ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-24-2011 от 20.05.2011 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

                                                                                    Верховный Cуд Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3-24-2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2011г. г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Блиновой М.А.,

при секретаре судебного заседания Михайловой А.Л.

с участием прокурора Александрова Д.А.

представителя заинтересованных лиц Кабинета Министров Чувашской Республики

и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1, действующего на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2011г. №170-р и доверенности от 18 мая 2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими абзацев 68, 79, 81, 100, 103, 105 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года №11 (в ред. от 27 апреля 2011 года);

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими и несоответствующими федеральному законодательству абзацев 68, 79, 81, 100, 103, 105 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года №11 (в ред. от 27 января 2011 года).

В обоснование заявления прокурор указал, что в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года №11 (в ред. от 27 января 2011 года), Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики наделен функциями по использованию и вовлечению природных ресурсов в хозяйственный оборот (функции, указанные в абзацах 38,42,55,58,60,78,89 раздела III Положения), так и функциями по государственному контролю в области охраны окружающей среды - государственному экологическому контролю (закрепленные в оспариваемых абзацах 68, 79, 81, 100, 103, 105 раздела III Положения). Указывает, что такое совмещение функций в одном органе государственной власти субъекта РФ противоречит принципу независимости контроля в области охраны окружающей среды от хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, закрепленному в ст.ст. 3, 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования в части оспаривания абзаца 68 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, указав, что оспаривается прокурором указанный абзац только в части слов «государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Чувашской Республики, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий». Указанные в этом абзаце слова «государственный лесной контроль и надзор» прокурором не оспариваются и в указанной части не просят выносить решения по существу. Также прокурор уточнил, что последняя редакция Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики дается в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 апреля 2011 года №158.

В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Александров Д.А. поддержал заявление об оспаривании абзацев 79, 81, 100, 103, 105 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, а также абзаца 68 в части слов, указанных в уточнении заявления.

В судебном заседании представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1 сообщил о согласии заинтересованных лиц с заявленными требованиями прокурора в части признания недействующими абзацев 68 (в оспариваемой части), 79 и 81 раздела III Положения. При этом суду пояснил, что заинтересованными лицами не оспаривается, что Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (сокращенное наименование - Минприроды Чувашии) совмещает функции по управлению природными ресурсами и их хозяйственному использованию с полномочиями по государственному экологическому контролю, в том числе за охраной атмосферного воздуха, за деятельностью в области обращения с отходами, за использованием и охраной водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также контролем в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В частности, Минприроды Чувашии принимает решение о предоставлении водных объектов в пользование на основании договоров водопользования, организовывает конкурсы и аукционы на право пользования участками недр по общераспространенным полезным ископаемым, принимает решение о выдаче разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и осуществляет изложенные в заявлении прокурора функции по управлению и использованию природных ресурсов, предоставленных федеральным законодательством органам государственной власти субъекта РФ. В структуре Минприроды Чувашии имеются как отделы природопользования, так и отдел по государственному экологическому контролю. Не оспаривая заявление прокурора по указанным абзацам 68 (в оспариваемой части), 79 и 81 раздела III Положения, указывает, что для разграничения функций по государственному управлению, использованию природных ресурсов и государственному экологическому контролю в республике требуется определенное время. Представитель заинтересованных лиц заявление прокурора об оспаривании абзацев 100, 103, 105 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики просит оставить без удовлетворения, поясняя, что полномочия министерства, отраженные в указанных абзацах могут быть реализованы в рамках осуществления государственного лесного контроля и надзора, являющегося разновидностью государственного экологического контроля и надзора. В силу требований части 7 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» положения части 6 указанной статьи о запрете на совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов не применяются при осуществлении государственного лесного контроля и надзора. Кроме того, указанная в абзаце 100 функция по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях за уничтожение, повреждение редких видов растений и животных, уникальных природных объектов и природных наследий народов Чувашской Республики, занесенных в Красную книгу Чувашской Республики прямо закреплена за Минприроды Чувашии ст. 21 и ч.6 ст. 34 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», имеющего большую юридическую силу, нежели оспариваемое Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики. Также полагает, что функция по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, не охватывается понятием «государственный экологический контроль».

Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «д», «к», «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов:

осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (подпункт 56).

В соответствии со статьей 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

При этом согласно статье 3 указанного Закона основным принципом охраны окружающей среды является независимость контроля в области охраны окружающей среды.

Статьей 65 того же Закона определено, что государственный экологический контроль подразделяется на федеральный экологический контроль и экологический контроль, осуществляемый субъектами Российской Федерации. Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 1).

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 65).

Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды приведены в статье 66 упомянутого Федерального закона.

Совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов запрещается (часть 6 статьи 65 Закона).

Под хозяйственным использованием природных ресурсов (земли, недр, почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов), исходя из содержания статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", следует понимать их эксплуатацию, вовлечение в хозяйственный оборот, включая все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 53, составляющими государственного экологического контроля является: а) государственный контроль за охраной атмосферного воздуха; б) государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); в) государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; г) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; е) государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; ж) государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, при реализации функций природопользования (отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов РФ) и функций государственного экологического контроля субъектом РФ должны быть обеспечены закрепленные федеральным законодательством принципы организации системы органов государственной власти субъекта РФ, в частности обеспечения независимости экологического контроля. В противном случае орган государственной власти субъекта РФ, совмещающий указанные функции, фактически проверяет соблюдение законодательства об охране окружающей среды и выносит обязательные для исполнения предписания и накладывает административные взыскания в отношении самого себя – указанного же органа государственной власти и его должностных лиц, что не отвечает принципу независимости экологического контроля.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007г. №11 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (действующее на момент судебного разбирательства в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2007 N 136, от 29.06.2007 N 161, от 26.10.2007 N 272, от 29.05.2008 N 163, от 08.10.2008 N 302, от 10.06.2009 N 188, от 24.12.2009 N 430, от 30.04.2010 N 122, от 27.04.2011 N 158).

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007г. №11 было официально опубликовано в печатных средствах массовой информации ("Вести Чувашии", N 3, 31.01.2007, "Собрание законодательства ЧР", 2007, N 1, ст. 17). Абзацы 68, 108 действуют в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009г. №188, текст которого официально опубликован "Вести Чувашии", N 23, 18.06.2009; "Собрание законодательства ЧР", 2009, N 6, ст. 1448).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.04.2011 N 158 в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики внесены изменения, однако указанным Постановлением №158 от 27 апреля 2011г. в оспариваемые прокурором нормативные положения изменения не вносились.

Согласно пункту 1.1. раздела 1 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (официальное сокращенное наименование - Минприроды Чувашии) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере природопользования, сохранения биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы объектов регионального уровня, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики.

В разделе III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики предусмотрено, что Министерство:

- осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Чувашской Республики, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, государственный лесной контроль и надзор (в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 10.06.2009 N 188) (абзац 68);

- контролирует в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (абзац 79);

- определяет перечень объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Чувашской Республики и подлежащих республиканскому государственному экологическому контролю, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (абзац 81);

- исполняет функции органа, уполномоченного составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях за уничтожение, повреждение редких видов растений и животных, уникальных природных объектов и природных наследий народов Чувашской Республики, занесенных в Красную книгу Чувашской Республики (абзац 100);

- принимает решение о привлечении в установленном порядке физических и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, применяет штрафные санкции, предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (абзац 103);

- обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (абзац 105).

Доводы о совмещении Минприроды Чувашии полномочий по государственному управлению природными ресурсами и их хозяйственному использованию с полномочиями по государственному экологическому контролю в указанных сферах подтверждаются как пояснениями представителя заинтересованных лиц (Кабинета Министров Чувашской Республики и Минприроды Чувашии), так и материалами дела.

Так, Минприроды Чувашии является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области водных отношений, а также в сфере организации и проведения экологической экспертизы объектов регионального уровня, что прямо закреплено Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 №11.

В соответствии с абзацами 38 и 55 раздела III Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, министерство принимает решения о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе на основании договоров водопользования. Согласно абзацу 54 Минприроды Чувашии реализует от имении Чувашской Республики в пределах своей компетенции установленное Водным Кодексом РФ право участия в водных отношениях. Обстоятельства заключения министерством договоров водопользования и принятия решения о предоставлении водных объектов в пользование подтверждены в судебном заседании также представителем заинтересованных лиц. Таким образом, Минприроды Чувашии совмещает функции по хозяйственному использованию водных объектов и государственному экологическому контролю и надзору в области использования и охраны водных объектов, т.е. фактически осуществляет в определенном смысле контроль и надзор сам над собой, что является недопустимым.

В соответствии с абзацами 40, 42, 89 раздела III Положения Минприроды Чувашии взаимодействует от имени Чувашской Республики с федеральными органами управления государственным фондом недр по распоряжению единым государственным фондом недр на территории Чувашской Республики, выступает государственным заказчиком программ в сфере изучения и рационального использования минерально-сырьевой базы Чувашской Республики; предоставляет пользователям недр в установленном порядке права пользования недрами с целью разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; исполняет функции организатора по проведению конкурсов и аукционов на право пользования участками недр с целью разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Практическая реализация указанных функций министерством подтверждается также пояснениями представителя заинтересованных лиц. В то же время в соответствии с оспариваемым прокурором абзацем 68 раздела III Положения Минприроды Чувашии осуществляет государственный экологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Таким образом, одним органом исполнительной власти Чувашской Республики совмещены функции как по хозяйственному использованию недр, так и по государственному контролю за своими действиями в указанной сфере.

В соответствии с абзацем 58 раздела III Положения Минприроды Чувашии принимает решение о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарном источником в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии с абзацем 78 раздела III Положения Минприроды Чувашии принимает решение о согласовании порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с абзацем 63 раздела III Положения Минприроды Чувашии реализует полномочия учредителя подведомственных ему организаций (принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации, утверждении устава и т.д.), перечень которых определен в приложении №2 к Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. При этом Минприроды Чувашии выступает учредителем государственных учреждений гидроресурса, дирекции особо охраняемых природных территорий и объектов Чувашской Республики и т.д. При этом Минприроды Чувашии участвует в государственном управлении в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения (абзац 53 Положения).

В соответствии с абзацем 60 раздела III Положения Минприроды Чувашии исполняет функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, на возмездной основе за счет средств заказчиков.

Таким образом, Минприроды Чувашии совмещает государственное управление и вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов (земли, недр, почв, поверхностных подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов) с указанными в абзаце 68 раздела III Положения функциями государственного экологического контроля на объекта хозяйственной и иной деятельности в указанных сферах. Указанные обстоятельства представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Минприроды Чувашии в судебном заседании признал, полагая обоснованными требования прокурора об оспаривании части абзаца 68 раздела III Положения в уточненной прокурором редакции заявления, а также абзацев 79 и 81 раздела III Положения.

Изложенные в абзацах 79 и 81 раздела III Положения нормативные закрепления прямо относятся к выполнению Минприроды Чувашии государственного экологического контроля на объекта хозяйственной и иной деятельности и соответственно подлежат признанию недействующими, как противоречащие федеральному законодательству.

Осуществление Минприроды Чувашии функции органа, уполномоченного составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, принимать решения о привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, применение штрафных санкций является составной частью государственного экологического контроля. Статьей 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, в том числе предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом государственные инспекторы вправе и обязаны обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно совмещение функций (полномочий) по применению мер административной ответственности, иных мер принудительного характера к нарушителям законодательства об охране окружающей среды наряду с функциями по использованию природных ресурсов противоречит нормам федерального законодательства.

Доводы представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что оспариваемые абзацы 103 и 105 могут относиться к лесному контролю и надзору, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора в указанной части, поскольку по своей конструкции указанные нормативные закрепления относятся в целом к государственному контролю в области охраны окружающей среды без конкретизации. В противном случае наличие указанных правовых норм в изложенной редакции допускало бы совмещение функций по использованию природных ресурсов и функции привлечения к ответственности за нарушение законодательство об охране окружающей среды.

Действительно статьей 21 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрен такой состав административного правонарушения как «Уничтожение, повреждение редких видов растений и животных, уникальных природных объектов и природных наследий народов Чувашской Республики, занесенных в Красную книгу Чувашской Республики». В пункте 6 статьи 34 указанного закона Чувашской Республики в качестве должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 21 закона определены: руководитель органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного в области охраны окружающей среды, и его заместители.

Соответственно в Законе Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» конкретный орган, полномочный рассматривать указанные административные правонарушения не конкретизирован, в законе не содержится прямое указание на Минприроды Чувашии. Доводы представителя заинтересованных лиц о наделении на Минприроды Чувашии функций по рассмотрению административных правонарушений Законом Чувашской Республики, имеющим большую юридическую силу, чем Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики, являются несостоятельными.

При изложенных обстоятельствах противоречат ст. 3 и ч.6 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следующие нормативные закрепления раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года №11 (в ред. от 27 апреля 2011 года): абзацы 79, 81, 100, 105, а также абзац 68 в части слов «государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Чувашской Республики, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий»; абзац 103 в части слов «принимает решение о привлечении в установленном порядке физических и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, применяет штрафные санкции».

Не подлежит удовлетворению заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим абзаца 103 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в части слов «предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды». Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде может осуществляться не только в рамках экологического контроля, так и в рамках осуществления функций природопользования. В частности, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также граждане наделены правом предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Поскольку оспариваемые нормативные положения Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики применялись на территории Чувашской Республики и на основании этого акта были реализованы меры государственного экологического контроля, суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных положений недействующими со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.

Руководствуясь ст. 198-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

р е ш и л :

Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения:

- абзац 68 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года №11 (в ред. от 27 апреля 2011 года) в части слов «государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Чувашской Республики, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий»;

-абзацы 79, 81, 100, 105 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года №11 (в ред. от 27 апреля 2011 года);

-абзац 103 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года №11 (в ред. от 27 апреля 2011 года) в части слов «принимает решение о привлечении в установленном порядке физических и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, применяет штрафные санкции».

Отказать в удовлетворении заявления заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим абзаца 103 раздела III Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в части слов «предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.

На решение могут быть поданы кассационные жалобы и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья Блинова М.А.

Мотивированное решение составлено 25 мая 2011г.