Дело № 3-22/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2014 года г. Киров
Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Опалева О.М.,
при секретаре Соколовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о ликвидации Региональной общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области обратилось в суд с заявлением о ликвидации Региональной общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявления указано, что <дата> Региональная общественная организация Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области. <дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об организации за основным государственным регистрационным номером - №.
В период с <дата> по <дата> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации.
В результате проверки выявлены следующие нарушенияФедерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ«Об общественных объединениях»: Организацией в <дата>, <дата> и <дата> в Управление не представлена информация о продолжении деятельности; не представлен отчет по форме № № об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании за <дата>, <дата>; на проверку не были представлены документы, свидетельствующие о том, что Организацией опубликованы отчеты об использовании своего имущества за <дата> или обеспечена доступность ознакомления с ними.
Отдельные положения Устава Организации не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
По результатам экспертного исследования оттиска печати Организации, проведенного доцентом кафедры всеобщей истории Вятского Государственного университета ФИО15, установлено, что в печати имеется руна Одал («символ рода»). Руна Одал, представляющая собой ромб с исходящими из него снизу двумя зигзагообразными линиями, в годы мировой войны была изображена на эмблеме 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Ойген», 23-й добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Недерланд»,то есть руна Одал в годы Второй мировой войны использовалась в символике. Следовательно, используя в своей печати руну Одал, заверяя печатью от Организации документы, Организация осуществляет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, что является грубым нарушением действующего законодательства.
Кроме того, один из элементов символики - «символ рода», описание которого содержится в пункте 1.10 Устава, до степени смешения схож с руной Одал, являющейся символом идентичным атрибутике или символике, которые использовались германскими национал-социалистами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Включение в Устав Организации описания символики схожей до степени смешения с нацистской символикой также можно трактовать как пропаганду нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Изложенное выше является фактами, свидетельствующими о наличии в деятельности Организации признаков экстремизма, что является грубым нарушением действующего законодательства и противоречит уставным целям Организации.
В нарушение положений статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Организация не имеет учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
Организация не имеет самостоятельного баланса и (или) сметы, что является нарушением положений абзаца 2 пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
<дата> по результатам проверки Управлением в адрес руководящего органа организации было вынесено три предупреждения, срок исполнения которых был установлен до <дата>, однако по состоянию на <дата> предупреждения организацией не исполнены, выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.
На основании изложенного просят ликвидировать Региональную общественную организацию Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» (ОГРН - №) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержала изложенное в исковом заявлении. В качестве основания для ликвидации Региональной общественной организации указала на выявленные в результате проверки деятельности организации за период с <дата> по <дата> неоднократные грубые нарушения норм действующего законодательства. Пояснила, что по результатам проверки были вынесены и направлены по адресу постоянно действующего руководящего органа организации предупреждения, установлен срок для устранения нарушений до <дата>. Копии предупреждений также вручены лично под роспись главе организации, однако на день подачи заявления в суд и в настоящее время предупреждения не исполнены. В силу изложенного просила ликвидировать Региональную общественную организацию Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Глава Региональной общественной организации Славянская община на Вятке «Родовое наследие» ФИО2 заявленные требования признал, о чем к материалам дела приобщено соответствующее заявление. Последствия признания иска разъяснены и понятны. Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время общественная организация свою деятельность не осуществляет, в связи с чем отсутствует возможность для проведения общего собрания учредителей организации.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, выслушав мнения сторон, приходит к выводу о том, что признание иска может быть принято судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кирову, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном суду отзыве на исковое заявление не возражал против удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации требований.
Выслушав объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности ФИО1, главы Региональной общественной организации Славянская община на Вятке «Родовое наследие» ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В силу статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с частью 6 пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26 по субъекту Российской Федерации, управление осуществляет следующие полномочия: обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица;
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Региональная общественная организация Славянская община на Вятке «Родовое наследие» зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области <дата>, в Единый государственный реестр юридических лиц, внесена запись о государственной регистрации организации за основным государственным номером - №.
Организация действует на основании устава Региональной общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие», утвержденного собранием учредителей <дата>.
На основании пункта 5.8 Устава Глава общины, избираемый на Общем собрании членов (Вече) Организации сроком на 3 года, действует от имени организации без доверенности.
<дата> на Общем собрании членов (Вече) Организации Главой Общины избран ФИО2.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц лицом, действующим без доверенности от имени Организации, является ФИО2
Из материалов дела следует, что в период с <дата> по <дата> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Региональной общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Так, на основании положений абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В нарушение указанной нормы Организацией в <дата><дата> и <дата> в Управление не представлена информация о продолжении деятельности.
Согласно положениям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Форма и сроки предоставления указанного отчета определены Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», в соответствии с которыми форма отчета - № ОН 0003, срок предъявления отчета - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение положений данных норм Организацией не представлен отчет по форме № № об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании за <дата>, <дата>.
Как видно из материалов дела, специалистами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, в рамках исполнения государственной функции по осуществлению контроля предоставления некоммерческими организациямисоответствующей отчетности, в адрес руководящего органа Организации неоднократно выносились предупреждения о нарушении действующего законодательства Российской Федерации, однако полученные предупреждения Организацией не исполнены.
Абзацем 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организацией не представлены документы, свидетельствующие о том, что ею опубликованы отчеты об использовании своего имущества за 2011 - 2013 годы или обеспечена доступность ознакомления с ними.
Согласно положениям части 1 статьи 24 Федерального закона № 82-ФЗ общественные объединения вправе иметь символику.
Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок регистрации символики определен приказом Минюста России от 01.02.2012 года № 10 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений», в соответствии с пунктом 8 которого на информационных ресурсах Минюста России (территориальных органов Минюста России) в сети Интернет, на Едином портале размещается информация об учете символики в базе данных (наименование некоммерческой организации, изображение, описание символики) размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет (www.minjust.ru).
Из пункта 1.10 Устава Региональной общественной организации Славянская община на Вятке «Родовое наследие» следует, что организация имеет собственную символику, состоящую из двух элементов, расположенных первый над вторым: фигура «символ рода», представляющая собой ромб с исходящими из него снизу двумя зигзагообразными линиями; фигура «коловрат», состоящая из восьми изогнутых под прямым углом линий, симметрично соединенных в одном центре.
Как следует из материалов дела, на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации отсутствуют сведения о государственной регистрации символики Организации. Следовательно, в нарушение положений части 1 статьи 24 Федерального закона № 82-ФЗ Организация осуществляет фактическое использование символики без государственной регистрации.
По результатам экспертного исследования оттиска печати Организации, проведенного доцентом кафедры всеобщей истории Вятского Государственного университета ФИО13, установлено, что в печати организации Славянская община на Вятке имеется руна Одал. Руна Одал, является символом, идентичным атрибутике или символике, которые использовались германскими национал-социалистами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Согласно информации, поступившейизпрокуратуры Юрьянского района на имя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в <дата> прокуратурой Юрьянского района был установлен факт нарушения со стороны Главы общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие»законодательства о противодействии экстремистской деятельности, а именно: Главой Организации в ходе проведения публичных мероприятий <дата> на так называемом «капище», расположенном в лесном массиве у <адрес>, использовалась символика и атрибутика, сходная до степени смешения с нацистской. Прокурором Юрьянского района Главе организации ФИО2 было объявлено предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В нарушение положений статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Организация не имеет учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
В силу положений абзаца 2 пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Организация не имеет самостоятельного баланса и (или) сметы, что является нарушением положений абзаца 2 пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
<дата> по результатам проверки Управлением в адрес руководящего органа организации было вынесено три предупреждения, срок исполнения которых был установлен до <дата>, однако предупреждения организацией не исполнены, выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.
Указанные выше факты свидетельствуют о неоднократном и грубом нарушении Организацией требований Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Ответчиком доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Напротив, обстоятельства, связанные с нарушениями общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» действующего федерального законодательства ответчик в судебном заседании не оспаривал, указанные нарушения закона на момент рассмотрения дела в суде общественной организацией не устранены.
Положениями пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Региональная общественная организация Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» допустила нарушения законодательства Российской Федерации, названные выше нарушения законодательства не устранены в срок, указанный в предупреждениях до настоящего времени, учитывая принятие судом признания иска ответчиком, суд полагает заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о ликвидации Региональной общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о ликвидации Региональной общественной организации Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию Славянская Община на Вятке «Родовое наследие» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда О.М. Опалев