ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-244/2016 от 16.05.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№ 3-244/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе: председательствующего Пронченко И.Е.

при секретаре Хайминой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2016 года административное дело по исковому заявлению Досайкина М. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Досайкин М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером площадью 5473+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (сушильный цех), расположенного в <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме 2 765 000 рублей.

- с кадастровым номером площадью 1411+/-13 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (производственный цех), расположенного в <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме 618 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником указанных земельных участков. Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 14 861 548,39 рублей, с кадастровым номером составляет 4 275 541,65 рублей.

Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет 2 765 000 рублей, с кадастровым номером по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет 618 000 рублей. На указанные отчеты получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст.66 п.3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Истец вправе заявить указанные требования, поскольку кадастровая стоимость значительно выше его рыночной стоимости, в связи с чем, истец вынужден оплачивать земельный налог в большем размере, что нарушает его права как правообладателя.

Истец Досайкин М.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель Слепынин А.В. действующий на основании доверенности от 13.04.2016 года и представивший диплом о высшем юридическом образовании регистрационный номер 2380 от 27.06.2008 г., в судебном заседании поддержал исковые требования истца.

Представитель Комитета по управлению государственным имуществом по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.

Представитель Администрации г.Кемерово в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым возражали против удовлетворения исковых требований Досайкина М.А.

В соответствии с требованиями статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела Досайкин М.А. является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером , площадь 5 473 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (сушильный цех), расположенного по адресу: <адрес> Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2012г. и договором купли-продажи земельного участка от 24.07.2012г. (л.д. 79-84).

-с кадастровым номером , площадь 1411 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные предприятия (производственный цех), расположенного по адресу: <адрес> Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.04.2013г. и договором купли-продажи земельного участка 13.03.2013г. (л.д. 17-22).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.02.2016г. года и кадастровой справке от 16.02.2016 года о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:977 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 14 861 548,39 руб., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015г. (л.д. 87, 89).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.02.2016г. года и кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:509, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 4 275 541, 65 руб. (л.д. 24, 25). Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 31.12.2015г.

Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка подготовленного ООО «НИИ РР» №ОН/135.2-15-03-2016-6 от 21.03.2016 г. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014 г. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером площадь 1411 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные предприятия (производственный цех), расположенного по адресу: <адрес> составляет 618 000 рублей (л.д. 27-57).

В отношении данного отчета СРО Ассоциацией «Межрегиональный союз оценщиков» представлено экспертное заключение №260/21-16, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № №ОН/135.2-15-03-2016-6 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки признать обоснованными (л.д. 58-78).

Также истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка подготовленного ООО «НИИ РР» №ОН/135.1-15-03-2016-6 от 21.03.2016 г. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014 г. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадь 5 473 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (сушильный цех), расположенного по адресу: <адрес>, 9д/1, составляет 2 765 000 рублей (л.д. 90-122).

В отношении данного отчета СРО Ассоциацией «Межрегиональный союз оценщиков» представлено экспертное заключение №260/20-16, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № №ОН/135.1-15-03-2016-6 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки признать обоснованными (л.д. 123-144).

Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков, установлена в порядке, предусмотренном статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 года, перечень составлен на 01 августа 2014 года. Следовательно, имеются основания полагать, что сведения, содержащиеся в отчете об оценке, содержат сведения о рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату, на которую определена их кадастровая стоимость.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в представленном отчете содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объект оценки в полной мере идентифицирован, отчет содержит результат оценки при применении сравнительного подхода оценки методом сравнения продаж и обоснование отказа от применения иных подходов (затратного и доходного). Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам, примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчет содержит сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки.

Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, получил положительное заключение, следовательно, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчет следует признать допустимым доказательством.

Следовательно, представленные административным истцом отчеты об оценке земельных участков и положительные экспертные заключения являются надлежащими доказательствами, подтверждающими размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено иных доказательств относительно величины установленной оценщиком рыночной стоимости спорных земельных участков.

В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку он обязан к оплате земельного налога, который рассчитан исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах требования Досайкина М.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Досайкина М. А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 5473 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (сушильный цех), расположенного в <адрес> в размере 2 765 000 руб., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.08.2014 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1411 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (производственный цех), расположенного в <адрес> в размере 618 000 руб., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.08.2014 г.

Датой обращения Досайкина М.А. в суд считать 14.04.2016 г.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено «18» мая 2016 г.