РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2015 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Жуган Т.Д.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 3-22/2015 по заявлению Открытого акционерного общества «Холдинговая компания «Доуль» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ОАО «Холдинговая компания «Доуль» (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <..........>, площадью <..........> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания в коммерческих целях, расположенного по адресу:: <..........>
Полагает, что утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)» и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на <..........> года в размере <..........> рублей значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права Общества как плательщика земельного налога.
В соответствии с отчетом ООО <..........> от <..........> года № <..........> рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на <..........> года составляет <..........> рублей.
Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области заявление Общества о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка отклонено.
На основании изложенного просило установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <..........> рублей и обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением суда.
Впоследствии Общество уточнило заявленные требования и с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <..........> равной его рыночной стоимости в размере <..........> рублей.
Определением Тульского областного суда от 30.03.2015 года производство по делу в части требований о возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в соответствии с решением суда сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка прекращено ввиду отказа Общества от указанных требований и принятия отказа судом.
В судебном заседании представитель ОАО «Холдинговая компания «Доуль» по доверенности ФИО1 заявленные требования с учетом их уточнения поддержал по тем же основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях с заявленными требованиями не согласился и просил в их удовлетворении отказать, полагая, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оспариваемая ОАО «Холдинговая компания «Доуль» кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, утвержденных Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740, и кадастровой палатой не определялась. Полномочиями по определению достоверности указанной стоимости кадастровая палата не обладает. При этом заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с оспариванием действий органа кадастрового учета не связаны; спор между ОАО «Холдинговая компания «Доуль» и органом кадастрового учета фактически отсутствует.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Полагает, что Управление Росреестра по Тульской области не является заинтересованным лицом по делу, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в результате массовой государственной оценки; действий по государственной кадастровой оценке, предусмотренных статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Управление не осуществляло и, соответственно, не является участником и лицом, чьи права и законные интересы спорными правоотношениями затрагиваются; решение суда по данному делу для Управления Росреестра по Тульской области не влечет никаких правовых последствий и не может быть им исполнено.
Представитель правительства Тульской области по доверенности ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Постановление правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 принято с соблюдением требований законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков Тульской области был осуществлен надлежащий сбор рыночной информации и в результате массовой оценки достоверно определена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие и разрешении заявленных требований в соответствии с действующим законодательством, сославшись на отсутствие материально-правового интереса по данному спору.
Представитель администрации муниципального образования город Донской по доверенности ФИО3 просил о разрешении заявленных требований на усмотрение суда.
Учитывая, что отношения, связанные с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости, относятся к сфере публичных правоотношений, данное дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, независимо от формы обращения с таким требованием в суд, подлежит рассмотрению по правилам главы 23 ГПК РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 246, статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, допросив эксперта <..........>, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом <..........> части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО «Холдинговая компания «Доуль» является собственником земельного участка с кадастровым номером <..........>, площадью <..........> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания в коммерческих целях, расположенного по адресу: <..........> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <..........> года № <..........>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО «Холдинговая компания «Доуль», как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ) определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы), учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <..........> установлена в размере <..........> рублей (№ <..........> приложения № 1 к данному Постановлению).
Указанная кадастровая стоимость внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта данного земельного участка от <..........> года № <..........>.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости указанного земельного участка ОАО «Холдинговая компания «Доуль» обратилось в ООО <..........>
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от <..........> года № <..........> выполненным данной организацией, рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на <..........> года составляет <..........> рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков.
По ходатайству ОАО «Холдинговая компания «Доуль» в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета ООО <..........> судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО <..........>
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении ООО <..........> от <..........> года № <..........>, отчет от <..........> года № <..........> выполненный ООО <..........> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. В частности, оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка в качестве аналогов, использованных в расчетах, выбраны несопоставимые объекты сравнения, а именно: использованы застроенные земельные участки без доказанного разделения стоимости улучшений и стоимости самого земельного участка, в связи с чем рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в указанном отчете по состоянию на <..........> года не подтверждается. В соответствии с заключением эксперта ООО <..........> рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на <..........> года составляет <..........> рублей.
При проведении стоимостной экспертизы эксперт ООО <..........> в соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 года № 256 (далее – ФСО №1) использовал сравнительный подход, обосновав при этом отказ от применения затратного и доходного подходов к оценке.
В рамках сравнительного подхода эксперт использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО №1).
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 марта 2002 г. № 568-р (далее - Методические рекомендации), применение метода сравнения продаж предусматривает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами (далее - элементов сравнения); определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
Как следует из пояснений допрошенного в судебном заседании эксперта <..........> и отражено им в экспертном заключении, при выборе объектов-аналогов им использованы данные о предложениях по продаже земельных участков аналогичного с объектом оценки назначения, расположенных в районах с аналогичными экономическими условиями, и произведены необходимые корректировки, в частности, на местоположение, что обусловлено нахождением объекта оценки в г.<..........>, а объектов-аналогов в г.<..........>, г.<..........>, г.<..........>; на масштаб, что обусловлено различием объекта оценки и объектов-аналогов по площади; а также на коммуникации, что соответствует требованиям ФСО № 1 и Методическим рекомендациям. Какие-либо особенные условия продажи объектов-аналогов, что обусловило бы необходимость применения корректировки на стоимость объектов сравнения, как пояснил эксперт <..........> и усматривается из экспертного заключения, в данном случае, отсутствовали. Изложенное не позволяет суду согласиться с доводами представителя правительства Тульской области о неправомерности использования экспертом указанных объектов-аналогов ввиду их существенных отличий от объекта оценки.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочности суждений эксперта и опровергающих правильность экспертного заключения, представителем правительства Тульской области суду не представлено.
О несогласии с вышеупомянутым заключением судебной экспертизы иными лицами, участвующими в деле, в процессе судебного разбирательства не заявлялось; с ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица, а также и представитель правительства Тульской области, не обращались.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 67 ГПК РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Что касается имеющегося в материалах дела отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от <..........> года № <..........> ООО <..........>, то с учетом изложенных выше выводов заключения судебной оценочной экспертизы, данный отчет, как не отвечающий в полной мере требованиям Федерального Стандарта оценки № 1, в частности, ввиду использования несопоставимых объектов сравнения, что повлияло на итоговую величину стоимости объекта оценки, к числу допустимых и достоверных доказательств по делу отнести нельзя.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)», кадастровая стоимость принадлежащего ОАО «Холдинговая компания «Доуль» земельного участка определена по состоянию на <..........> года.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанного земельного участка в экспертном заключении ООО <..........> от <..........> года № <..........> признанном судом относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу. На установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении ООО <..........>, настаивает и представитель ОАО «Холдинговая компания «Доуль».
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка – <..........> года, рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении ООО «РК-Аудит», в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в экспертном заключении ООО <..........> от <..........> года № <..........> рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка в размере <..........> рублей ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости того же земельного участка в размере <..........> рублей, что затрагивает права и обязанности ОАО «Холдинговая компания «Доуль» как плательщика земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную в ходе проведения судебной экспертизы, не свидетельствует об их недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права и принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость названного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной экспертным заключением № <..........> от <..........> года ООО <..........> в связи с чем заявленные Обществом требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2014 года), заявителем соблюден; заявление ОАО «Холдинговая компания «Доуль» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области отклонено.
Доводы ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тульской области о том, что данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, а равно доводы Управления Росреестра по Тульской области о том, что Управление не является заинтересованным лицом, суд находит несостоятельными. Дело рассмотрено судом в порядке главы 23 ГПК РФ; лицами, участвующими в деле, являются заявитель и заинтересованные лица. Привлечение Управления Росреестра по Тульской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области к участию в деле в качестве заинтересованных лиц основано на следующем.
Заявленные Обществом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 5 вышеназванного Положения Росреестр осуществляет, в числе прочих, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организация проведения государственной кадастровой оценки.
Из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности следует вывод, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом отчета об оценке и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, утвержденному приказом Росреестра от 27.10.2009 года № 305, Управление Росреестра по Тульской области осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, и, в частности, наделено полномочием по организации проведения государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 7.3.2).
Таким образом, Управление Росреестра по Тульской области осуществляет государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель Тульской области.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета, указанного в части 1 статьи 3 того же закона, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 данного Федерального закона, на основании решений этого органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы, включая и филиал по Тульской области.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года № П/531 с 01.03.2012 года полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице его филиалов на территории субъектов Российской Федерации).
Следовательно, органом кадастрового учета, осуществляющим наряду с иными полномочиями функции по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, на территории г.Тулы и Тульской области является ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и, исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения указанным органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление (с учетом его уточнения) Открытого акционерного общества «Холдинговая компания «Доуль» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <..........>, площадью <..........> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания в коммерческих целях, расположенного по адресу: <..........>, равной его рыночной стоимости в размере <..........> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Д. Жуган