РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2014 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре Владимировой Е.М.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» об оспаривании пункта 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» в части «предназначенные для иных целей – два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков», возложении обязанности на Правительство Саратовской области привести в соответствие с действующим законодательством пункт 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения», взыскании судебных расходов,
установил:
Открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее - ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания») обратилось в суд с заявлением и просит признать пункт 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» в части «предназначенные для иных целей – два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков» не соответствующим пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», следовательно, недействующим. Возложить на Правительство Саратовской области обязанность привести в соответствие с действующим законодательством пункт 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения», установив в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области и предоставленных (занятых) для размещения трубопровода и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод размер арендной платы - семь десятых процента от кадастровой стоимости. Кроме того, просит взыскать с Правительства Саратовской области в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме «данные изъяты».
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. В отношении же земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, указанным Постановлением утверждены лишь основные принципы определения арендной платы. К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшее свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые представлены (заняты) для размещения, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло -, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 установлены ставки арендной платы в размере семи десятых процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области и предназначенные для иных целей – два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Принимая во внимание особый характер объектов (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения), положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2001 года № 137-ФЗ по существу представляют собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты государственных интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг, согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию. «дата» постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» был предоставлен в аренду сроком на «данные изъяты» многоконтурный земельный участок площадью «данные изъяты» из земель населенных пунктов с кадастровым номером «данные изъяты», по адресу: «адрес», с разрешенным использованием «под сооружение сетей инженерно-технического обеспечения - тепломагистраль». На основании данного постановления «дата» между комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» заключен договор аренды земельного участка №. Пунктом 2.1. вышеуказанного договора арендная плата за пользование переданным земельным участком установлена в размере «данные изъяты» в квартал. Расчет арендной платы определен в Приложении к договору, и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П. Аналогично была рассчитана арендная плата по договорам аренды земельного участка № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата». Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П установлены размеры ставок (два процента), превышающие допустимые размеры арендной платы ставок, установленные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 (семь десятых процента), что нарушает права и законные интересы ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» в сфере экономической деятельности в области арендных правоотношений, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Определением Саратовского областного суда от 17 июля 2014 года производство по настоящему делу об оспаривании ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» пункта 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» в части установления годового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, предназначенные для целей, не связанных с сооружением сетей инженерно-технического обеспечения - тепломагистраль, прекращено ввиду отсутствия нарушения прав заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя – ФИО1 доводы заявления поддержала, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представители Правительства Саратовской области ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании требования ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» не признали, поддержав ранее поданные в суд возражения и дополнения к возражениям, которые основаны на том, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства Саратовской области с соблюдением требований федерального законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» годовой размер арендной платы установлен в пределах: трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; двух процентов кадастровой стоимости в отношении всех остальных земельных участков. Из этого следует, что при определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и на которых расположены указанные линейные объекты, необходимо руководствоваться указанными положениями Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ. Согласно пункту 1 оспариваемого постановления годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, устанавливается в соответствии с их видами разрешенного использования. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Понятие кадастровой стоимости земельного участка включает в себя признак рыночной ценности земельного участка, то есть той же доходности участка, с учетом которой, как указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, должен определяться размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и на которых расположены линейные объекты. В связи с изложенным не усматриваются противоречия оспариваемой нормы положениям действующего законодательства.
Несостоятельна ссылка заявителя на противоречие пункта 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», так как данные положения регламентируют установление ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и, соответственно, не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Заслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства Саратовской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований к удовлетворению заявления по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Пунктами «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом Российской Федерации.
Правительство Саратовской области, возглавляемое Губернатором области, является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области (часть 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 05 сентября 1996 года «О Правительстве Саратовской области»).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года №23-ЗСО «О земле» к полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области относятся, в том числе, установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.В рамках предоставленных полномочий 27 ноября 2007 года Правительство Саратовской области приняло постановление № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» (далее - Постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П).
В соответствии с пунктом 10 постановления оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Текст постановления опубликован в газете «Саратовская областная газета» (официальное приложение) от 4 декабря 2007 года № 222 (1996).
Изменения, внесенные постановлением Правительства Саратовской области от 15 апреля 2008 года № 159-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П», вступили в силу со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован в газете «Саратовская областная газета» от 18 апреля 2008 года № 67 (2082).
Изменения, внесенные постановлением Правительства Саратовской области от 22 марта 2013 года № 143-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П», вступили в силу со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован в издании «Собрание законодательства Саратовской области» № 11, март 2013 года (выход в свет 30 марта 2013 года).
Изменения, внесенные постановлением Правительства Саратовской области от 24 февраля 2014 года № 114-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П», вступили в силу со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Саратовской области» №7, февраль 2014 год, страница 2104 (подписано в печать 27 февраля 2014 года, выход в свет 28 февраля 2014 года).
Пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области и предназначенные для иных целей - два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, определяется по формуле:
Аг = УПКС x S x К (%), где:
Аг - размер арендной платы за год;
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка;
S - площадь земельного участка;
К - коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель.
Порядок определения указанного коэффициента (К (%) и его значение устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков.
В случае если органами местного самоуправления коэффициент не установлен, размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления.
Судом установлено, что ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на основании договоров аренды № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата», № от «дата» предоставлены в пользование земельный участки с видом разрешенного использования «под сооружение сетей инженерно-технического обеспечения - тепломагистраль» (л.д.№).
Указанные земельные участки относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается кадастровыми паспортами (л.д.№) и ответом комитета по управлению имуществом Саратовской области от «дата» №, о том, что указанные земельные участки в реестре государственного имущества Саратовской области не значатся (л.д №).
Из приложений к указанным договорам аренды следует, что процент от кадастровой стоимости, применяемый для расчета арендной платы, устанавливается в размере 2% на основании постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П.
Поскольку органами местного самоуправления коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель не установлен, расчет размера арендной платы осуществляется на основании пункта 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П.
Заявитель полагает, что установление пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П для земельных участков с видом разрешенного использования «под сооружение сетей инженерно-технического обеспечения - тепломагистраль» арендной ставки равной двум процентам противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», поскольку актами, имеющими большую юридическую силу, для земельных участков с аналогичным видом разрешенного использования, но находящимся в федеральной собственности, арендная ставка установлена в меньшем размере – семь десятых процента.
Данное утверждение заявителя не основано на законе исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются государственной собственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены годовые размеры арендной платы в пределах:
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
двух процентов кадастровой стоимости в отношении всех остальных земельных участков.
Таким образом, оспариваемым пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П правомерно, в рамках его компетенции, в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства установлен общий порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Является несостоятельным утверждение представителя заявителя о том, что, устанавливая максимальный годовой размер арендной платы – два процента от кадастровой стоимости земельного участка, Правительство Саратовской области его экономически не обосновало.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относится принцип экономической обоснованности - арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Аналогичная позиция была изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О в отношении земельного налога, имеющего одинаковую правовую природу с арендной платой, из содержания которого следует, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Проанализировав приведенные выше положения, суд приходит к выводу о том, что основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исходя из единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или органом местного самоуправления, то есть и при определении арендной платы за землю, собственность на которую не разграничена.
Как уже отмечалось, принцип экономической обоснованности, исходя из которого определяется арендная плата, предполагает установление ее в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.
При этом следует иметь ввиду, что согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; учитывает в зависимости от категорий земель статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иные методы массовой оценки недвижимости. Выбор кадастровой стоимости в качестве базы для расчета арендных платежей обусловлен тем, что в настоящее время это единственный показатель, максимально приближенный к рыночной стоимости земли. При этом в оспариваемом пункте 1 постановления Правительства установлено условие о размере арендной платы, устанавливающее способ ее расчета.
В связи с изложенным, не усматривается противоречия оспариваемой нормы положениям действующего законодательства, учитывая, что на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании, прежде всего, кадастровой стоимости, а не ставки арендной платы, является основным принципом определения арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения пункта 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П не соответствуют также Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», не могут быть приняты во внимание, поскольку пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 является отсылочным к пункту 5 Правил, которые определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Правил). Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 также регламентирует установление ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и, соответственно, не распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 отсутствуют какие-либо нормы, обязывающие органы государственной власти субъектов Российской Федерации при определении размеров арендной платы за соответствующие земельные участки руководствоваться ставками, определенными федеральными органами исполнительной власти.
Напротив, установление величины ставки арендной платы входит в установление порядка определения размера арендной платы, что применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и к земельным участкам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылка представителя заявителя на то, что включением в пункт 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П земельных участков с видом разрешенного использования «под сооружение сетей инженерно-технического обеспечения - тепломагистраль» в группу «предназначенные для иных целей» Правительством Саратовской области нарушены нормы действующего законодательства, не основана на законе, так как к полномочиям Правительства Саратовской области относится установление порядка определения размера арендной платы, а поэтому оно самостоятельно распределяет земельные участки в зависимости от вида разрешенного использования на группы.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Исходя из изложенного, требование ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» о признании пункта 1 постановления Правительства Саратовской области № 412-П от 27 ноября 2007 года «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» в части «предназначенные для целей «под сооружение сетей инженерно-технического обеспечения - тепломагистраль» - два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков» не соответствующим пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения водопроводов и иных источников, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», а соответственно недействующим, удовлетворению не подлежит.
Не подлежат удовлетворению и требования заявителя о возложении на Правительство Саратовской области обязанности привести в соответствие с действующим законодательством пункт 1 постановления Правительства Саратовской области № 412-П от 27 ноября 2007 года, установив в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области и предоставленных (занятых) для размещения трубопровода и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод размер арендной платы - семь десятых процента от кадастровой стоимости, поскольку суд не вправе вносить какие-либо изменения или дополнения в нормативный акт, так как это является нарушением компетенции органа, принявшего этот акт, и противоречит конституционному принципу разделения властей.
Поскольку в удовлетворении требований заявителя отказано, то не имеется оснований для взыскания в его пользу расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» о признании пункта 1 постановления Правительства Саратовской области № 412-П от 27 ноября 2007 года «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» в части «предназначенные для целей «под сооружение сетей инженерно-технического обеспечения - тепломагистраль» - два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков» не соответствующим пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения водопроводов и иных источников, используемых в сфере тепло, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», а соответственно недействующим, возложении обязанности на Правительство Саратовской области привести в соответствие с действующим законодательством пункт 1 постановления Правительства Саратовской области № 412-П от 27 ноября 2007 года «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения», установив в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области и предоставленных (занятых) для размещения водопроводов и иных источников, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод размер арендной платы – семь десятых процента от кадастровой стоимости, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Е.В. Аршинова