Дело № 3-247/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Шалагиной О.В.
при секретаре Деминой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 12 мая 2015 года дело по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Кемеровский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Требования с учетом уточнения мотивированы тем, что он является собственником 7 земельных участков:
с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: элементное производство, расположенного по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 25 марта 2013 года;
с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: ЦРП, расположенного по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 30 июля 2013 года;
с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: Корпус «В», расположенного по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 23 ноября 2012 года;
с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: центральный материальный склад, расположенного по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 25 марта 2013 года;
с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; склад ЦИС и ЦАС, расположенного по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 18 января 2013 года;
с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: проезд общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 25 марта 2013 года;
с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: проезд общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 25 марта 2013 года;
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009г., составляет <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 09.02.2009г., составляет <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 09.02.2009г., составляет <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 20.01.2009г. № 10СЛ и внесенная в государственный кадастр недвижимости 22.01.2009г., составляет <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 09.02.2009г., составляет <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 15.01.2014г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 15.01.2014г., составляет <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 15.01.2014г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 15.01.2014г., составляет <данные изъяты> руб.
Между тем рыночная стоимость данных земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Кузбасс-Эксперт» № от 16.03.2015г., согласно которому рыночная стоимость земельных участков составляет:
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 22.01.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. составляет <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 15.01.2014г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 15.01.2014г. - <данные изъяты> рублей.
На отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков получено положительное экспертное заключение.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков существенно выше их рыночной стоимости, уплата повышенного земельного налога нарушает его права и интересы как правообладателя и налогоплательщика.
В связи с этим, ссылаясь на нормы ст.66 Земельного кодекса РФ, просит установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в вышеуказанном размере их рыночной стоимости в соответствии с отчетом оценщика ООО «Кузбасс-Эксперт» № 024-10-03-15-2 от 16.03.2015г.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от 30.04.2015г., заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Коллегии администрации Кемеровской области ФИО4, действующая на основании доверенности от 22.07.2014г. № 10-16/4181, возражала против требований заявителя, ссылаясь на то, что данный орган исполнительной власти Кемеровской области не является заинтересованным лицом по делу, так как принятый по делу судебный акт не затрагивает его права и обязанности.
Заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и администрация г.Ленинск-Кузнецого своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в письменных возражениях указали на то, что заинтересованными лицами по делу не являются, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Администрация г.Ленинск-Кузнецого письменных возражений по требованиям заявителя не представила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений ст.24.19 данного Федерального закона в случаях определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно ст.24.20 этого же Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 7 земельных участков:
на основании договора купли-продажи от 23 ноября 2012 года – земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: Корпус «В», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2014г. (л.д.11-14);
на основании договора купли-продажи от 30 июля 2013 года – земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: ЦРП, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2014г. (л.д.18-24);
на основании договора купли-продажи от 25 марта 2013 года – земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: элементное производство, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2013г. (л.д.28-31);
на основании договора купли-продажи от 18 января 2013 года – земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: склад ЦИС и ЦАС, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2014г. (л.д.35-38);
на основании договора купли-продажи от 25 марта 2013 года – земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование центральный материальный склад, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2014г. (л.д.44-47);
на основании договора купли-продажи от 25 марта 2013 года – земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер № в договоре купли-продажи), общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: проезд общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2014г. (л.д.51-54);
на основании договора купли-продажи от 25 марта 2013 года – земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер № в договоре купли-продажи), общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: проезд общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2014г. (л.д.51-53, 55).
Из кадастрового паспорта от 02.03.2015г., кадастровой справки от 02.03.2015г., акта определения кадастровой стоимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 09.02.2009г., определена по состоянию на 06.02.2009г. и составляет <данные изъяты> руб. (л.д.15-17, 187).
Из кадастрового паспорта от 03.03.2015г., кадастровой справки от 02.03.2015г., акта определения кадастровой стоимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 09.02.2009г., определена по состоянию на 06.02.2009г. и составляет <данные изъяты> руб. (л.д.25-27, 188).
Из кадастрового паспорта от 02.03.2015г., кадастровой справки от 02.03.2015г., акта определения кадастровой стоимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 09.02.2009г., определена по состоянию на 06.02.2009г. и составляет <данные изъяты> руб. (л.д.32-34, 191).
Из кадастрового паспорта от 03.03.2015г., кадастровой справки от 27.02.2015г., акта определения кадастровой стоимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 06.02.2009г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 09.02.2009г., определена по состоянию на 06.02.2009г. и составляет <данные изъяты> руб. (л.д.39-43, 192).
Из кадастрового паспорта от 02.03.2015г., кадастровой справки от 02.03.2015г., акта определения кадастровой стоимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 31.12.2008г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 22.01.2009г., определена по состоянию на 01.01.2009г. и составляет <данные изъяты> руб. (л.д.48-50, 194).
Из кадастрового паспорта от 03.03.2015г., кадастровой справки от 02.03.2015г., акта определения кадастровой стоимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 15.01.2014 г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 15.01.2014г., определена по состоянию на 14.01.2014г. и составляет <данные изъяты> руб. (л.д.56-58, 196).
Из кадастрового паспорта от 03.03.2015г., кадастровой справки от 02.03.2015г., акта определения кадастровой стоимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная актом определения кадастровой стоимости от 15.01.2014г. № б/н и внесенная в государственный кадастр недвижимости 15.01.2014г., определена по состоянию на 15.01.2014г. и составляет <данные изъяты> руб. (л.д.59-61, 196).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя как собственника земельных участков, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.
С данным заявлением ФИО1 обратился в суд 14 апреля 2015 года (л.д.4).
Из представленного заявителем отчета № от 16.03.2015г. об определении рыночной стоимости, составленного оценщиком ООО «Кузбасс-Эксперт» ФИО5, следует, что рыночная стоимость земельных участков составляет:
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 09.02.2009г. составляет <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 22.01.2009г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 15.01.2014г. - <данные изъяты> рублей;
с кадастровым номером № на дату оценки 15.01.2014г. - <данные изъяты> рублей (л.д. 62-150).
Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков на указанные даты оценки, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, при определении кадастровой стоимости всех земельных участков были использованы удельные показатели кадастровой стоимости земель, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным (городским округам)».
Земельные участки с кадастровыми номерами № образовались 2.06.2008г. и в проведении государственной массовой кадастровой оценки, результаты которой были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», участия не принимали.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № была установлена актами органа кадастрового учета Кемеровской области от 6 февраля 2009 года № б/н по состоянию на 6 февраля 2009 года, что отражено в кадастровых справках.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была установлена актом органа кадастрового учета Кемеровской области от 31 декабря 2008 года № б/н по состоянию на 1 января 2009 года, что также отражено в кадастровой справке.
Таким образом, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № должна быть определена на дату установления их кадастровой стоимости - 6 февраля 2009 года, а не на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 9 февраля 2009 года.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена на дату установления его кадастровой стоимости – 1 января 2009 года, а не на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 22 января 2009 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами № и № являются вновь образованными, образовались путем размежевания земельного участка с кадастровым номером №, поставлены на государственный кадастровый учет 14.01.2014г. Их кадастровая стоимость была определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 15 января 2014 года № б/н в связи с образованием данных участков.
Следовательно, в соответствии с положениями ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости этих земельных участков следует считать дату их образования, повлекшего определение кадастровой стоимости, т.е. 14 января 2014 года, и на эту дату, а не на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 15.01.2014г., должна быть установлена их рыночная стоимость. При этом суд отмечает, что в кадастровой справке от 2.03.2015г. (л.д.61) в отношении земельного участка с кадастровым номером № органом кадастрового учета дата определения кадастровой стоимости 15.01.2014г. указана неверно.
Из содержания отчета оценщика и пояснений представителя заявителя следует, что рыночная стоимость всех земельных участков определена не на дату установления их кадастровой стоимости, а на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости, что не основано на законе. Однако указанные недостатки не могут явиться основанием для непринятия отчета оценщика в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего требования заявителя.
Так, оценщиком ФИО5 представлены пояснения по вопросу о том, измениться ли рыночная стоимость земельных участков, если она будет определена на другие даты (на вышеуказанные даты установления кадастровой стоимости), из которых следует, что для целей оценки применены доходный подход (метод капитализации земельной ренты) и сравнительный подход (метод сравнения продаж). При расчете стоимости доходным подходом использовались годовые среднерыночные уровни арендной платы и расходов на эксплуатацию земельных участков. При сравнительном подходе после проведения анализа рынка продаж были отобраны аналоги, сопоставимые с объектом оценки, при этом время продажи (предложения) указано как месяц, в частности: февраль 2009г., январь 2009г., январь 2014г. Следовательно, изменение даты оценки в пределах одного месяца не повлечет изменения рыночной стоимости земельных участков.
Как видно из материалов дела, расхождение даты оценки по земельным участкам с кадастровыми номерами №; №; № составляет 3 дня (6 и 9 февраля 2009г.), по земельному участку с кадастровым номером 42:26:0301001:2300 – 21 день (1 и 22 января 2009г.), по земельным участкам с кадастровыми номерами № и № – 1 день (14 и 15 января 2014г.), что незначительно и не может повлиять на изменение определенной оценщиком рыночной стоимости земельных участков.
Относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорных земельных участков заинтересованными лицами по данному делу, в том числе ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – органом, установившим кадастровую стоимость спорных земельных участков, не представлено каких-либо возражений.
При этом в отношении данного отчета представлено положительное экспертное заключение № 07 от 18.03.2015г., подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО»», членом которой является оценщик ФИО5, составивший отчет, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков № 024-10-03-15-2 от 16.03.2015г. соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Также по итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, эксперт пришел к выводу о подтверждении стоимости объекта оценки (л.д.151-169).
Отчет оценщика о рыночной стоимости земельных участков, как и положительное экспертное заключение, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорных земельных участков, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельных участков определена доходным подходом (метод капитализации земельной ренты) и сравнительным подходом (метод сравнения продаж), затратный подход к оценке не применялся. Для оценки спорных земельных участков оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки и выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проверена правильность применения оценщиком методов и подходов оценки и дано заключение о том, что объект оценки идентифицирован, применение использованных методов для определения стоимости объекта оценки должным образом обосновано, допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком, аргументированы, расчет стоимости объекта оценки соответствует приведенным в отчете методическим основам определения стоимости. Отчет оценщика и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Кроме того, в письменных пояснениях оценщик ФИО5, разъясняя причины значительной разницы между рыночной и кадастровой стоимостью земельных участков, указал, что одной из основных причин этого является местоположение объектов недвижимости, которое характеризует экономическую ситуацию в регионе. В данном случае, объекты недвижимости находятся в промышленной зоне, которая недостаточно развита и имеет много экономических и экологических рисков (на данной земле 70 лет производили свинцовые и щелочные аккумуляторы, при производстве которых использовали опасные вещества 1-2 класса). При оценке объектов недвижимости учитывался спрос и предложения на рынке города Ленинск-Кузнецкого, характер конкуренции продавцов и покупателей. Следовательно, оценка производилась методом сравнения данных объектов недвижимости с аналогичными объектами, которые были проданы или были включены в реестр на продажу. Каждая сопоставимая продажа сравнивалась с оцениваемыми участками и в цену сопоставимой продажи вносились поправки, отражающие существенные различия между ними.
При оценке обоснованности рыночной стоимости земельных участков, установленной оценщиком в отчете, суд учитывает также, что данные земельные участки были приобретены заявителем в 2012-2013г.г. на публичных торгах по продаже имущества ЗАО «Кузбассэлемент», и их стоимость по договорам купли-продажи составляла от 55832 руб. до 318784 руб., что более сопоставимо с установленной оценщиком рыночной стоимостью спорных земельных участков, чем с их кадастровой стоимостью.
При таких данных, учитывая, что заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков в вышеуказанных размерах, и положительному экспертному заключению, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный заявителем отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорных земельных участков является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, вынужденного оплачивать земельный налог в значительно большем размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Доводы Коллегии Администрации Кемеровской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Росреестра по Кемеровской области о том, что они не являются надлежащими заинтересованными лицами по делу, так как принятый по делу судебный акт не затрагивает их права и обязанности, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: Корпус «В», расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: ЦРП, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: элементное производство, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: склад ЦИС и ЦАС, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: центральный материальный склад, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: проезд общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: проезд общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: (подпись)
Решение в окончательной форме принято 15 мая 2015 года.
"Согласовано" _______________ судья Шалагина О.В.