Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №3-236-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд
в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Лузяниной А.В.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., представителей ФИО1 - ФИО2, ФИО3, настаивавших на удовлетворении заявления, представителя ФИО4 -ФИО5, представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО6, возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 15 ноября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО4,
установил:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 2 сентября 2011 года № 2834 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на 4 декабря 2011 года. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 104 (31818) от 6 сентября 2011 года.
Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 6 сентября 2011 года № 08/07-2 «О возложении обязанности полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 возложены на территориальную избирательную комиссию Кочевского муниципального района.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 (далее - ОИК № 30) от 27 октября 2011 года № 12/07 ФИО7, выдвинутый в порядке самовыдвижения на основании необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30.
Решением ОИК № 30 от 27 октября 2011 года № 12/06 ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения на основании необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30.
5 ноября 2011 года кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу №30 ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО7, указав, что решение о регистрации кандидата ФИО7 принято 27 октября 2011 года ОИК № 30 в нарушение требований подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 67-ФЗ), согласно которому основанием для отказа в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Рабочей группой ОИК № 30 была проведена проверка 89 из 475 подписей избирателей, представленных кандидатом ФИО7 По заявлению членов рабочей группы окружной избирательной комиссии, в проверяемых подписных листах кандидата ФИО7 имелись подписи избирателей и даты их внесения, выполненные не самими избирателями, что в соответствии с частью 10 статьи 32 и пунктом «д» части 11 статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее - Закон Пермского края), учитывая положения пункта 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, свидетельствовано о недостоверности и недействительности подписей. Общее количество недействительных и недостоверных подписей составило более 10 процентов от общего количества проверенных подписей избирателей.
Зарегистрировав ФИО7 кандидатом в депутаты, ОИК № 30 нарушила закреплённый в статье 39 Федерального закона № 67-ФЗ принцип равенства кандидатов, что существенно нарушает его избирательные права.
В судебном заседании представители ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности от 8 ноября 2011 года, и ФИО3, действующий на основании доверенности от 27 октября 2011 года, на заявленном требовании наставали, сославшись на допущенные ОИК № 30 нарушения при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты ФИО4
ФИО1, будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, направил ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленном требовании настаивал.
Представитель ФИО7 - ФИО5, действующий на основании доверенности от 22 сентября 2011 года, возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что ФИО1 и его представителями не представлены доказательства, которые в соответствии с действующим избирательным законодательством могут являться основанием отмены регистрации кандидата в депутаты. Решение ОИК № 30 от 27 октября 2011 года № 12/07, которым ФИО7 зарегистрирован кандидатом в депутаты, является законным и обоснованным.
ФИО7, надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявлением ФИО1 был не согласен в полном объёме.
Председатель ОИК № 30 ФИО6 требования ФИО1 не признала, пояснив, что решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО7 принято с соблюдением действующего законодательства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей М., М1., С., заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, изучив материалы дела, подлинники подписных листов кандидата ФИО7, суд приходит к выводу, что ФИО1 в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Основания отмены регистрации кандидата изложены в пункте 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ. Аналогичные основания отмены регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края предусмотрены частью 7 статьи 82 Закона Пермского края.
Принимая во внимание основания заявленного ФИО1 требования, суд считает, что фактически заявитель оспаривает решение ОИК № 30 от 27 октября 2011 года № 12/07, которым ФИО7 зарегистрирован кандидатом в депутаты, так как, по мнению ФИО1, окружная избирательная комиссия при проверке подписей избирателей в подписных листах, представленных ФИО7, допустила нарушения, не признав часть подписей избирателей, которая составляет более 10 процентов от общего числа проверенных подписей, недостоверными и (или) недействительными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не выявлено.
Из материалов дела следует, что кандидат в депутаты ФИО7 после представления в окружную избирательную комиссию документов для выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 в порядке самовыдвижения представил 18 октября 2011 года в ОИК № 30 документы для регистрации кандидатом: подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчёт и иные необходимые документы.
В соответствии с протоколом об итогах сбора подписей, актом о приёме подписных листов в поддержку кандидата ФИО7 от 18 октября 2011 года кандидатом представлено 190 подписных листов в трёх папках с 475 подписями избирателей (количество необходимых для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 подписей избирателей составляет 443 подписи).
Согласно части 6 статьи 32 Закона Пермского края проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
Решением ОИК № 30 от 12 октября 2011 года № 07/03 (л.д. 51) утверждена Процедура проведения случайной выборки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 (л.д. 51 - 52), которой также предусмотрено, что о времени проведения выборки извещаются все кандидаты, представившие в комиссию необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
Первоначально случайная выборка подписных листов для проверки, представленных кандидатом ФИО7, проведена рабочей группой окружной избирательной комиссии для проведения выборки, созданной на основании решения ОИК от 13 октября 2011 года № 08/03, в день принятия от ФИО7 документов, необходимых для регистрации кандидата, то есть 18 октября 2011 года, что подтверждается копией протокола случайной выборки подписных листов от 18 октября 2011 года (л.д. 55 - 56). Однако проверка подписных листов рабочей группой окружной избирательной комиссией фактически не проводилась, поскольку при проведении случайной выборки ОИК № 30 были нарушены требования части 6 статьи 32 Закона Пермского края и раздела 2 Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей, представляемых кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, утверждённых постановлением избирательной комиссии Пермского края от 4 августа 2011 года № 04/30-2, так как о проведении выборки не извещались другие кандидаты, представившие в окружную избирательную комиссию необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
В этой связи решением окружной избирательной комиссии от 21 октября 2011 года № 11/01 (л.д. 58 - 59) назначено проведение случайной выборки подписных листов для проверки подписей избирателей, представленных всеми кандидатами по одномандатному избирательному округу № 30 для регистрации, в том числе и кандидатом ФИО7, на 14 часов 00 минут 23 октября 2011 года. Этим же решением ОИК № 30 утвердила состав рабочей группы по проведению выборки и аннулировала результаты ранее проведённой выборки подписных листов.
Указанное решение принято окружной избирательной комиссией на законном основании и в пределах своих полномочий (пункт 8 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 3 статьи 14 Закона Пермского края).
О месте и времени проведения случайной выборки все кандидаты были извещены надлежащим образом, что подтверждается копией журнала учёта телефонограмм ОИК № 30 (л.д. 60 - 61).
Согласно протоколу случайной выборки подписных листов для проверки, представленных кандидатом ФИО7, от 23 октября 2011 года (л.д. 62 - 63):
принято на проверку 465 подписей;
требуется отобрать 89 подписей (20 процентов от 443 подписей);
отобрано 89 подписей.
Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку кандидата ФИО7 от 25 октября 2011 года (л.д. 112) следует, что рабочей группой окружной избирательной комиссии выявлено:
1 недействительная подпись;
88 достоверных подписей.
Таким образом, общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 1,12 процента от отобранных для проверки, то есть менее 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, представленных кандидатом ФИО7
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата предусмотрено пунктом «ж» части 5 статьи 33 Закона Пермского края.
Поскольку основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, решение ОИК № 30 от 27 октября 2011 года № 12/07 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО7» является законным.
Доводы ФИО1 и его представителей о том, что число недействительных и (или) недостоверных подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом ФИО7, составило более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, со ссылкой на показания свидетелей С. и М., являются несостоятельными в силу следующего.
Судом исследованы все подписи избирателей в подписных листах, представленных кандидатом ФИО7 в окружную избирательную комиссию, проверенных рабочей группой ОИК № 30 в соответствии с протоколом случайной выборки подписных листов от 23 октября 2011 года.
Рабочей группой избирательной комиссии обоснованно признана недействительной подпись избирателя Ч. (папка № 3, лист 50, строка 2 - л.д. 105), так как в серии паспорта избирателя допущена ошибка, указано «**» вместо «**», что следует из таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО7, проверенных должностным лицом территориального органа УФМС России по Пермскому краю (л.д. 107).
Как следует из показаний свидетелей С. и М., являющихся членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса и членами рабочей группы по проверке подписных листов, у них имелись определённые сомнения в действительности подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом ФИО7, в частности: в подписном листе 58 (папка № 1), подписном листе 36 (папка № 2), подписных листах 1, 7, 50, (папка № 3), так как, по их мнению, сведения об избирателях в подписных листах внесены не лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей. Также, по мнению свидетелей, даты внесения и подписи избирателей в подписном листе 44 папки № 1 (3 подписи), и в подписном листе 10 папки № 2 (подписи 1, 2) выполнены, в каждом случае, одним лицом.
Вместе с тем, свидетели показали, что они не обладают специальными познаниями в области почерковедения и соответствующим специальным образованием, подписали итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО7, поскольку были с ним согласны. Также, они как члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса голосовали за принятие ОИК № 30 решения о регистрации кандидата ФИО7 При этом ни 25 октября 2011 года, ни 27 октября 2011 года в письменной форме особое мнение по принимаемым вопросам в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 17 Закона Пермского края, не излагали.
При исследовании подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом ФИО7, которые были отобраны для проверки рабочей группой окружной избирательной комиссии, у суда не возникло каких-либо сомнений в их действительности и достоверности, за исключением подписи избирателя Ч., признанной рабочей группой ОИК № 30 недействительной.
Учитывая изложенное выше, а также то, что признание подписей недействительными относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии и созданного ею рабочего органа - рабочей группы по проверке подписных листов, при этом согласно части 5 статьи 32 Закона Пермского края (пункт 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ) именно избирательная комиссия наделена полномочиями по привлечению экспертов к проверке достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, а ОИК № 30 эксперта к проверке подписей не привлекала, рабочая группа окружной избирательной комиссии из 89 проверенных подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом ФИО8, признала только 1 подпись избирателя недействительной, что составляет менее 10 процентов от общего числа проверенных подписей, оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии от 27 октября 2011 года № 12/07 не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 261 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Поскольку судом установлено, что решение ОИК № 30 от 27 октября 2011 года № 12/07 о регистрации ФИО7 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 является законным, ФИО1 в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать кандидату в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО1 в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО4
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения - 18 ноября 2011 года.
Судья - (п.подпись) Бузмаков С.С.
судья - Бузмаков С.С.
Решение вступило в законную силу 02 декабря 2011 года.
Судья - Бузмаков С.С.