ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-23/2014 от 29.08.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

  Дело №3-23/2014





РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации


  29 августа 2014 г.


 г. Калининград


  Калининградский областной суд в составе судьи Зеленского A.M.

 при секретаре Корженко И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО2 об оспаривании результатов кадастровой оценки земельных участков, утверждённой постановлени­ем Правительства Калининградской области № от 29 августа 2013 г. «Об утвер­ждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в со­ставе земель населённых пунктов на территории Калининградской области»,

УСТАНОВИЛ:

 Постановлением № от 29 августа 2013г. «Об утверждении результатов оп­ределения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Калининградской области» в приложении - таблице № под порядковыми номерами № и № определена кадастровая стоимость зе­мельных участков, принадлежащих ФИО1 (кадастровый номер №), ФИО2 (кадастровый номер №) соответст­венно <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.

 Названное постановление Правительства Калининградской области офици­ально опубликовано в газете «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области») в номерах со 162-го от 11.09.2013г. до 201-го от 08.11.2013г., и вступило в силу с 01.01.2014г..

 ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлениями об оспаривании результатов кадастровой оценки земельных участков, указав, что принадлежащие им участки имеют разрешенное использование для обслуживания нежилых зданий, используемых под автостоянку. При кадастровой оценке эти земельные участки должны были быть отнесены к группе 1.2.3 «Методических указаний по государст­венной кадастровой оценке земель населённых пунктов», утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ №39 от 15.02.2007г. - земельные участки, предназначен­ные для размещения гаражей и автостоянок. Однако данные земельные участки были незаконно отнесены к группе 1.2.5 Методических указаний - земельные уча­стки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Данное нарушение законодательства повлекло много­кратное увеличение кадастровой стоимости земельных участков и размеров земель­ного налога, уплачиваемого его собственниками. Считают, что оценщики, превысив


  свои полномочия, в нарушение требований действующего законодательства изме­нили вид разрешенного использования земельных участков, установленный орга­нами местного самоуправления. Просят признать оспариваемый акт в части утвер­ждения кадастровой оценки принадлежащих им земельных участков недействую­щим и не подлежащим применению с момента его принятия.

 В судебном заседании представитель ФИО1 и ФИО2 - ФИО3 заявление поддержал по изложенным в нём основаниям.

 Представитель Правительства Калининградской области - ФИО4 с за­явлением не согласился. Полагал, что, установив, что на земельных участках име­ются коммерческие организации, использующие находящиеся на них здания под офисы и ремонтные мастерские для осуществления предпринимательской деятель­ности, оценщик правомерно отнёс эти участки к группе 1.2.5 Методических указа­ний - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

 Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Как установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 9589 кв.м. с кадастровым номером № с разрешен­ным использованием для обслуживания нежилых зданий, используемых под авто­стоянку, расположенного по адресу: <адрес>.

 ФИО2 является собственником земельного участка площадью 4849 кв.м. с кадастровым номером № с разрешенным использованием для обслуживания нежилого здания, используемого под автостоянку, расположенного по адресу: <адрес>.

 В соответствии с Государственным контрактом № от 21.12.2012г. ООО «О.» были проведены работы по актуализации результатов кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Калининградской области. Кадастровая стоимость земельных участков определена отчётом об оценке № от 21.06.2013г. на основании которого Правительством Калининградской области утверждён оспариваемый заявителями акт. Отчёт об оценке получил поло­жительное экспертное заключение.

 Согласно статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (государст­венная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Статьёй 24.15 Федерального закона №135-Ф3 от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, ак­тов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по норма­тивно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимо­сти, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерально­го закона.

   Таким образом, действующее законодательство устанавливает при  определении

   государственной кадастровой стоимости земельных участков приоритет


  норм, регулирующих оценочную деятельность, над другими положениями законо­дательства. Исходя из смысла ст. 66 Земельного кодекса РФ государственная када­стровая оценка земельного участка должна быть максимально приближена к ры­ночной стоимости земельного участка или полностью соответствовать ей. Очевид­но, что земельные участки, используемые для извлечения прибыли при осуществ­лении предпринимательской деятельности и земельные участки, используемые гра­жданами для личных нужд, имеют разную рыночную и, соответственно, кадастро­вую стоимость.

 Пунктом 16 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО N 4), утверждённого приказом Минэко­номразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, установлено, что при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастро­вой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа инфор­мации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимо­сти, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки.

 Действительно, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №П/276 от 03 июля 2012г. признан утратившим силу при­каз Роснедвижимости от 27.06.2007г. №П/0152 «Об утверждении технических ре­комендаций по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов». Однако новое регулирование по изложенным в данном нормативном акте вопросам не произведено. В рамках законодательства об оценочной деятельности оценщик имел право использовать установленные ранее подходы к определению государст­венной кадастровой стоимости земельных участков. В частности в таблице 1 (типо­вой перечень видов разрешенного использования), имевшейся в указанных Техни­ческих рекомендациях было установлено, что к третьей группе — земельные участ­ки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, относятся только зе­мельные участки, используемые для личных, семейных и домашних нужд, не свя­занных с осуществлением предпринимательской деятельности. Земельные участки ремонтных мастерских, складов, станций технического обслуживания отнесены этим нормативным актом к пятой группе видов разрешенного использования.

 Указанные выше подходы, применённые в процессе оценки, полностью отве­чают смыслу законодательства о соответствии друг другу рыночной и государст­венной кадастровой стоимости земельных участков. Так как земельные участки используются ФИО1 и ФИО2 для осуществления предпринимательской деятельности, доводы заявителей о том, что они ремонтируют на принадлежащих им земельных участках только автотранспорт, находящийся в их собственности, и используемый в перевозках, не имеют правового значения. Следовательно, оспари­ваемый правовой акт полностью соответствует требованиям действующего законо­дательства, регулирующего оценочную деятельность.

 Из пояснений представителя заявителей в судебном заседании и документов инвентарных дел БТИ видно, что на перечисленных выше, а так же на смежных земельных участках находятся нежилые здания, принадлежащие ФИО1 и ФИО2 на основании решений Черняховского городского суда Калининградской


    области от 09 ноября 2004г. и договоров купли- продажи, а именно: склад об­щей площадью 70,9 кв.м., склад горючего и масел общей площадью 103,9 кв.м., пожарный водоём, площадью 29,7 кв.м. котельная общей площадью 77,1 кв.м., склад общей площадью 104,1 кв.м., цех ЖБИ 255,4 кв.м., двухэтажное нежилое зда­ние - мастерские, общей площадью 3189,5 кв.м., станция технического обслужива­ния общей площадью 1480,7 кв.м., котельная общей площадью 93,3 кв.м., админи­стративное здание 608,8 кв.м.

 Ни одно из этих зданий, согласно планам нежилых помещений и экспликаций площадей, не приспособлено для использования под автостоянку. Стоянка транс­портных средств осуществляется на территории, предназначенной для обслужива­ния нежилых зданий. Здания используются организациями, осуществляющими коммерческую деятельность в виде перевозок.

 Предъявляя требования об оспаривании результатов кадастровой оценки, зая­вители полагают, что кадастровая оценка должна была быть осуществлена исходя из установленного органами местного самоуправления при передаче в собствен­ность земельных участков вида разрешенного использования - для автостоянок.

 Однако такие выводы противоречат обстоятельствам дела и нормам матери­ального права.

 В соответствии с п.4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 31 б государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

 Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки выяс­няется функциональное использование земельных участков, а не только их разре­шенное использование, установленное в соответствии с земельным законодательст­вом.

 В силу данной нормы, а также положений пунктов 2.2.3, 2.2.5 «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов», утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ №39 от 15.02.2007г., при расчёте кадастровой стоимости осуществляется сбор сведений о значениях факторов стои­мости земельных участков в составе земель населенных пунктов из источников ин­формации, содержащих достоверную информацию.

 Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для сово­купности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.

 В качестве рыночной информации используются:

 - цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека);

 - цены предложения (купля-продажа, аренда);

 - цены спроса (купля-продажа, аренда);

 - информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе зе­
мель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке;

 - коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стои­
мости объектов недвижимости;


  - иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объ­
ектов недвижимости.

 В качестве источников информации могут быть определены:

 - официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недви­
жимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного само­
управления;

 - средства массовой информации, в том числе официальные сайты предпри­
ятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости;

 - отчеты об оценке рыночной стоимости.

 Таким образом, оценщик имеет право получать информацию, используемую для оценки, из различных источников. Использование только сведений, содержа­щихся в документах кадастрового учёта земельных участков, невозможно и не пре­дусмотрено законом, поскольку данные документы не отражают функционального использования таких объектов недвижимого имущества и их рыночную стоимость.

 Методические указания приняты во исполнение п. 11 Правил проведения го­сударственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Прави­тельства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, и имеют меньшую юридическую силу. При их противоречии с указанным выше документом следует применять Правила про­ведения государственной кадастровой оценки земель.

 Действительно, пунктом 1.2.3 «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов» предусмотрено определение када­стровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок.

 Полагая, что принадлежащие заявителям земельные участки должны быть оценены как автостоянки, заявители не учитывают, что разрешенное использование принадлежащих им участков установлено для обслуживания нежилых зданий, ис­пользуемых под автостоянку. То есть основной вид разрешенного использования земельных участков — обслуживание нежилых зданий. Нежилые здания могут быть использованы для различных целей, выясняемых при проведении кадастровой оценки земельных участков. В зависимости от функционального использования нежилого здания оно может быть отнесено к одной из многочисленных групп, уста­новленных методическими рекомендациями. При этом вид разрешенного использо­вания принадлежащих заявителям земельных участков, который предусмотрен Ме­тодическими указаниями, связан с их фактическим использованием под автостоян­ку.

 Установив, что нежилые здания, расположенные на земельных участках ис­пользуются для коммерческих целей, а сами здания предназначены для размещения складов, офисов и ремонтных мастерских, оценщик правомерно отнёс их к группе 1.2.5 Методических указаний - земельные участки, предназначенные для размеще­ния объектов бытового обслуживания.

 Так как данное дело относится к спорам, возникшим из публичных отноше­ний, суд полагает необходимым оценить законность оспариваемых результатов кадастровой оценки всесторонне.

 Пунктом 1.2.9. Методических указаний установлена группа разрешенного ис­пользования земельных участков: земельные участки, предназначенные для разме-


  щения производственных и административных зданий, строений, сооружений про­мышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольст­венного снабжения, сбыта и заготовок.

 Поскольку на принадлежащих заявителям земельных участках отсутствуют крупные промышленные предприятия фабрики и заводы, а имеющиеся склады, ре­монтные мастерские и офисы организаций предназначены для осуществления ком­мерческих перевозок, обслуживания и ремонта транспортных средств, эти участки правомерно отнесены оценщиками к группе 1.2.5 Методических указаний.

 Нельзя согласиться с доводами представителя заявителей о том, что результа­ты проведённой ранее кадастровой оценки, при которой их участки были оценены как используемые под автостоянки, не могли быть пересмотрены. Пунктом 3 Пра­вил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых поста­новлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 3 16, государственная кадастро­вая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

 Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

 Так как ранее результаты кадастровой оценки были утверждены постановле­нием Правительства Калининградской области № от 28.11.2008г., новая госу­дарственная кадастровая оценка земель населённых пунктов на территории Кали­нинградской области произведена правомерно. При этом в законодательстве отсут­ствует указание о том, что результаты новой кадастровой оценки должны соответ­ствовать результатам предыдущей оценки, так как в противном случае проведение кадастровой оценки земель не реже одного раза в пять лет не имеет смысла.

 Оснований для удовлетворения заявлений ФИО1 и ФИО2 нет.

 Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 253 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 ФИО1, ФИО2 отказать в удовлетворении заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки зе­мельных участков, утверждённой постановлением Правительства Калининградской области № от 29 августа 2013г. «Об утверждении результатов определения када­стровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Калининградской области».

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение меся­ца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2014 г.


  Судья Калининградского областного суда


 Зеленский A.M.