ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-238/2014 от 18.07.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 июля 2014 года                           город Саратов

 Саратовский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,

 при секретаре Усталковой Е.В.,

 с участием прокурора Новичкова Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района» в части пунктов 1 и 2, возложении обязанности на комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области установить норматив потребления коммунальной услуги на отопление (дифференцированно) и горячее водоснабжение, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета,

 установил:

 Семигорелов–Нестеров Е.С. обратился в Саратовский областной суд с вышеуказанным заявлением и, с учетом неоднократных уточнений, просит признать недействующим постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района» в части пунктов 1 и 2, отменить его, возложить на комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области обязанность установить норматив потребления коммунальной услуги на отопление (дифференцированно) и горячее водоснабжение, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

 В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статье 10 Федерального закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»; пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; пунктам 3, 11, 13, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

 Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит информации о потребительском (объеме) спросе (полезном отпуске) на тепловую энергию в целях отопления и горячего водоснабжения по группам потребителей, производство тепловой энергии, в том числе на собственные нужды поставщика. Следовательно, невозможно определить заложенные в тариф расходы на приобретение энергоносителей, а также косвенные затраты на производство и транспортировку тепловой энергии. Оспариваемый нормативный акт также не базируется на показаниях тепловых счетчиков, установленных в отдельных зданиях Соколовского муниципального образования, своего расчетного утвержденного норматива на потребность в тепловой энергии для Соколовского муниципального образования комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не имеет. Нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, не имеется. Комитет в своих расчетах теплового баланса, а следовательно, в тарифных делах, сметах расчета затрат на энергоносители применяет единый по всему Саратовскому муниципальному району ничем не подтвержденный норматив расхода тепловой энергии 0,036 Гкал/кв.м в месяц. Комитет игнорирует пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.

 Указывает на то, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В «Саратовской областной газете» не опубликовано решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе оспариваемый нормативный правовой акт комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области. Считает, что оспариваемым нормативным правовым актом на него и на неопределенный круг лиц - потребителей тепловой энергии, незаконно возложена обязанность оплачивать непредоставляемый объем тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения по экономически необоснованному тарифу (цене).

 ФИО2 представил в заявлении свои расчетные данные полезного отпуска, потерь и производства тепловой энергии, подтверждающие его выводы о том, что комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области умышленно возлагает на потребителей обязанность оплачивать тепловую энергию по экономически необоснованному тарифу.

 Заявитель полагает, что в данном случае очевидны нарушения норм материального права оспариваемым нормативным правовым актом и его ничтожность.

 Указывает на то, что обращение к председателю комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области о предоставлении информации в части оспариваемого постановления в целях досудебного разбирательства проигнорировано.

 Утверждает, что в действиях комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области усматривается мошенничество в корыстных целях, и как причинно-следственная связь - злоупотребление должностными полномочиями.

 Определением Саратовского областного суда от 18 июля 2014 года производство по настоящему делу об оспаривании ФИО3 - ФИО4 пункта 1 постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителя Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района» с учетом приложения в части установления тарифа для категории «Потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения», прекращено ввиду отсутствия нарушения прав заявителя.

 В судебном заседании ФИО2 и его представители- ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, привлеченные к участию в деле на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявления, с учетом уточнений, поддержали, просили требования удовлетворить в полном объеме.

 Представители комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебном заседании требования ФИО1 не признали, поддержав ранее поданные возражения и дополнительные возражения, в которых указано, что все тарифные решения регулирующего органа оформляются в соответствии с утвержденными Федеральной службой по тарифам Российской Федерации нормативными правовыми актами. Основанием для оформления постановлений по установлению тарифов на тепловую энергию, как и обжалуемого постановления, является приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07 июня 2013 года № 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения».

 Регулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов: 1) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; 2) приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».

 На момент принятия оспариваемого истцом решения на территории Саратовского муниципального района действовали и действуют нормативы потребления на тепловую энергию, утвержденные постановлением главы администрации Саратовского муниципального района от 09 ноября 2006 года № 1382 «Об установлении нормативов на коммунальные услуги по Саратовскому муниципальному району», исходя из которых производится оплата за отопление в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации населением Саратовского муниципального района, проживающим в многоквартирных домах и не имеющем общедомовых приборов учета.

 Порядок определения полезного отпуска тепловой энергии установлен пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», согласно которому при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, но не выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования. По результатам рассмотрения представленных расчетных материалов муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» по установлению тарифов на 2014 год определено, что на момент рассмотрения расчетных материалов об установлении тарифа на тепловую энергию схема теплоснабжения Саратовского муниципального района отсутствовала. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Саратовского района имелась, но в ней отсутствовала актуализированная информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии данной организацией. Отсутствовали данные о фактическом отпуске тепловой энергии за 3 периода регулирования, так как предприятие осуществляет свою деятельность с «дата». Учитывая изложенное, и в соответствии с требованиями пункта 21 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 760-э, определение объема полезного отпуска должно осуществляться на основании договоров поставки тепловой энергии.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» установлено, что объем коммунального ресурса для всех видов услуг, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по нормативам потребления коммунального ресурса.

 Поскольку данные о наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах поселка Сокол, по которым производится оплата населением, в расчетных материалах, представленных на регулирование муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания», отсутствуют, объем полезного отпуска по группе потребителей «Население» определен исходя из площади жилых помещений каждого многоквартирного дома (поквартирно) и действующего норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений (0,018 Гкал на 1 квадратный метр общей площади при оплате отопления равными долями в течение года-постановление главы администрации Саратовского муниципального района от 09 ноября 2005 года № 1382 «Об установлении нормативов на коммунальные услуги по Саратовскому муниципальному району»). Объем полезного отпуска по группам потребителей «Бюджетные и прочие потребители» определен в соответствии с заключенными договорами теплоснабжения согласно присоединенной нагрузке по каждому потребителю и подтвержден реестром заключенных договоров.

 Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области считает, что применение при расчете тарифов иного порядка определения полезного отпуска является прямым нарушением требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

 Кроме того, все технические показатели, использованные при расчете тарифа на тепловую энергию для потребителей Соколовского муниципального образования определены на основании экспертных заключений общества с ограниченной ответственностью «данные изъяты» на расчет нормативов технологических потерь и расчет нормативов удельных расходов топлива для данного предприятия за 2013 год. Указанные нормативы утверждены в соответствии с распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 26 декабря 2012 года № 544-р.

 07 ноября 2013 года комитетом регулирования тарифов Саратовской области издан приказ № 347-п о выборе метода регулирования муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания». 19 декабря 2013 года состоялось заседание Правления государственного регулирования тарифов области, на котором был утвержден оспариваемый тариф. Орган регулирования разместил решение об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также опубликовал в «Собрании законодательства Саратовской области» № 53 от 20 декабря 2013 года.

 На возражения комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области ФИО13 был представлен отзыв, в котором он указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован, комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не представил доказательства, обосновывающие законность оспариваемого нормативного правового акта, экспертные заключения являются подложными.

 Выслушав объяснения ФИО1, его представителей, представителей комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований к удовлетворению заявления по следующим основаниям.

 Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

 Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

 Согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

 К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности, отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и(или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); принятие решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 5, подпункты 1, 3, 5 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

 Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации и статье 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом Российской Федерации.

 В силу статьи 51 Устава (Основного закона) Саратовской области систему органов исполнительной власти области составляют возглавляемое Губернатором области Правительство области; министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области.

 В соответствии с подпунктом «г» статьи 61 Устава в целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 60 настоящего Устава, Правительство области формирует иные органы исполнительной власти области.

 Постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года №169-П «Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области» утверждены положение, структура и штатная численность комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.

 Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов (пункт 1 вышеуказанного Положения).

 Основными функциями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области наряду с прочими является государственное регулирование в пределах компетенции тарифов на электрическую, тепловую энергию, на товары и услуги организаций коммунального комплекса и установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 8 вышеуказанного Положения). В соответствии с возложенными на него функциями комитет выполняет следующие задачи: устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов (пункт 9 вышеуказанного Положения).

 В пределах своей компетенции 19 декабря 2013 года комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области принято постановление № 46/50 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района» (далее - Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/50).

 В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО (в редакции от 25 декабря 2012 года) «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета», в «Собрании законодательства Саратовской области» или первое размещение (опубликование) на сайте электронного периодического издания «Новости Саратовской губернии» (www.sarnovosti.ru). В указанных средствах массовой информации может размещаться также иная официальная информация в соответствии с законодательством.

 Текст документа опубликован в «Собрании законодательства Саратовской области» №53, декабрь, 2013 (выход в свет 20 декабря 2013 года).

 Таким образом, комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области соблюден порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта.

 Согласно пункту 1 Постановления от 19 декабря 2013 года № 46/50 для потребителей муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» на территории Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию согласно приложению к постановлению.

 Пунктом 2 Постановления от 19 декабря 2013 года № 46/50 предусмотрено, что тариф, установленный пунктом 1 постановления, действует с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

 Приложением к постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» - для «Населения» в размере 1161,81 руб./Гкал (с учетом НДС) и 1208,42 руб./Гкал соответственно.

 В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось, что ФИО2 является потребителем тепловой энергии, использует ее для личных целей. Оплата производится с применение тарифа, установленного для «Населения» ( т.1 л.д.12).

 Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

 В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.

 Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов. В процессе регулирования тарифов может использоваться один из указанных методов регулирования. Решение о выборе метода регулирования тарифов принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (статья 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

 Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 (в редакции действовавший на момент установления тарифа) утверждены «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения» (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).

 В соответствии с пунктом 12 Правил открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации.

 Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен пунктом 16 Правил. К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:

 а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);

 б) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату; в) расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям;

 г) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;

 д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания);

 е) расчет цен (тарифов);

 ж) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы;

 з) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов);

 и) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов);

 к) копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении);

 л) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

 В силу пункта 26 Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.

 Орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов (за исключением метода обеспечения доходности инвестированного капитала) рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 Разногласия, возникающие между органами регулирования и регулируемыми организациями в связи с выбором органом регулирования метода регулирования тарифов, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 583.

 Согласно пункту 28 Основ орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.

 В соответствии с пунктом 29 Основ экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

 а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

 б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

 в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

 В силу пунктов 30, 31 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

 Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает:

 а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

 б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой;

 в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

 Судом установлено, что «дата» муниципальное казенное учреждение «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» обратилось в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с письмом об оказании услуги по теплоснабжению для всех потребителей на территории Саратовского района.

 «дата» муниципальное казенное учреждение «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» обратилось в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с предложением об установлении цен (тарифов) и заявлением о выборе метода регулирования тарифов (т. л.д.).

 07 ноября 2013 года комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области издан приказ № 347-п о выборе метода регулирования (т. л.д.).

 «дата» открыто дело по проведению экспертизы (т. л.д.). По результатам проведенной экспертизы подготовлено экспертное заключение по рассмотрению предложений муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» (т. л.д.).

 19 декабря 2013 года состоялось заседание Правления государственного регулирования тарифов области, на котором был утвержден оспариваемый тариф.

 Оспаривая пункт 1 и 2 Постановления от 19 декабря 2013 года № 46/50, ФИО2, по сути, не согласен с нормативом потребления коммунальной услуги, который был принят комитетом государственного регулирования Саратовской области при установлении тарифа на теплоэнергию. При этом заявитель, приводя свои расчеты, полагает, что фактически тепловая энергия предоставляется в меньшем объеме, а поэтому установленный комитетом государственного регулирования Саратовской области тариф является экономически необоснованным.

 Суд полагает, что экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе материалами тарифного дела, содержащего экспертное заключение, составленное экспертной группой, уполномоченной по делу (т.л.д., т.л.д., т. л.д., т. л.д.).

 В ходе рассмотрения дела ФИО13 было заявлено о подложности доказательств. Он просил исключить из числа доказательств: экспертное заключение на расчет нормативов удельных расходов топлива при производстве тепловой энергии котельными муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» на 2013 год, тарифное дело по формированию затрат на производство и доставку тепловой энергии потребителя на территории муниципальных образований Саратовского муниципального района, экспертное заключение по рассмотрению предложений муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания об установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год».

 Подлог представляет собой внесение в документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

 Со стороны заявителя каких-либо сведений, подтверждающих подложность доказательств, не представлено. По сути, заявитель не согласен с расчетами, приведенными в экспертном заключении по рассмотрению предложений муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» об установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год. Указанное доказательство оценивается судом в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Порядок определения полезного отпуска тепловой энергии установлен пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», согласно которому при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, но не выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования.

 Из копии тарифного дела видно, что на момент рассмотрения расчетных материалов об установлении тарифа на тепловую энергию схема теплоснабжения Саратовского муниципального района отсутствовала. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Саратовского района имелась, но в ней отсутствовала актуализированная информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии данной организацией. Данные о фактическом отпуске тепловой энергии за 3 периода регулирования также отсутствовали, так как предприятие осуществляет свою деятельность с «дата».

 В этой связи определение объема полезного отпуска в соответствии с требованиями пункта 21 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 760-э, осуществлялось на основании договоров поставки тепловой энергии.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» установлено, что объем коммунального ресурса для всех видов услуг, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета определяется по нормативам потребления коммунального ресурса.

 Поскольку данные о наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах поселка Сокол, по которым производится оплата населением, в расчетных материалах, представленных на регулирование муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания», отсутствуют, объем полезного отпуска по группе потребителей «Население» определен исходя из площади жилых помещений каждого многоквартирного дома (поквартирно) и действующего норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений (0,018 Гкал на 1 квадратный метр общей площади при оплате отопления равными долями в течение года-постановление главы администрации Саратовского муниципального района от 09 ноября 2005 года № 1382 «Об установлении нормативов на коммунальные услуги по Саратовскому муниципальному району»). Объем полезного отпуска по группам потребителей «Бюджетные и прочие потребители» определен в соответствии с заключенными договорами теплоснабжения согласно присоединенной нагрузке по каждому потребителю и подтвержден реестром заключенных договоров (экспертное заключение - т. 2 л.д.7-23).

 Кроме того, все технические показатели, использованные при расчете тарифа на тепловую энергию для потребителей Соколовского муниципального образования, как пояснили представители комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, определены на основании экспертных заключений Общества с ограниченной ответственностью «данные изъяты» на расчет нормативов технологических потерь и расчет нормативов удельных расходов топлива для данного предприятия за 2013 год. Указанные нормативы утверждены в соответствии с распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 26 декабря 2012 года № 544-р.

 Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

 Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

 Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

 Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год» установлены и введены в действие с 1 января 2014 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:

 с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 года, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу (для Саратовской области -100%);

 с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 года, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу (для Саратовской области -105,3%).

 Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рекомендовано осуществлять установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов с календарной разбивкой, определенной этим приказом.

 Согласно приложению к постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2012 года № 46/4 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям на территории Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района» по состоянию на декабрь 2013 года одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду), отпускаемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» населению Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района, составлял 1298,67 руб./Гкал.

 Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую МКУ «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям на территории Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере - 1161,81 руб./Гкал, с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере - 1208,42 руб./Гкал.

 В соответствии с пунктом 19 Основ выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации и на основании критериев, установленных настоящим документом. Порядок учета предложения регулируемой организации об использовании метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов).

 Приказом председателя комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07 ноября 2013 года № 347-П на 2014 год в качестве метода регулирования тарифов выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат).

 Экспертной группой комитета по результатам проверки представленных материалов составлено экспертное заключение по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям на территории Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района в 2014 году, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов (затрат).

 Таким образом, установлено, что тариф на тепловую энергию, поставляемую муниципальный казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям на территории Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района с 1 января 2014 года (1161,81 руб./Гкал) и с 1 июля 2014 года (1208,42 руб./Гкал) по сравнению с тарифом на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям на территории Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района, действовавшим по состоянию на декабрь 2013 года (1298,67 руб./Гкал), региональным органом регулирования не только не увеличен, но и снижен.

 Согласно экспертному заключению по рассмотрению предложений муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» об установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год рост тарифов с 1 января и с 1 июля 2014 года по отношению к декабрю 2013 года соответствует требованиям приказа Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год».

 Несостоятельны доводы заявителя о несоответствии Постановления от 19 декабря 2013 года № 46/50 (пункты 1 и 2) статье 10 Федерального закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 3, 11, 13, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», поскольку положения Федерального закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» регламентируют взаимоотношения потребителей и исполнителей коммунальных услуг. Оспариваемое же постановление является нормативным правовым актом, через который комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области реализовал возложенные на него задачи по регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения. Регулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».

 Доводы заявителя в обоснование заявленных требований связаны с неверным толкованием действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, а также основаны на субъективной оценке им экспертного заключения предложений об установлении тарифов на 2014 год и направлены на пересмотр названного заключения экспертной группы по рассмотрению предложений муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» об установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год, обладающей соответствующей компетенцией и полномочиями.

 В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 Исходя из изложенного, требование ФИО1 о признании недействующим постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района» в части пунктов 1 и 2 с учетом приложения в части установления тарифа для категории «Население», удовлетворению не подлежит.

 Не подлежат удовлетворению и требования заявителя о возложении на комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области обязанности установить норматив потребления коммунальной услуги на отопление (дифференцированно) и горячее водоснабжение, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, поскольку суд не вправе вносить какие-либо изменения или дополнения в нормативный акт, так как это является нарушением компетенции органа, принявшего этот акт, и противоречит конституционному принципу разделения властей.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующим постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района» в части пунктов 1 и 2 с учетом приложения в части установления тарифа для категории «Население», возложении обязанности на комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области установить норматив потребления коммунальной услуги на отопление (дифференцированно) и горячее водоснабжение, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета - отказать.

 Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.

 Председательствующий

 судья-     Е.В. Аршинова