ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-229-2011 от 17.11.2011 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                     Дело №3-229-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд

в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.

при секретаре Лысове В.Ю.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,

представителя заявителя Тараканова С.С. - Озерова М.В., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 - председателя комиссии Томской Т.И., действующей на основании постановления Избирательной комиссии Пермского края от 21.07.2011 года № 03/14,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края Алексеевой О.В., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица Останина Н.А.,

представителей Останина Н.А. - Останина СВ., Рудакова К.П., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев 17 ноября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению Тараканова С.С. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 от 27 октября 2011 года № 12/06 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30 Останина Н.А.»,

установил:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 2 сентября 2011 года № 2834 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на 4 декабря 2011 года. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 104 (31818) от 6 сентября 2011 года.

Схема тридцати одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года № 2725.

Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 6 сентября 2011 года № 08/07-2 «О возложении обязанности полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 28 возложены на территориальную избирательную комиссию Кочевского муниципального района.

Решением окружной избирательной комиссии от 27 октября 2011 года № 12/06 Останин Н.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30.

Тараканов С.С, являясь кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по тому же избирательному округу Останина Н.А., полагая, что регистрация Останина Н.А. произведена с нарушением требований закона, что нарушает его, Тараканова С.С., пассивное избирательное право.

В обоснование требований сослался на то, что в результате проведенной проверки подписных листов, представленных кандидатом Останиным Н.А., выявлено недостаточное для регистрации количество подписей избирателей, поскольку из 89 отобранных для проверки подписей было выявлено 9 недействительных, что составляет 10,11 % от числа отобранных для проверки. Указал, что кроме выявленных рабочей группой недействительных подписей, при проверке подписных листов не были учтены и отражены в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе проверки подписных листов все недействительные подписи избирателей. Полагает, что недействительными подписями также должны были быть признаны подписи избирателей: в папке № 1 на листе 25, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя; в папке № 1 на листе 35, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя; в папке № 1 на листе 115, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя; в папке № 1 на листе 138, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате заверения подписного листа кандидатом; в папке № 2 на листе 6, поскольку имеется неоговоренное исправление в адресе места жительства избирателя; в папке № 2 на листе 128, поскольку имеется неоговоренное исправление в годе рождения у избирателя; в папке № 2 на листе 130, поскольку имеется неоговоренное исправление в годе рождения у избирателя; в папке № 3, так как на листе 46 имеется неоговоренное исправление в коде подразделения у лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; в папке № 3 на листе 47, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате выдачи паспорта у лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

При проведении проверки подписных листов Останина Н.А. были нарушены права других кандидатов, выдвинутых в том же избирательном округе, поскольку кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Жильцов Ю.В., Ясырев И.В. и доверенное лицо кандидата Хозяшева B.C. - Пономарев С.А. изъявили желание присутствовать на заседании комиссии (рабочей группы) по проверке подписей избирателей в подписных листах, однако, в ходе проведения проверки все присутствующие на ней лица, за исключением членов рабочей группы избирательной комиссии, были лишены возможности визуально ознакомиться с проверяемыми подписями, заключениями привлеченных к проверке специалистов, другими документами, имеющими отношение к проверке и её результатам, а также были лишены возможности выразить своё" мнение относительно действительности тех или иных подписей избирателей, предоставленных кандидатом Останиным Н.А. Считает, что при проведении проверки подписных листов Останина Н.А. были нарушены основополагающие принципы избирательного права - принцип равенства всех кандидатов и принцип гласности в деятельности избирательной комиссии.

На заседании окружной избирательной комиссии 27 октября 2011 года необоснованно была проведена повторная проверка подписных листов, в результате которой одна из недействительных подписей была признана действительной, в результате чего комиссия пришла к выводу о достаточном для регистрации количестве подписей избирателей и приняла решение о регистрации кандидата Останина Н.А. При этом новый итоговый протокол проверки подписных листов (либо изменения к нему) в установленном законом порядке не составлялся, не подписывался и не вручался кандидату Останину Н.А. Окружной избирательной комиссией не было учтено заключение рабочей группы о наличии оснований для отказа в регистрации указанному депутату. Процедура принятия решения окружной избирательной комиссией был нарушена. Полагает, что оснований для регистрации Останина Н.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва не имелось в связи с недостаточным количеством подписей избирателей. Указал, что незаконные действия окружной избирательной комиссии, выразившиеся в занижении числа недействительных подписей, содержащихся в подписных листах Останина Н.А., являются основанием для проведения в ходе судебного заседания повторной проверки подписных листов кандидата Останина Н.А., отобранных для проверки в соответствии с протоколом случайной выборки подписных листов от 23.10.2011 года, в целях восстановления гарантий пассивного избирательного права заявителя, соблюдения принципа равенства кандидатов.

Также указал, что постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 03.11.2011 года № 26/01-2 действия членов окружной избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации (отказе в регистрации) Останина Н.А., выразившиеся в дополнительной выборочной проверке одной из недействительных подписей, и признание этой подписи действительной, признаны вышестоящей избирательной комиссией незаконными. Не смотря на то, что среди представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30 имеется как минимум 9 недействительных подписей, что составляет 10,11% от числа проверенных, сохраняет силу решение о его регистрации, которое может быть отменено только судом.

Заявитель просит признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30 от 27 октября 2011 года № 12/06 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30 Останина Н.А.».

В судебном заседании заявитель Тараканов С.С. участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Озерова М.В.

Представитель заявителя Озеров М.В., доводы, изложенные в заявлении Тараканова С.С., поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что подпись в строке 1 подписного листа 118 в папке 1 является недействительной не только по основанию, указанному окружной избирательной комиссией, но и в связи с тем, что имеется помарка в сведениях о месте жительства сборщика; подпись в строке 1 подписного листа 135 в папке 3, также является недействительной, поскольку имеется неоговоренное исправление в фамилии избирателя. Просил заявленные Таракановым С.С. требования удовлетворить.

Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Томская Т.И. заявленные Таракановым С.С. требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснила, что рабочей группой по проверке подписных листов были выявлены 9 недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Останина Н.А. При утверждении итогового протокола проверки подписных листов, окружная избирательная комиссия пришла к выводу о действительности одной из подписей избирателей, и приняла решение о регистрации Останина Н.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края. Поскольку она с решением о регистрации не была согласна, полагала, что имеется недостаточное количество подписей избирателей, она изложила свое мнение письменно. Представила письменные возражения (л.д. 123-125 т.2).

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края Алексеева О.В. полагает, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии подлежит отмене, указав на недостаточное для регистрации количество подписей избирателей и нарушение процедуры принятия окружной избирательной комиссией решения о внесении изменений в итоговый протокол проверки подписей. Привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 128-139 т.2)

Заинтересованное лицо Останин Н.А. против удовлетворения заявленных Таракановым С.С. требований возражает. Указал, что окружной избирательной комиссией незаконно была проведена повторная выборка подписных листов, подлежащих проверке. Полагает, что при проведении повторной выборки подписных листов для проверки в результате неправомерных действий окружной избирательной комиссии были выбраны только те подписные листы, в которые имелись исправления, недостатки. Указал, что выборка подписных листов незаконно осуществлялась в помещении, где находится система ГАС «Выборы». Ссылается на то, что при проведении повторной выборки имел место сбой в компьютерной программе, которой пользовалась рабочая группа. В связи с указанными обстоятельствами повторная проверка подписей избирателей судом может быть проведена только в отношении тех подписей, которые указаны в протоколе первой случайной выборки. Полагает, что не могут быть признаны недействительными те подписи избирателей, в которых допущены описки, ошибки по вине сборщиков подписей. Указал на то, что имеет достаточное для регистрации количество подписей избирателей. Просит в удовлетворении заявления Тараканова С.С. отказать.

Представители Останина Н.А. - Останин СВ., Рудаков К.П. против удовлетворения заявления Тараканова С.С. возражали.

Рудаков К.П. привел в обоснование возражений по заявленным Таракановым С.С. требованиям доводы, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 73-80 т.1).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, проведя проверку подписей избирателей в пределах проверенных окружной избирательной комиссией, заслушав заключение прокурора Масленниковой И.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд полагает, что требования Тараканова С.С. подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидате (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому эке избирательному округу, избирательного объединения., список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно части 6 статьи 82 Закона Пермского края от И мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее - Закон Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 80 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 5-7 статьи 33 настоящего Закона.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей» если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п.п. «д»).

Аналогичные требования содержатся и в ч.5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

Судом установлено, что Тараканов С.С. решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 от 20.10.2011 года № 10/01 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по указанному одномандатному избирательному округу (копия решения -л.д.19-20 т.1).

В соответствии с п. 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.3 ст.259 ГПК РФ, Тараканов С.С. имеет право обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

Тараканов С.С. полагает незаконным и подлежащим отмене решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты по тому же избирательного округа Останина Н.А.

Материалами дела подтверждается, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 от 27 октября 2011 года № 12/06 Останин Н.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30.

Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.

Пунктами 2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

В соответствии с п.9 ст.59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

Согласно ч.1 ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК при самовыдвижении кандидата окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Пермского края. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.

В соответствии с частью второй ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК вместе с заявлением, указанным в части первой настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме в соответствии с приложением к Федеральному закону.

Согласно части первой статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);

б) первый финансовый отчет кандидата;

в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 либо частью 20 статьи 29 настоящего Закона (если такие изменения имеются).

Из материалов дела видно, что 5 октября 2011 года Останин Н.А. уведомил окружную избирательную комиссию № 30 о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30, представив в избирательную комиссию все предусмотренные частью 20 статьи 29 Закона Пермского края документы о выдвижении кандидатом (л.д. 189-198 т.1).

Суд считает установленным, что с соблюдением установленного законом срока (до 18 часов по местному времени 19 октября 2011 года) - 18 октября 2011 года в 13 часов 20 минут Останин Н.А. представил в окружную избирательную комиссию 487 подписных листов в 4 папках с 487 подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, информацию о том, что представленные ранее сведения соответствуют действительности. Указанный факт подтверждается письменным подтверждением принятых документов для регистрации кандидата (л.д. 200 т.1), копиями представленных документов (л.д. 201-206, 223-224 т.1). Также Останиным Н.А. были представлены в избирательную комиссию дополнительные документы, касающиеся достоверности подписей избирателей (л.д. 207-222 т.1).

В соответствии с ч.2 ст.31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ГЖ количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

Из постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года № 2725, которым утверждена схема тридцати одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва, следует, что численность избирателей избирательного округа № 30 составляет 44339 (л.д. 94 т. 1).

Таким образом, количество необходимых для регистрации кандидата по указанному избирательному округу подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата составляет 443 подписи.

Материалами дела подтверждается, что Останиным Н.А. представлено в окружную избирательную комиссию количество подписей, которое не превышает максимально допустимое количество подписей, и составляет не менее 443 подписей.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 от 9 октября 2011 года № 01/01 была создана рабочая группа по приему и проверке документов, представленных кандидатами, в составе Томской Т.И., Смирновой О.В., Макатерского Ю.С. (л.д. 235 т.1).

12.10.2011 года окружной избирательной комиссией было принято решение № 07/03 «Об утверждении процедуры проведения выборки подписных листов» для регистрации методом случайной выборки. В соответствии с п.1 Процедуры проведения случайной выборки подписных листов случайная выборка подписных листов для проведения достоверности подписей и соответствующих сведений об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов, проводится в помещении соответствующей избирательной комиссией в день, определенный соответствующей избирательной комиссии, при приеме от кандидата избирательной документации для регистрации кандидата непосредственно после выдачи кандидату соответствующего письменного подтверждения о приеме подписных листов (л.д.226-227 т.1).

Решением от 13.10.2011 года № 08/03 «О проведении выборки подписных листов» окружная избирательная комиссия установила, что случайная выборка подписных листов для проверки достоверности подписей и соответствующих сведений им сведений об избирателях проводится в помещении окружной избирательной комиссии в день приема от кандидата избирательной документации для регистрации кандидата, непосредственно после выдачи кандидату письменного подтверждения о приеме подписных листов и утвердила состав рабочей группы для проведения выборки, в которую вошли Томская Т.И., Смирнова О.В., Макатерский Ю.С, Васькин А.С. (л.д. 228-229 т.1).

Указанная рабочая группа в день принятия у Останина Н.А. документов для регистрации, 18 октября 2011 года, провела случайную выборку подписных листов для проверки, по итогам которой было отобрано 89 подписных листов, оформила соответствующий протокол (л.д. 230-232 т.1).

Решением окружной избирательной комиссии от 21.10.2011 года № 11/01 «О проведении выборки подписных листов решение комиссии от 13.10.2011 года № 08/03 признано утратившим силу, аннулированы результаты ранее проведенной выборки подписных листов. Комиссия решила провести случайную выборку подписей избирателей, представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному округу № 30 Жильцовым Ю.В., Останиным Н.А., Туневым А.А., Хозяшевым B.C., Ясыревым И.В. 23 октября 2011 года в 14 часов 00 минут в помещении окружной избирательной комиссии. Также был утвержден состав рабочей группы для проведения выборки (л.д. 233-234 т.1).

23 октября 2011 года рабочая группа провела случайную выборку подписных листов, представленных кандидатом Останиным Н.А., о чем составила протокол (л.д. 235-237 т.1).

О начале проверки подписных листов, о порядке и сроках проверки подписей избирателей, сроках рассмотрения вопроса о регистрации кандидата в депутаты Останин Н.А. был уведомлен окружной избирательной комиссией (л.д. 238 т.1).

В результате проведенной проверки 24-25 октября 2011 года были составлены ведомости проверки подписных листов, в соответствии с которыми нарушения избирательного законодательства выявлены в 9 подписях избирателей, представленных в поддержку самовыдвижения кандидата Останина Н.А. (л.д. 248-251 т.1).

Из ведомости проверки подписных листов, содержащихся в папке № 1, представленных Останиным Н.А. от 25 октября 2011 года следует, что были выявлены нарушения в подписях избирателей, содержащихся в строке 1 в подписном листе 64, в строке 1 в подписном листе 81, в строке 1 в подписном листе 118 (л.д. 248 т.1).

Из ведомости проверки подписных листов, содержащихся в папке № 2, представленных Останиным Н.А. от 25 октября 2011 года следует, что были выявлены нарушения в подписях избирателей, содержащихся в строке 1 в подписном листе 3, в строке 1 в подписном листе 53, в строке 1 в подписном листе 117 (л.д. 249 т.1).

Из ведомости проверки подписных листов, содержащихся в папке № 3, представленных Останиным Н.А. от 25 октября 2011 года следует, что были выявлены нарушения в подписях избирателей, содержащихся в строке 1 в подписном листе 17, в строке 1 в подписном листе 21 (л.д. 250 т.1).

Согласно ведомости проверки подписных листов, содержащихся в папке № 4, представленных Останиным Н.А. от 25 октября 2011 года были выявлены нарушения в подписях избирателей, содержащихся в строке 1 в подписном листе 34 (л.д. 251 т.1).

В результате проверки установлено, что общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 9, что составляет 10,11% от отобранных для проверки подписей, что подтверждается копией итогового протокола проверки подписных листов (л.д. 247 т.1).

Копия итогового протокола проверки подписных листов вручена окружной избирательной комиссией Останину Н.А. 25 октября 2011 года (л.д.247 т.1).

Решением окружной избирательной комиссии от 27 октября 2011 года № 12/01 «Об утверждении итогового протокола проверки подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Останина Н.А.)) была исправлена без проведения повторной проверки техническая ошибка в ведомостях проверки подписных листов, итоговом протоколе проверки подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Останина Н.А. В ведомости проверки подписных листов из папки № 1 в строке 1 подписного листа 118 строка код нарушения был исправлен с «24» на «15», причина признания подписи недействительной «неоговоренное исправление» - на «не соответствующие действительности сведения об избирателе (нет сведений об избирателе». В ведомости проверки подписных листов из папки № 3, в строке 1 подписного листа 21 код нарушения «21» исправлен на «15». Также в итоговом протоколе проверки подписных листов, в строке таблицы «Количество недостоверных (недействительных) подписей «20» исправлено на «9» (л.д. 114-116, 101-103 т.2).

По шестому вопросу повестки дня на заседании окружной избирательной комиссии 27.10.2011 года было принято решение о внесении поправки в итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Останина Н.А. После принятия данного решения ОИК № 30 в связи с тем, что количество недействительных подписей не препятствовало, по мнению большинства членов комиссии, регистрации кандидата, поставила 27 октября 2011 года в 23 часа 20 минут на голосование вопрос о регистрации кандидата Останина Н.А., и приняла решение о регистрации кандидата Останина Н.А. При этом 7 членов комиссии голосовали «за» регистрацию указанного кандидата, 1 - «против» с особым мнением (л.д.107-110 т.2).

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 от 27.10.2011 года № 12/06 Останин Н.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30.

В обоснование заявления об отмене указанного решения о регистрации Останина Н.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва заявитель указывает, в частности, на то обстоятельство, что постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 03.11.2011 года № 26/01-2 действия членов окружной избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации (отказе в регистрации) Останина Н.А., выразившиеся в незаконной дополнительной выборочной проверке одной из недействительных подписей и признание этой подписи действительной и внесении поправки в итоговый протокол, признаны незаконными.

Из постановления Избирательной комиссии Пермского края от 3 ноября 2011 года № 26/01-2 следует, что 1 ноября 2011 года в Избирательную комиссию Пермского края обратился Пономарев С.А., доверенное лицо кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Хозяшева B.C. с жалобой на нарушения избирательного законодательства окружной избирательной комиссией, выразившееся во внесении поправки в итоговый протокол проверки подписных листов кандидата в депутаты Останина Н.А., принятого протокольно 27 октября 2011 года на заседании ОИК № 30.

Принимая решение в указанной части, комиссия установила следующие обстоятельства. 25 октября 2011 года рабочей группой ОИК № 30 была завершена проверка подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Останиным Н.А., и по ее результатам были составлены ведомости проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов. В соответствии с итоговым протоколом были признаны недействительными 9 подписей избирателей, что составляет 10,11% от числа отобранных для проверки. 27 октября 2011 года в 20 часов 00   минут итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом Останиным Н.А., был представлен на заседание ОИК № 30 и был утвержден решением членов комиссии. После завершения процедуры проверки подписей должен был рассматриваться вопрос о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата на основании итогового протокола проверки подписных листов. Однако, члены ОИК № 30 произвели фактическую выборочную повторную проверку одной подписи на листе № 53 папки № 2 и признали ее достоверной. Несмотря на то, что законом не предусмотрено процедуры повторной выборочной проверки одной или нескольких подписей из числа отобранных для проверки и внесения в таком порядке изменений в ранее оформленный итоговый протокол, ОИК № 30 большинством голосов приняла решение о внесении изменений в итоговый протокол проверки. При этом новый итоговый протокол проверки подписных листов (либо изменения к нему) не составлялся в установленном законом порядке, не подписывался уполномоченным на то членом ОИК № 30 с правом решающего голоса и не вручался кандидату Останину Н.А.

Как видно из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Останина Н.А., составленного 25 октября 2011 года, подписанного руководителем и членами рабочей группы ОИК № 30, копия которого была вручена Останину Н.А. 25 октября 2011 года, количество представленных подписей составило 487, количество проверенных подписей - 89, общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 9, что составляет 10,11% от отобранных для проверки подписей.

Исходя из исследованных судом документов, принятое ОИК № 30 протокольно на заседании комиссии 27 октября 2011 года (протокол № 12, отдельным документом не оформлено), решение о внесении поправки в итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Останина Н.А. предшествовало принятию решения о регистрации кандидата Останина Н.А. Поскольку положения п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ч. 14 ст. 32 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК предусматривают возможность повторной проверки подписных листов после принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата только судом, а также избирательной комиссией - после принятия решения об отказе в регистрации кандидата, то есть запрет на повторную, в том числе выборочную, проверку подписных листов до принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата не установлен, ОИК № 30 была вправе на заседании 27 октября 2011 года принять решение о внесении поправки в итоговый протокол проверки подписных листов в том случае, если пришла к иному выводу о действительности проверенных подписей избирателей.

Суд не соглашается с суждением Избирательной комиссии Пермского края о том, что отмененное пунктом 3 указанного постановления решение ОИК № 30 о внесении поправки в итоговый протокол проверки подписных листов не могло быть принято после утверждения итогового протокола комиссией.

Из приведенных норм закона следует, что проведение повторной проверки подписных листов ограничено законом только в случае, если избирательной комиссией принято решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата, а до принятия такого решения избирательная комиссия вправе продолжить проверку подписных листов, представленных для регистрации кандидата, до истечения предельного 10-дневного срока с момента приема документов кандидата.

Таким образом, пункт 3 постановления Избирательной комиссии Пермского края об отмене решения ОИК № 30 от 27 октября 2011 года (протокол № 12) о внесении поправки в итоговый протокол проверки подписных листов кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Останина Н.А. нельзя признать соответствующим закону.

Учитывая указанные обстоятельства, для проверки доводов, изложенных в заявлении, относительно недостаточности для регистрации кандидата Останина Н.А. действительных подписей избирателей, судом в соответствии с п.7 ст.39, п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п.14 ст.32 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК проведена повторная проверка подписей избирателей.

Руководствуясь требованиями указанных правовых норм, суд определил провести повторную проверку подписей, которые были подвергнуты проверке ОИК № 30.

Доводы заинтересованного лица Останина Н.А. и его представителей Останина СВ., Рудакова К.П. о том, что проверка подписей избирателей, судом должна быть проведена в пределах тех подписей, которые были отобраны в результате случайной выборки (жребия) 18.10.2011 года, являются необоснованными, поскольку по смыслу указанных выше правовых норм суд имеет право произвести повторную проверку только тех подписей, которые были подвергнуты проверке избирательной комиссией.

В судебном заседании исследованы подлинные подписные листы в пределах отобранных окружной избирательной комиссией для проверки 23.10.2011 года, которые были сопоставлены с данными таблиц проверки подписных листов, со сведениями УФМС, с другими представленными письменными доказательствами.

Согласно п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются, в частности, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.п. «в»); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (п.п.«г>>); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (п.п. «ж»); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно (п.п. «з»).

В соответствии с частью 11 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК недействительными считаются, в частности, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи (п. «б»); подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист (п. «в»); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы (п. «е»); все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (п. «ж»).

Судом установлено, что окружной избирательной комиссией № 30 на основании подписных листов, подвергнутых проверке, в связи с расхождением сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и сведений ГАС «Выборы», были составлены таблицы, которые были направлены в территориальные пункты Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, находящиеся на территории избирательного округа № 30 для проверки сведений об избирателях.

Между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Федеральной миграционной службой имеется соглашение о взаимодействии, которым предусмотрено направление избирательной комиссией в орган ФМС России запроса на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей по форме, согласно приложению к подписанному протоколу.

Таким образом, данные УФМС о расхождении сведений, которые сообщил избиратель, могут служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Проверив подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах в папке № 1: №№ 11, 13, 14, 19,20, 25, 31, 35, 39, 49, 50, 58, 59, 64, 81, 84, 85, 88, 90, 92, 93, 94, 95, 96, 102, 105. 108, 113, 115, 118, 122, 129, 138, 142, 148, в папке № 2: №№ 1,3,6,7, 15, 19,23,28,40,44,46,51, 53, 54, 59,79,86, 117, 128, 130, 146, в папке № 3: 13, 17,21,46,47, 57,59,60,64,65, 71,75, 76,79,86,95, 101, 106, 117, 119, 120, 126, 129, 134, 135, 143, в папке № 4: №№ 5, 8, 18, 19,22, 29, 34, суд пришел к выводу о том, что в некоторых подписных листах имеются недействительные подписи.

Так, в строке 1 подписного листа 64 в папке № 1 сведения об адресе места жительства избирателя Грибанова А.Н. не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе в графе «адрес места жительства» указана улица Чкалово (копия подписного листа -л.д. 14 т.2), согласно сведениям УФМС - улица Чкалова (л.д. 246 т.1). В соответствии с п.п. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «б» ч.11 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК указанная подпись является недействительной.

Доводы представителя заинтересованного лица Останина Н.А. - Рудакова К.П. о том, что указанная запись в подписном листе не допускает иных трактовок места проживания лица, поставившего свою подпись, кроме как той, что избиратель проживает в с. Кочево на ул. Чкалова, кроме того Администрация Кочевского сельского поселения в письме от 26.10.2011 г. № 395 также указала, что несколько улиц с одноименным названием улицы Чкалова в селе Кочево нет, существует одна улица под названием «Чкалова», также последняя буква в названии улицы может быть буквой «а» и это связано с особенностями почерка лица, заполнявшего подписной лист, судом отклоняются в связи с их несостоятельностью.

Суд полагает, что подпись данного избирателя обоснованно признана окружной избирательной комиссией недействительной, поскольку согласно сведениям органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту жительства, адрес места жительства данного избирателя, указанный в подписном листе, не соответствует действительности.

Статья 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, в подписных листах избирателем должен указываться адрес места жительства в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.

В соответствии с ч.6 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК избиратель в подписном листе указывает адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Таким образом, действующее законодательство не предоставляет избирателю право указать в подписном листе сведения об ином месте жительства, чем том, определения которого содержится в указанных правовых нормах. Иное понимание данных законоположений допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования. Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения о месте жительства избирателя, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства названных лиц.

Надуманными являются утверждения представителя заинтересованного лица о том, что последняя буква в названии улицы может быть буквой «а» и что это связано с особенностями почерка лица, заполнявшего подписной лист.

В строке 1 подписного листа 3 в папке № 2 в сведениях о месте жительства избирателя Смирнова A.M. указан населенный пункт - с.Сеполь (копия подписного листа - л.д.37 т.2). Согласно сведениям УФМС, представленным окружной избирательной комиссии избиратель проживает в д.Сеполь. В соответствии с п.п. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «б» ч.11 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК указанная подпись является недействительной.

В обоснование возражений против признания подписи недействительной представитель заинтересованного лица Останина Н.А. указывает на, что по сведениям ТП УФМС России по Пермскому краю в документах у граждан в Кочевском районе встречаются и с.Сеполь и д.Сеполь.

В соответствии с Реестром административно-территориальных единиц Пермского края, являющимся приложением к Закону Пермского края от 29.06.2010 года № 652-ПК «О распространении действия Закона Пермской области «Об административно-территориальном устройстве Пермской области» на территорию Пермского края и внесении в него изменений», в Кочевском районе Пермского края находится населенный пункт -деревня Сеполь.

То обстоятельство, что у граждан, проживающих в Кочевском районе в документах встречаются и с.Сеполь, и д.Сеполь (л.д. 156 т.2), правового значения для дела не имеет. Из представленных УФМС сведений на момент заполнения подписного листа избиратель Смирнов A.M. проживал в деревне Сеполь.

В связи с изложенным не влечет признание действительной подписи указанного избирателя по доводам представителя заинтересованного лица Останина Н.А. относительно понятий села и деревни, содержащихся в словаре русского языка СИ. Ожегова, где деревня определяется как крестьянское селение, а село как большое крестьянское селение, и сведений, содержащихся в книге «Кочевский район: прошлое и настоящее», где населенный пункт Сеполь также именуется как селение.

Ссылка представителя заинтересованного лица Останина Н.А. на п. 5 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, согласно которому не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений, является несостоятельной, так как в данном случае недействительность подписи связана не с наличием сокращения в сведениях об избирателя, а в связи с тем, что сведения о месте жительства избирателя не соответствуют действительности.

В строке 1 подписного листа 53 в папке № 2 в сведениях о месте жительства избирателя указано, что избиратель Топорков И.П. проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д.48 т.2). Согласно сведениям УФМС - избиратель проживает на ул.**** (л.д. 244 т.1 ). В соответствии с п.п. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «б» ч.11 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК указанная подпись является недействительной.

В обоснование возражений против признания подписи недействительной представитель заинтересованного лица Останина Н.А. ссылается на то, что в сведениях, которые представлены ТП УФМС по Пермскому краю в Юрлинском районе, указано, что ул. **** соответствует ул. ****, кроме того, указанная запись в подписном листе не допускает иных трактовок места проживания лица, поставившего свою подпись, кроме как той, что он проживает в с. ****, иных улиц с подобным названием в с.Юрла нет, справкой № МС/987 от 28.10.2011 г. ТП УФМС по Пермскому краю в Юрлинском районе еще раз подтвердил, что запись «соответствует ****» в графе «результат проверки на соответствие» произведена правильно и соответствует действительности. Суд находит данные доводы не состоятельными.

При исследовании подписного листа, в котором находится подпись избирателя Топоркова И.П., сравнении его со сведениями УФМС, установлено, что сведения о месте жительства избирателя не соответствуют действительности, поскольку наименование улицы в графе «адрес места жительства» не соответствует наименованию улицы, указанному в сведениях о регистрации данного избирателя.

Правовых оснований для выяснения судом, не препятствуют ли однозначному восприятию сведения об избирателе, изложенные в подписном листе, не имеется, поскольку выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

В строке 1 подписного листа 118 в папке № 1 сведения об избирателе не соответствуют действительности. В подписном листе указаны фамилия, имя, отчество избирателя - Климов Ю.А., дата рождения, серия и номер документа, удостоверяющего личность - 4805 146730, гражданин РФ, адрес места жительства - **** (копия подписного листа - л.д. 30 т.2). Указанная подпись была признана окружной избирательной комиссией недействительной, поскольку согласно данным УФМС сведений о таком избирателе не имеется (л.д.240 т.1).

Для проверки достоверности сведений об указанном избирателе и доводов заинтересованного лица Останина Н.А. о том, что у указанного избирателя сведения о регистрации содержатся в паспорте, судом был сделан запрос в УФМС России по Пермскому краю в Кочевском районе (л.д. 161 т.2), кроме того, запрос был направлен также для исполнения в УФМС России по Пермскому краю (л.д. 158 т.2).

Согласно сведениям территориального пункта УФМС по Пермскому краю в Кочевском районе Климов Ю.А., дата рождения, в регистрации по состоянию на 10.10.2011 г. по месту жительства и по месту пребывания по адресу: **** не значится (л.д. 163 т.2).

УФМС России по Пермскому краю сообщило суду, что Климов Ю.А., дата рождения, по учетам УФМС России по Пермскому краю не значится, паспорт серии 4805 № 146730 был выдан 07.11.2006 г. ОВД Кочевского района КПАО Климову Г.А., дата рождения, зарегистрированному по месту жительства по адресу: ****, в настоящее время указанный паспорт является недействительным, поскольку Климов Г.А. документирован паспортом серии ** в связи с достижением 45-летнего возраста (л.д. 162 т.2).

Суд считает установленным, что сведения об избирателе, указанном в подписном листе 118 в строке 1, папка № 1, не соответствуют действительности, поэтому в соответствии с п.п. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «б» ч.11 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК указанная подпись является недействительной.

При проверке подписных листов судом также установлено и не оспаривается заинтересованным лицом Останиным Н.А., что в строке 1 в подписном листе 81 в папке № 1 у избирателя Тетерлева А.Л., дата рождения, не указано число и месяц рождения (копия подписного листа - л.д. 15 т.2). Указанная подпись является недействительной в соответствии с п.п. «г» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «в» ч.П ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

Также судом установлено, что в строке 1 подписного листа 17 в папке № 3 отчество избирателя указано «Александровна» (копия подписного листа - л.д. 58 т.2), согласно сведениям УФМС данный избиратель имеет отчество «Алексеевна» (л.д.242 т.1). В соответствии с п.п. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ указанная подпись является недействительной.

В строке 1 подписного листа 21 в папке № 3 сведения о годе рождения избирателя не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе год рождения Андреева А.П. указан как 1976 (копия подписного листа - л.д. 59 т.2), согласно сведениям УФМС Андреев А.П. родился в 1982 году (л.д. 242 т.1). Указанная подпись является недействительной в соответствии с п.п. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «б» ч.11 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

В строке 1 подписного листа 117 в папке № 2 имеется неоговоренное исправление в номере паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, цифра «1» исправлена на «3», исправление не оговорено (копия подписного листа — л.д.53 т.2). Подпись избирателя Куревиной А.С. является недействительной в соответствии с п.п. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «ж» ч.11 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

В строке 1 подписного листа 34 в папке № 4 имеются исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, а именно в наименовании улице в сведениях о месте жительства Кучевой Т.В., которые не оговорены (копия подписного листа - л.д. 89 т.2). Подпись избирателя является недействительной в соответствии с п.п. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «ж» ч.И ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

Доводы представителя заинтересованного лица Останина Н.А. о том, что неоговоренных исправлений данные подписные листы не содержат, являются несостоятельными, поскольку исправления в подписном листе 117 в папке № 2 и в подписном листе 34 в папке № 4 имеются.

Кроме того, суд считает, что недействительными являются следующие подписи: подпись в строке 1 подписного листа 6 в папке № 2 (избиратель Пикулев М.В.), поскольку имеется исправление в адресе места жительства избирателя, а именно номере дома, которое в установленном порядке не оговорено (копия подписного листа - л.д. 38 т.2); подпись в строке 2 на листе 128 в папке № 2, поскольку имеется исправление в годе рождения избирателя Шипицыной Е.С., которое не оговорено в установленном порядке (копия подписного листа - л.д. 54 т.2); подпись в строке 1 подписного листа 135 в папке № 3, так как имеется неоговоренное исправление в фамилии избирателя Шипициной С.А. (копия подписного листа - л.д. 81 т.2).

Указанные подписи являются недействительными в соответствии с п.п. «ж» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «е» ч.11 ст.32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

Доводы заинтересованного лица Останина Н.А. и его представителей о действительности этих подписей со ссылкой на особенности почерка являются несостоятельными, поскольку исправления в указанных подписных листах имеются.

Утверждения заявителя Тараканова С.С. и его представителя Озерова М.В. о недействительности подписей, содержащихся в папке № 1 на листе 25, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя; в папке № 1 на листе 35, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя; в папке № 1 на листе 115, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя; в папке № 1 на листе 138, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате заверения подписного листа кандидатом в папке № 2 на листе 130, поскольку имеется неоговоренное исправление в годе рождения у избирателя; в папке № 3 на листе 46, так как имеется неоговоренное исправление в коде подразделения у лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; в папке № 3 на листе 47, так как имеется неоговоренное исправление в дате выдачи паспорта у лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, подпись в строке 1 подписного листа 118 в папке 1, так как имеется помарка в сведениях о месте жительства сборщика, суд находит необоснованными. В данном случае написание цифр и букв, по мнению суда, является особенностью почерка лица, вносившего указанные сведения.

Таким образом, в результате проверки подписных листов, проведенной судом, установлено, что недействительными являются 12 подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки (89), то есть более 10% подписей.

Указанное обстоятельство в соответствии с п.п. «д» п. 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «ж» в ч.5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В связи с этим, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Тараканова С.С. об отмене решения окружной избирательной комиссии.

Иные доводы заявителя и его представителя на выводы суда не влияют, поскольку основанием к отмене решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Останина Н.А. не являются.

Доводы заинтересованного лица Останина Н.А. и его представителей о законности решения окружной избирательной комиссии о регистрации его кандидатов в депутаты законодательного Собрания Пермского края второго созыва не основаны на законе.

Доводы заинтересованного лица Останина Н.А. и его представителей о том, что окружной избирательной комиссией незаконно была проведена повторная выборка подписей для проверки, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не являются.

Согласно п.3 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Согласно части 6 статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии Пермского края - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.

Материалами дела подтверждается, что первоначально случайная выборка подписных листов для проверки, которые представил кандидат Останин Н.Н., проведена рабочей группой окружной избирательной комиссии в день принятия от Останина Н.А. документов для регистрации, - 18 октября 2011 года. Указанное обстоятельство подтверждается копией протокола случайной выборки подписных листов (л.д.230-232 т. 1), и не оспаривается лицами, участвующими в деле. При этом проверка отобранных подписных листов не была проведена, поскольку окружной избирательной комиссией 21 октября 2011 года было принято решение № 11/01 об аннулировании результатов ранее проведенной выборки в связи с несоблюдением требований ч.6 ст.32 Закона Пермского края, раздела 2 «Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, представляемых кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения», утвержденных постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года № 04/30-2, в части процедуры проведения выборки подписных листов для проверки подписей избирателей - не были извещены надлежащим образом все лица, имеющие право присутствовать при проведении данной процедуры), несоблюдением принципа гласности в работе комиссии. Указанным решением окружной избирательной комиссии случайная выборка подписных листов для проверки подписей избирателей, представленных кандидатами в депутаты по избирательному округу № 30 была назначена на 23 октября 2011 года в 14 часов. О времени и месте проведения случайной выборки подписных листов для проверки Останин Н.А. был извещен, на заседании рабочей группы, которая проводила выборку подписных листов, присутствовал.

Суд полагает, что аннулирование результатов первичной выборки подписных листов, представленных Останиным Н.А. является законным и правомерным, поскольку при ее проведении были нарушены требования части 6 статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, так как при проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо.

Утверждения Останина Н.А. и его представителей о том, что следует учитывать, что при проведении случайной выборки подписных листов, вправе присутствовать только те кандидаты, которые на день выборки представили документы для регистрации, основаны на неправильном толковании норм избирательного законодательства.

Кроме того, следует учесть, что окружной избирательной комиссией 21 октября 2011 года решение № 11/01 принято в пределах полномочий в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (п.8 ст.25), Законом Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК (ч.6 ст.32).

Доводы Останина Н.А. о том, что при проведении повторной выборки подписных листов для проверки подписей избирателей в результате неправомерных действий окружной избирательной комиссии были выбраны только те подписные листы, в которых имелись исправления, недостатки, при проведении выборки имел место сбой в компьютерной программе, какими-либо достоверными доказательствами не подтверждаются.

Из объяснений Останина Н.А., Братчикова Д.Г., которые были отобраны сотрудниками полиции, следует, что при выборке подписных листов происходила частичная и временная потеря цифр, которые в последующем восстанавливались, по данному факту с окружной избирательной комиссией они разобрались и к избирательной комиссии претензий нет (л.д. 83-85).

Согласно представленным в материалы дела копии служебной записки начальника информационного управления аппарата Избирательной комиссии Пермского края от 15.11.2011 года, объяснений администратора КСА ТИК Васькина А.С. сбоев программных и технических средств при проведении случайной выборки подписных листов в ТИК Кочевского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии № 30 23 октября 2011 года не было (л.д. 164-165 т.2).

Доводы заинтересованного лица Останина Н.А. и его представителей о том, что выборка подписных листов необоснованно осуществлялась в помещении, где находится система ГАС «Выборы», являются несостоятельными.

Из объяснений представителей заинтересованных лиц Избирательной комиссии Пермского края и окружной избирательной комиссии следует, что указанное помещение используется территориальной избирательной комиссией Кочевского муниципального района, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии. Доказательств обратного суду не представлено.

Не влекут отказ в удовлетворении заявления Тараканова С.С. доводы Останина Н.А. о том, что итоговый протокол проверки подписных листов от 27 октября 2011 года и ведомости проверки подписных листов от 27 октября 2011 года не были подписаны председателем рабочей группы Томской Т.И., и выданы ему, несмотря на принятое 27 октября 2011 года на заседании окружной избирательной комиссии решение.

Останиным Н.А. в материалы дела представлены итоговый протокол проверки подписей от 27 октября 2011 года (л.д.173 т.2), ведомости проверки подписных листов от указанной даты (л.д. 174-177 т.2). Указанные документы подписаны двумя членами рабочей группы - Макатерским Ю.С., Смирновой О.В. Из указанных документов следует, что в результате проверки было установлено 8 недействительных подписей избирателей, что составило 8,99% от отобранных для проверки подписей.

Суд полагает, что указанные обстоятельства правового значения для данного дела не имеет. При рассмотрении дела судом установлено, что действительно в результате проверки подписных листов, проведенной ОИК-30 27.10.2011 года, окружная избирательная комиссия пришла к выводу о недействительности 8 подписей избирателей, и наличии основания для регистрации кандидата Останина Н.А.

Поскольку указанное решение окружной избирательной комиссии оспаривается другим кандидатом в депутаты Таракановым С.С, при проверке доводов заявителя, судом установлено, что количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Останина Н.А., превышает допустимое, то есть 10%, что влечет отмену решения окружной избирательной комиссии.

Из представленных копий заявления и объяснений Останина Н.А. (л.д.169-171 т.2), объяснений Крашенинниковой Н.М. (л.д. 167 т.2), Никоновой Е.М. (л.д.168 т.2) следует, что председатель окружной избирательной комиссии отказал кандидату Останину Н.А. в выдаче итогового протокола проверки подписных листов 11 ноября 2011 года. Однако, что касается отказа в передаче кандидату изменений в итоговый протокол о результатах проверки подписных листов, то данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Установлено, что Останин Н.А. на заседании окружной избирательной комиссии 27 октября 2011 года присутствовал, с решением окружной избирательной комиссии о регистрации его кандидатом в депутаты был ознакомлен.

Доводы заинтересованного лица Останина Н.А. о том, что следует учитывать, что неточности в сведениях об избирателях допустили сборщики, сведения указывают на конкретного избирателя и позволяют установить достоверность и действительность подписей об избирателе полно и конкретно, на выводы суда о недействительности 12 подписей избирателей не влияют.

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края определен статьей 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

В соответствии с ч.6 указанной статьи избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.

При этом закон не содержит норм, определяющих возможность признания действительными, подписей избирателей, недостоверные сведения о которых внесены в подписной лист сборщиком.

Действующее законодательство о выборах также не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию сведения в подписных листах.

Суд считает, что заявление Тараканова С.С. следует удовлетворить, признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 от 27 октября 2011 года № 12/06 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30 Останина Н.А.».

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Тараканова С.С. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 от 27 октября 2011 года № 12/06 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 30 Останина Н.А.».

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения - 18 ноября 2011 года.

Судья - (подпись) - Л.Е.Хрусталева

  судья - Л.Е.Хрусталева

Решение вступило в законную силу 03 декабря 2011 года.

Справка.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации решение Пермского краевого суда от 17.11.2011. г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Останина Н.А. - без удовлетворения.

Судья - Л.Е.Хрусталева