ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-245/2015 от 04.09.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 сентября 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астафьевой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Шовкоплясе А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № Номер изъят по исковому заявлению Рехлова В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Рехлов В.В. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области изменить, внесенную в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной и применять эти сведения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с Дата изъята .

Как арендатор земельного участка заявитель является плательщиком арендной платы, размер которого рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», и равной (данные изъяты) коп.

Заявитель считал кадастровую стоимость земельного участка завышенной и обратился в ООО НПФ «Н.» в целях определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету № Номер изъят рыночная стоимость земельного участка была определена по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты).

На указанный отчет об оценке было получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Центр» № Номер изъят.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Рехлов В.В. просил:

1) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью (данные изъяты) кв. метров, разрешенное использование – объекты складского назначения различного профиля, равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты)., определенной по состоянию на Дата изъята года;

2) обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость указанного земельного участка на его рыночную стоимость в размере (данные изъяты). применять эти сведения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с Дата изъята .

После получения заключения судебной экспертизы представитель Рехлова В.В. по доверенности Четвертных О.Н. уточнила заявленные требования и просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) руб., определенной по состоянию на Дата изъята .

Определением Иркутского областного суда от 4 сентября 2015 года был принят отказ представителя Рехлова В.В. – Четвертных О.Н. от заявленных требований об обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость указанного земельного участка на его рыночную стоимость и применять эти сведения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 29 мая 2014 года. Производство по делу в указанной части требований было прекращено.

В судебное заседание 4 сентября 2015 года участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили.

Рехлов В.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В письменных отзывах и возражениях:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице своего представителя по доверенности Байрамовой Э.Г. просило рассмотреть дело в отсутствие представителя; в удовлетворении заявления отказать, поскольку прав Рехлова В.В. учреждение не нарушало, в связи с чем, отсутствует материально-правовой интерес в разрешении данного спора, требование об обязании внести изменения в государственный кадастр направлено на исполнение судебного решения, и является процессуально излишним, привлечение к участию в деле считает необоснованным;

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в лице своего представителя по доверенности Сабирзяновой М.А. просило рассмотреть заявление без участия представителя Управления;

Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и указала на то, что удовлетворение искового заявления Рехлова В.В. приведет к нарушению прав муниципального образования, так как существенно снизит поступления в бюджет городского поселения, дефицит которого на 2015 год составляет (данные изъяты) рублей;

Администрация Нижнеилимского муниципального района просила отказать в удовлетворении заявления в связи с несоответствием экономической эффективности земельных участков, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя;

Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя;

Правительство Иркутской области просило в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании, которым были заблаговременно направлены копия заявления о частичном отказе и уточнении требований Рехлова В.В.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5). Земельный налог является местным налогом, устанавливаемым Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательным к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации). Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кадастровая стоимость земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, применяется и для определения размера арендной платы за их использование.

В Иркутской области в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» постановлением администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года № 213-па было утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, сохраняющее силу в период действия договора аренды, заключенного с Рехловым В.В. Согласно разделу II (пункты 3–6) указанного Положения размер арендной платы находится в прямой зависимости от размера кадастровой стоимости либо размера ставки земельного налога для соответствующего земельного участка. Такая зависимость закреплена в приложении к договору аренды земельного участка, стороной которого является заявитель по делу Рехлов В.В.

Законом предусмотрено установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 5.2.1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение государственной кадастровой оценки.

Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке спорного земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, а Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществляет в силу возложенных на него полномочий ведение государственного кадастра недвижимости.

Из материалов дела следует, что согласно постановлению мэра Нижнеилимского района от Дата изъята «О предоставлении земельного участка в аренду в г. Железногорск-Илимский Рехлову В.В.» спорный земельный участок был предоставлен в аренду указанному гражданину. В соответствии с договором аренды земельного участка № Номер изъят арендодатель муниципальное образование «Нижнеилимский район» непосредственно передало в аренду арендатору Рехлову В.В. спорный земельный участок. Арендная плата по договору вносится путем перечисления на счет УФК Минфина России по Иркутской области с указанием департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского района (пункты 4.1, 4.2 договора), при определении размера арендной платы учитывается наряду с иными показателями и ставка земельного налога (пункт 4.5 договора). Согласно штампу государственная регистрация договора аренды была произведена Дата изъята .

Таким образом, заявитель Рехлов В.В. является лицом, на содержание прав и обязанностей которого влияет установление в том или ином размере кадастровой стоимости арендованного им земельного участка.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 06 августа 2013 года № 293-пп).

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп).

Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой справке, кадастровому паспорту, приложению в электронном варианте на СD-диске, спорный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером Номер изъят; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, с учетом вида его использования, размера участка, удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп), составляет (данные изъяты). Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости Дата изъята . Дата определения кадастровой стоимости отсутствует.

Рехловым В.В. проведена оценка рыночной стоимости земельного участка и установлено значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельного участка, принадлежащего Рехлову В.В., и его рыночной стоимостью.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и определения Конституционного суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 указанного федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Судом по делу была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на Дата изъята .

Согласно экспертному заключению Межрегионального открытого центра права и судебной экспертизы Иркутского национального исследовательского технического университета Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июля 2015 года № 245-15 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составила (данные изъяты). по состоянию на Дата изъята .

Заключение судебной экспертизы содержит вывод по поставленному вопросу. Заключение соответствует требованиям, предъявляемым ГПК РФ и иными федеральными законами, соответствует федеральным стандартам оценки, недостоверности содержащихся в нем сведений судом не установлено. Заключение не вызывает сомнения в объективности и квалификации экспертов, подготовлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, имеющими необходимый уровень образования, опыт работы в соответствующей сфере отношений. Заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

Доказательств иного размера рыночной стоимости спорного земельного участка, которые могли бы поставить под сомнение достоверность выводов судебной экспертизы, иными участвующими в деле помимо заявителя лицами в суд не представлено, как не представлено и юридически значимых возражений относительно формы и содержания заключения, обоснованности выводов экспертов и размера определенной ими рыночной стоимости.

Суд приходит к выводу, что данное заключение как доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности.

Доводы, приведенные в возражениях, не влияют на вышеприведенные выводы суда.

Довод возражений о нарушении бюджетных прав муниципальных образований отклоняется судом. Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 55 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). По смыслу принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (статья 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации), закрепление доходов за местными бюджетами (что включает и определение размера доходов), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вследствие этого установление в соответствии с федеральным законом кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, бюджетные права муниципальных образований нарушить не может, как не может и ограничить права Рехлова В.В. на обращение в суд с настоящим заявлением.

Доводы возражений о несогласии с представленным заявителем отчетом об оценке отклоняются судом, поскольку заявлениеРехлова В.В. в уточненной редакции, как и выводы суда о размере рыночной стоимости спорного земельного участка, основаны не на данном отчете, а на заключении судебной экспертизы.

Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отсутствии материально-правового интереса и необоснованном их привлечении отклоняются судом, как противоречащие нормам ч.1 ст. 3, ч.2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривающие права и обязанности органа кадастрового учета недвижимости.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении настоящего спора, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земельныхучастков, и рыночной стоимостью земельного участка, суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном заключением судебной экспертизы, по состоянию на Дата изъята .

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения суда указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в указанную комиссию (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С заявлением по настоящему гражданскому делу в Иркутский областной суд заявитель Рехлов В.В. обратился Дата изъята .

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд

РЕШИЛ:

Заявление Рехлова В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, равной рыночной стоимости по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты) рублей.

Дата подачи Рехловым В.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости – Дата изъята .

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Иркутский областной суд.

Судья О.Ю. Астафьева