ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-250/2015 от 19.06.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело № 3-250/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 19 июня 2015 г.

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.

при секретаре Тулпарове А.П.,

с участием представителя заявителя Кудренок Г.И. – Водолагина Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кудренок Г. И.об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Кудренок Г.И. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости. В обоснование требований указано, что заявитель является арендатором земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена равной 22468533,97 руб. Установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость, что по мнению заявителя возлагает на него обязанность по уплате арендной платы в необоснованно завышенном размере. Ссылаясь на п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определённой по результатам независимой оценки. Просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, а именно равной 8 668 000 рублей.

9 июня 2015 г. представитель заявителя Кудренок Г.И. – Водолагин Ю.А. уточнил заявленные требования и просил на основании экспертного заключения установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8534 000 рублей.

Представитель заявителя Кудренок Г.И. – Водолагин Ю.А., являющийся также представителем ЗАО «ЮГРЕСУРС» в судебном заседании поддержал уточненные требования.

Заявитель Кудренок Г.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в деле участвует представить по доверенности.

Заинтересованное лицо – представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области – Барыкина О.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем представлено письменное ходатайство, по существу заявленных требований полагается на усмотрение суда и возражает против привлечения Филиала в качестве заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее было представлено ходатайство, в котором руководитель Управления просил рассмотреть дело в их отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо – представитель Губернатора Волгоградской области – Софонов А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагается на усмотрение суда.

Заинтересованные лица – представители администрации г. Волгограда, Администрации Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, приведённая правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

В силу пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период) при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. № 275-О-О).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 1 июня 2009 г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Частью 3 ст. 1 Закона РФ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотренные полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочия органа кадастрового учета.

Из материалов дела следует, что Кудренок Г.И. является субарендатором земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес> (л.д.16-26).

С учётом данных кадастровой справки кадастровая стоимость спорного земельного участка на момент обращения заявителя в суд установлена в размере 22468533,97 руб. (л.д.30).

Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, заявителем в ходе судебного заседания было заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы. Так, согласно заключению эксперта № 3-250/2015 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 29 января 2014 г. составляет 8 534 000 руб. (л.д.174-187).

Давая оценку экспертному заключению, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведён анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оценённого земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой экспертизы суду не представлено. Кроме того, эксперт, проводивший экспертное исследование был надлежащим образом предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по правилам, установленным Главой 23 ГПК РФ, в соответствии с положениями которой, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (части 3 и 4 статьи 246 ГПК РФ), а также может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о предоставлении доказательств (часть 2 статьи 249 ГПК РФ).

Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998г.

С учётом указанного, суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость участка.

То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается заявителем и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

В силу статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» отчёт независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

При принятии решения суд также исходит из того, что дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость спорного земельного участка, правильно определена на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости применительно к требованиям ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Так, в соответствии со ст. 24.19 приведенного выше Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Таким образом, из положений ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ следует, что приведенные в статье случаи, при которых датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.

Рыночная стоимость объекта оценки может быть получена в результате его индивидуальной оценки вследствие изменения качественных (количественных) характеристик, имевших место после установления кадастровой стоимости земельного участка на основании нормативного правового акта. Включение таких сведений в государственный кадастр направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Из кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой справки следует, что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 29 января 2014 г.

Из сообщения Филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области». Земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 29 июля 2004 г. Изменение кадастровой стоимости указанного земельного участка обусловлено изменением категории земель с «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «земли населённых пунктов». Сведения об изменении категории земельного участка внесены в ГКН 29 января 2014 г.

Таким образом, установление рыночной стоимости спорного земельного участка на указанную дату является правильным и соответствующим требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Вместе с тем суд принимает во внимание, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 января 2014 г. не свидетельствует о том, что правовые последствия уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в виде перерасчета налоговых платежей будут иметь место именно с указанной даты.

Как указано в ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей с 1 октября 2013 г.), сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ.

В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе и сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, исчисление налога и других платежей с учётом изменившейся кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости будет иметь место с момента вступления в силу настоящего судебного акта.

Доводы представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области о неправомерном привлечении указанного органа в качестве заинтересованного лица суд считает несостоятельными ввиду следующего.

Государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляет непосредственно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Из устава ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», следует, что учреждение, находясь в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляет полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.

Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на основании ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, указанное учреждение привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Кудренок Г. И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8 534 000 (восемь миллионов пятьсот тридцать четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления его мотивированного текста.

Судья Е.А. Антропов

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 23 июня 2015 г.

Судья Е.А. Антропов