ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-22/13 от 23.07.2013 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3-22/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск                                     23 июля 2013 г.

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи                     Дмитриевой Л.А.

при секретаре                 Никитине В.В.

с участием прокурора             Рязанской А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске

заявление кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21 ФИО1 об отмене решения Мирнинской окружной избирательной комиссии от 08 июля 2013 года N 6/3 о регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21 ФИО2,

установил:

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 ГС N 1653-IV на 8 сентября 2013 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Названное постановление официально опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости", N 36, 01.06.2013.

Решением Мирнинской окружной избирательной комиссии (далее – Мирнинская ОИК) от 11 июля 2013 года N 7/1 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21.

Решением Мирнинской ОИК от 08 июля 2013 года № 6/3 кандидатом в народные депутаты по этому же избирательному округу зарегистрирован ФИО2

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об отмене решения Мирнинской ОИК от 08 июля 2013 г. N 6/3 о регистрации ФИО2, в обоснование заявления ссылался на отсутствие представления в Мирнинскую ОИК личного заявления ФИО2 о согласии баллотироваться кандидатом в народные депутаты РС (Я) по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21. При этом заявитель утверждает, что таковым согласием Мирнинская ОИК неправомерно признала личное заявление ФИО2, адресованное в Центральную избирательную комиссию РС (Я), и содержащее согласие избирательному объединению - политической партии «Гражданская платформа» баллотироваться кандидатом в народные депутаты РС (Я) в составе республиканского списка кандидатов. Между тем, по мнению заявителя, указанное избирательное объединение в выборах народных депутатов РС (Я) участия не принимает, так как выдвижение кандидатов в народные депутаты РС (Я) осуществляло избирательное объединение - Региональное отделение в РС (Я) Политической партии «Гражданская платформа».

Также в заявлении указывается на несоблюдение кандидатом ФИО2 требований, предъявляемых к оформлению документов о размере и об источниках доходах кандидата и имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, и первого финансового отчета кандидата.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3, действующий на основании доверенности от 16.07.2013 г. № ..., требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Просит заявление удовлетворить.

Представитель Мирнинской ОИК в судебное заседание не явился, отзыв не представлен, притом, что избирательная комиссия надлежащим образом извещена о дате и месте судебного разбирательства по настоящему делу. В суд поступило заявление от Мирниской ОИК с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя избирательной комиссии. По правилам части 1 статьи 260.1 ГПК РФ суд рассматривает заявление в отсутствие представителя избирательной комиссии.

Представитель заинтересованного лица - кандидата в народные депутаты РС (Я) ФИО2 - ФИО4, действующий на основании доверенности от 03.04.2013 г. № 3-794, в судебном заседании с заявлением ФИО1 не согласился, считает его необоснованным. Указывает на соблюдение требований действующего избирательного законодательства со стороны ФИО2 при предоставлении необходимых документов для регистрации кандидата в депутаты. Полагает, что избирательная комиссия при вынесении обжалуемого решения действовала в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и с соблюдением положений Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", регулирующих порядок регистрации кандидата в депутаты. Просит в удовлетворении заявления отказать, взыскать с заявителя судебные расходы на оказание юридической помощи в размере 86 000 руб.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 ГС N 1653-IV на 8 сентября 2013 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Названное постановление официально опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости", N 36, 01.06.2013.

Решением Мирнинской ОИК от 08 июля 2013 года № 6/3 ФИО2 зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21.

Из материалов дела усматривается, что кандидат ФИО2 выдвинут решением общего собрания регионального отделения в РС (Я) Политической партии «Гражданская платформа» от 25.06.2013 г. по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Названная норма содержит также указание на сообщение необходимых сведений о кандидате при подаче данного заявления.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, приведенных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (пункт 1 статьи 38 указанного Федерального закона).

Частью 2 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" предусмотрено, что окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Таким образом, соблюдение установленного законом порядка выдвижения кандидата является обязательным условием для осуществления регистрации кандидата.

В свою очередь, частью 11 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III определено, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, обязан представить лично в соответствующую окружную избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом народного депутата, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 настоящей статьи. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО2 в Мирнинскую ОИК было представлено уведомительное письмо от 28.06.2013 г. о выдвижении его названным избирательным объединением (региональным отделением политической партии) кандидатом в народные депутаты РС (Я), в приложении к уведомительному письму значится заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу. Между тем, из вышеупомянутого заявления следует, что оно датировано 26.06.2013 г. и адресовано в Центральную избирательную комиссию РС (Я), при этом содержит согласие кандидата избирательному объединению Политическая партия «Гражданская платформа» баллотироваться кандидатом в народные депутаты РС (Я) пятого созыва в составе республиканского списка кандидатов. В этом же заявлении указано на то, что кандидат в народные депутаты одновременно баллотируется по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21, по которому выдвинут избирательным объединением Политическая партия «Гражданская платформа».

Таким образом, предусмотренное частью 11 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом народного депутата, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 настоящей статьи, ФИО2 в окружную избирательную комиссию представлено не было. Приложение к уведомительному письму кандидата копии заявления, поданного в Центральную избирательную комиссию РС (Я), касающегося выдвижения кандидата в составе республиканского списка кандидатов, в данном случае не подменяет предусмотренного вышеназванной правовой нормой документа, прямо названного законом в качестве уведомления о выдвижении кандидата именно по одномандатному избирательному округу. При этом суд учитывает, что заявление кандидата о согласии избирательному объединению баллотироваться по одномандатному избирательному округу должно отвечать вышеприведенным положениям закона во избежание неоднозначного толкования волеизъявления кандидата при его обращении в избирательную комиссию.

Кроме того, в исследованных судом документах (в частности, уведомительном письме от 28.06.2013 г., заявлении в ЦИК РС (Я) от 26.06.2013 г.) не содержится согласие кандидата избирательному объединению - Региональному отделению в РС (Я) Политической партии «Гражданская платформа» - баллотироваться по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21, как того требует часть 11 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III. При этом суд принимает во внимание изложенное в пункте 25 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ понятие избирательного объединения, которым считается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Следовательно, предусмотренное законом согласие дается кандидатом соответствующему избирательному объединению, которым в настоящем случае является региональное отделение названной политической партии.

Таким образом, обжалуемое решение избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2 принято в отсутствие необходимых документов, в обязательном порядке указывающих в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33, пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, частью 11 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III на уведомление о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу и являющихся основанием для осуществления регистрации кандидата. Данные обстоятельства представителем заинтересованного лица, а также избирательной комиссией не опровергнуты.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению, в том числе, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

    Так, по правилам пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата, в частности, является:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» названной нормы).

Согласно пункту 3 части 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом для уведомления и (или) регистрации кандидата.

В связи с этим суд полагает, что обжалуемое решение о регистрации кандидата подлежит отмене ввиду не соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям закона.

Указанное основание само по себе является достаточным для удовлетворения требований заявителя. По этой причине, хотя изложенные в заявлении доводы о несоблюдении кандидатом ФИО2 порядка предоставления первого финансового отчета, а также сведений о размере и об источниках своих доходов и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и не нашли своего подтверждения в судебном разбирательстве, данное обстоятельство не препятствует для принятия судом решения об отмене обжалуемого решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.

Ссылка представителя заинтересованного лица на недопустимость принятия решения об удовлетворении требований заявителя ФИО1 ввиду отсутствия оснований, указанных в пункте 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, несостоятельна, так как названной правовой нормой регламентируется порядок разрешения судом заявлений об отмене регистрации кандидата, тогда как настоящее заявление касается обжалования решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, которое рассматривается по правилам пункта 6 статьи 76 названного Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить решение Мирнинской окружной избирательной комиссии от 08 июля 2013 года N 6/3 о регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Мирнинскому одномандатному избирательному округу № 21 ФИО2.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Судья                                 Л.А. Дмитриева

Решение суда принято в окончательной форме 23.07.2013 г.