО18 в строке 4 подписного листа 15 папки № 2 выполнена сборщиком подписей ФИО36. Подписи от имени ФИО23 и ФИО24 в строках 2,3 подписного листа 77 папки № 2 выполнены сборщиком подписей ФИО37 (л.д. 94-95 т. 1).
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО17, ФИО34 показали, что лично поставили дату и подпись в подписном листе в поддержку кандидата ФИО1
В результате проведенного специалистом ФИО25 исследования подписей указанных избирателей, при сравнении их подписей в подписных листах и образцами подписей, отобранных в судебном заседании, установлено, что ФИО14, ФИО15, написали даты в подписном листе собственноручно, ФИО17 дату и подпись в подписном листе произвела собственноручно, ФИО18 произвела подпись в подписном листе собственноручно (л.д. 156 т. 2) При указанных обстоятельствах оснований полагать, что указанные подписи избирателей являются недостоверными согласно п. 6.3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не имеется.
Вместе с тем, суд полагает, что имеются основания для признания подписи ФИО18 недействительной в соответствии с п.п. «к» п. 6.4 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, как подпись избирателя, собранная с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу п. 6 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
В судебном заседании ФИО18 показала, что подпись у нее была отобрана на рабочем месте. Аналогичные показания дала первоначально - 09.11.2011 года и сборщик подписей ФИО36, которая показала, что ФИО18 ей знакома, подпись у нее отбирала на ее рабочем месте.
При этом доводы представителя заявителя о том, что ФИО18 поставила подпись в подписном листе с соблюдением установленных требований, дома, а не рабочем месте суд находит необоснованными.
К показаниям свидетеля ФИО36, которые она дала дополнительно 10.11.2011 года, суд относится критически. ФИО36 при повторном допросе утверждала, что подпись в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 она отобрала у ФИО18 не на рабочем месте.
Указанные показания опровергаются ранее данными ею показаниями и показаниями ФИО18 ФИО18, которая работает в школе мойщицей, в которой работает учителем ФИО36, показала, что она помнит, что когда ставила дату, она была на работе, у нее были мокрые руки. Также пояснила, что когда еще раз ставила дату на заявлении, она была дома, так как были школьные каникулы и она не работала. Из подписного листа 15 папки № 2 следует, что сведения в подписном листе ФИО18 удостоверила своей подписью 13 октября 2011 года, то есть до начала школьных каникул. Указанные обстоятельства свидетельствуют также о том, что подпись в поддержку кандидата ФИО1 была отобрана у ФИО18 на рабочем месте.
Суд считает, что подпись ФИО18 является недействительной, поскольку была собрана с нарушением положения п. 6 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
В результате проведенного исследования подписей ФИО23, ФИО24 специалистами 10.11.2011 года установлено, что в подписных листах подписи выполнены не указанными лицами, а сборщиком подписей ФИО37. (л.д. 157 т. 2) Результаты исследования, проведенного при рассмотрении дела судом, совпадают с результатами исследования подписей указанных избирателей, которое было проведено при проверке подписей указанных избирателей рабочей группой по проверке подписных листов.
Доказательств достоверности подписей указанных избирателей в материалах дела не имеется.
Имеющиеся в материалах дела заявления ФИО23, ФИО24 не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, поскольку установить, кем написаны заявления и выполнены подписи на них, не представляется возможным, подписи указанных лиц на заявлениях в установленном порядке не заверены.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что подписи избирателей ФИО23, ФИО24 (строки 2, 3, подписной лист 77, папка № 2) обоснованно признаны окружной избирательной комиссией недостоверными.
Проверив подписи избирателей, которые были отобраны окружной избирательной комиссией для проверки, суд приходит к выводу о том, что обоснованно признаны недостоверными две подписи, недействительными обоснованно признаны 19 подписей.
Указанное количество подписей от общего количества отобранных для проверки подписей составляет 13,5%.
Недостаточное количество подписей избирателей является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края.
Суд считает, что основания для признания незаконным и отмены оспариваемого решения отсутствуют, поскольку выявлено более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Не влекут отмену оспариваемого решения доводы заявителя ФИО1 о нарушении окружной избирательной комиссией, по его мнению, установленного законом субъекта порядка проверки подписных листов, выразившегося в дополнительной проверке подписных листов, невручении за 2 дня до заседания окружной избирательной комиссии, на котором рассматривалось его заявление о регистрации в качестве кандидата в депутаты, итогового протокола с внесенными в него дополнениями, отказе в удовлетворении просьбы получить справку УФМС, на основании которой часть подписей признаны несоответствующими действительности.
Доводы заявителя о том, что окружная избирательная комиссии необоснованно провела дополнительную проверку, являются несостоятельными.
Пунктом 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
В силу п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В соответствии со ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппарата избирательной комиссии Пермского края, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения указанных в настоящей части экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС «Выборы» (ч. 5).
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (иди) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 6 статьи 82 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке (п. 14).
Из приведенных норм закона следует, что проведение повторной проверки подписных листов ограничено законом только в случае, если избирательной комиссией принято решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата, до принятия такого решения избирательная комиссия вправе продолжить проверку подписных листов, представленных для регистрации кандидата, до истечения предельного 10-дневного срока с момента приема документов кандидата.
Из материалов дела усматривается, что ведомость проверки подписных листов, представленных ФИО1, от 25 октября 2011 года и Итоговый протокол проверки подписных листов от 25 октября 2011 года были изменены решением рабочей группы от 28 октября 20 И года (л.д. 101-105 т. 2). Согласно протоколу заседания окружной избирательной комиссии указанные изменения сделаны до принятия решения об отказе ФИО1 в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, до истечения предельного 10-дневного срока с момента приема документов кандидата.
Материалами дела подтверждается, что копию итогового протокола ФИО1 получил 25 октября 2011 года (л.д. 103 т. 2).
Указанное обстоятельство подтвердил допрошенный в качестве свидетеля ФИО38, заместитель председателя ОИК № 8.
То обстоятельство, что изменения в итоговый протокол проверки подписных листов не были вручены ФИО1 за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии. Достоверно установлено, что ФИО1 на заседании рабочей группы и на заседании окружной избирательной комиссии 28 октября 2011 года присутствовал, в связи с чем не лишен был возможности приводить свои доводы и возражения относительно признания недействительными подписей избирателей.
Довод заявителя относительно отказа окружной избирательной комиссии в предоставлении ему справки УФМС, на основании которой часть подписей признаны несоответствующими действительности, какими-либо доказательствами не подтверждается. Кроме того, указанное обстоятельство безусловным основанием к отмене решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации не является.
Суд полагает, что окружная избирательная комиссия обоснованно отказала ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва в связи с недостаточным для регистрации количеством подписей избирателей, поскольку законных оснований для регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва не имелось. В связи с чем, решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 29 от 28 октября 2011 года № 01-03/21 отмене не подлежит.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (части 1, 2 и 3 статьи 3). Развивая эти положения, определяющие основы конституционного строя, статья 32 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), включая право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2).
Оспариваемое решение не затрагивает избирательного права заявителя, поскольку нарушений такого права заявителя суд не установил.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8 от 28 октября 2011 года № 26 и возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 8 отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения - 14 ноября 2011 года.
Судья - подпись - Л.Е.Хрусталева
судья Л.Е.Хрусталева
Решение вступило в законную силу 22 ноября 2011 года.