ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-226/2015 от 08.05.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 мая 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Мархееве А.М.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р.,

с участием представителей Иркутского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Проничева В.И., Тетерина В.А., представителей Избирательной комиссии Иркутской области Рымарева Д.С., Штурневой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Иркутского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 20 января 2015 года № 64/819 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 23 сентября 2014 года № 59/779 «О списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Иркутской области»,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидатов, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов указанных в настоящей статье. В соответствии с пунктом 6 названной нормы закона на выборах депутатов представительного органа муниципального образования выдвижение политической партией кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах, в случае, если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией.

В соответствии с пунктом 10 статьи 35.1 указанного федерального закона списки политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4-7 настоящей статьи, составляются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и размещаются на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновляются по результатам выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований.

23 сентября 2014 года Избирательная комиссии Иркутской области (далее по тексту избирательная комиссия) приняла постановление № 59/779, которым утвердила список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Иркутской области. В указанный список под № 8 была включена политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ», поскольку по итогам выборов 14 сентября 2014 года депутатом Думы Ангарского муниципального образования была избрана Котова М.В., выдвинутая политической партией «ПАТРИОТЫ РОССИИ».

Дата изъята избирательная комиссия в связи с принятием Закона Иркутской области от 10 декабря 2014 года № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» приняла постановление № 64/819 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 23 сентября 2014 года № 59/779 «О списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Иркутской области», исключила из постановления № 59/779, в том числе строку № 8.

Заявитель считает, что постановление избирательной комиссии от 20 января 2015 года № 64/819 является незаконным и нарушает права, гарантированные статьями 19 и 32 Конституции Российской Федерации.

Заявитель указывает, что, исходя из наименования Закона Иркутской области от 10 декабря 2014 года № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области», статей 1, 3 и 5, на территории Ангарского муниципального образования нового муниципального образования не создавалось, а произошло изменение статуса ранее существовавшего Ангарского муниципального образования на статус городского округа. В законе отсутствует императивная норма с формулировкой «создать новое муниципальное образование АГМО». Границы вновь образованного Ангарского городского муниципального образования установлены в границах Ангарского муниципального образования, образованного Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 105-ОЗ «О статусе и границах муниципального образования Ангарского района Иркутской области». Статья 5 областного закона № 149-ОЗ предусматривает, что органы местного самоуправления Ангарского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования: «город Ангарск», Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования.

Заявитель указывает, что ни статьей 32.1 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни закон Иркутской области от 10 декабря 2014 года № 149-оз не предусматривает такого основания исключения политической партии из списка, освобожденных от сбора подписей избирателей как преобразование муниципального образования.

Принятие оспариваемого постановления избирательной комиссии привело к тому, что из 70 членов партии, состоящих на учете в Ангарском городском местном отделении лишь единицы согласились собирать подписи в свою поддержку, поскольку сбор подписей требует немалых финансовых средств при отсутствии гарантированного результата. Части выдвинутых кандидатов отказано в регистрации, в том числе по мотиву недостаточности количества подписей избирателей, собранных в их поддержку, а против выдвинутых и зарегистрированных кандидатов инициированы судебные процессы по отмене их регистрации.

Возникшая ситуация, по мнению заявителя, повлияла на эффективность агитационной кампании, проводимой партией, на морально-психологическое состояние ее членов, первичных и местных организаций в регионе.

С учетом изложенного, заявитель просил суд признать незаконным Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 20 января 2015 года № 64/819 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 23 сентября 2014 года № 59/779 «О списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Иркутской области».

В судебном заседании представители Иркутского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Проничев В.И. и Тетерин В.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители избирательной комиссии Рымарев Д.С., Штурнева М.В. возражали против удовлетворения заявления по доводам, приведенным в письменном отзыве на заявление.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Иркутский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 35.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах депутатов представительного органа муниципального образования выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе списка кандидатов).

В силу пункта10 названной нормы закона списки политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4 - 7 настоящей статьи, составляются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, размещаются на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляются по результатам выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, избрания депутатов представительных органов муниципальных районов из состава представительных органов поселений в данном субъекте Российской Федерации.

Заявитель свои требования обосновал тем, что у избирательной комиссии не было оснований для исключения его из списка политических партий выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов Ангарского муниципального образования (муниципальный район), Ангарского муниципального образования (городское поселение) в Иркутской области, поскольку в результате объединения муниципальных образований не было создано новое муниципальное образования в виде Ангарского городского муниципального образования, а произошло изменение статуса ранее существовавшего Ангарского муниципального образования в прежних границах и с тем же населением. Следовательно, когда были объявлены выборы в Думу Ангарского городского муниципального образования первого созыва кандидатам от партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в силу приведенных выше норм федерального закона не требовалось сбора подписи избирателей.

Суд находит указанные доводы заявителя несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального закона.

В соответствии с Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 105-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" на территории Ангарского района Иркутской области были образованы следующие муниципальные образования: Одинское муниципальное образование с административным центром в селе Одинск, Савватеевское муниципальное образование с административным центром в селе Савватеевка, наделенные статусом сельского поселения; Ангарское муниципальное образование, Мегетское муниципальное образование, наделенные статутом городского поселения. Ангарское муниципальное образование Иркутской области наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Ангарск.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела по результатам выборов депутатов Думы муниципального образования «город Ангарск», состоявшихся 14 октября 2012 года, а также досрочных выборов депутатов Думы Ангарского муниципального образования, проведенных 14 сентября 2014 года, политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в соответствии с указанными выше нормами закона получила преференцию на последующих выборах в представительные органы муниципальных образований, а именно Думу муниципального образования «город Ангарск» и Думу Ангарского муниципального образования выдвигать кандидатов без последующего сбора подписей избирателей.

23 сентября 2014 года избирательная комиссия Иркутской области приняла постановление № 59/779, которым утвердила список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Иркутской области. В указанный список под № 8 была включена политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ».

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Иркутской области от 10 декабря 2014 года № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» ( далее по тексту Закон Иркутской области № 149-ОЗ) с 1 января 2015 года на территории Иркутской области образовано новое муниципальное образование – Ангарское городское муниципальное образование путем объединения муниципального образования «город Ангарск», Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования и Савватеевского муниципального образования.

В связи с прекращением существования муниципального образования "город Ангарск", Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования Закон Иркутской области от 16 декабря 2004 года N 105-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" утратил свою силу.

В соответствии с частью 2 статьи 6 закона Иркутской области № 149-ОЗ полномочия представительных органов муниципального образования «город Ангарск», Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования и Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования прекращены со дня создания Ангарского городского муниципального образования.

В силу положений части 5 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 4 закона Иркутской области № 149-ОЗ установлена численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования.

Выборы главы вновь образованного Ангарского городского муниципального образования и депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва были назначены на 26 апреля 2015 года.

Избирательная комиссия Иркутской области по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 20 января 2015 года приняла постановление № 64/819 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 23 сентября 2014 года № 59/779 «О списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Иркутской области», исключила из постановления № 59/779 строку № 8, в которой значилась политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и строку № 9 в отношении политической партии «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик».

То обстоятельство, что указанный список был изменен не по результатам выборов, а в связи с образованием нового муниципального образования не свидетельствует о нарушении Избирательной комиссией по Иркутской области при принятии оспариваемого постановления требований статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии, поскольку при проведении выборов депутатов представительного органа вновь образованного муниципального образования в отношении политических партий, выдвинувших кандидатов и получивших по результатам последних выборов депутатские мандаты в тех представительных органах муниципальных образований, которые прекращают свое существование в результате образования нового муниципального образования, не могут применяться преференции, предусмотренные пунктом 6 статьи 35.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Довод представителей заявителя о том, что органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, прекративших свое существование, не может быть принят во внимание, поскольку ни Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Закон Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-0з «О муниципальных выборах в Иркутской области» не предусматривают возможность сохранения для политических партий приведенных выше преференций на выборах депутатов представительных органов вновь созданных муниципальных образований.

То обстоятельство, что представительные органы муниципального образования «город Ангарск», Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования и Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования осуществляли свои полномочия по решению вопросов местного значения до дня проведения первого заседания представительного органа первого созыва Ангарского городского муниципального образования, правового значения не имеет и не может служить основанием для вывода о сохранении гарантий для заявителя, предусмотренных пунктом 6 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того, суд принимает во внимание довод представителей избирательной комиссии о том, что избирательные права заявителя не были нарушены при проведении выборов депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва, поскольку кандидаты от местного отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИЯ» реализовали свои права в соответствии с требованиями закона. Это подтверждается и пояснениями представителей заявителя. То обстоятельство, что ни один из выдвинутых кандидатов не был избран в представительный орган вновь созданного муниципального образования, не является основанием для признания постановления избирательной комиссии незаконным.

Судом проверена процедура принятия избирательной комиссией Иркутской области Постановления от 20 января 2015 года № 64/819. Постановление принято в правомочном составе, при наличии необходимого кворума, большинством голосов от числа присутствующих членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса, что подтверждается Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 05 декабря 2012 года № 51/5-ЗС «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области», постановлением Избирательной комиссии от 10 декабря 2013 года № 37/519 «Об избрании председателя Избирательной комиссии Иркутской области», выпиской из протокола заседания Избирательной комиссии Иркутской области от 20 января 2015 года № 64.

Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Иркутского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 20 января 2015 года № 64/819 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 23 сентября 2014 года № 59/779 «О списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Иркутской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова