ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-251/2015 от 18.06.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Иркутск 18 июня 2015 года

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Захаренковой А.О.,

с участием заявителя прокурора отдела Иркутской областной прокуратуры Шебетниковой Ж.В.,

представителей заинтересованных лиц Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области по доверенностям ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят по заявлению прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании Административного регламента исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 22.10.2012 г. № 23 –спр с изменениями от 03.02.2015г., противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иркутской области в обоснование доводов заявления указал, что приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 22.10.2012г. №23-спр утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приказом Службы от 03.02.2015г. №4-спр в указанный нормативный правовой актвнесены изменения.

Административный регламент опубликован 09.11.2012г. в издании газеты "Областная" № 125. Последние изменения от 03.02.2015г. - в газете "Областная", № 14 от 11.02.2015.

Законом Иркутской области от 17.06.2008г. №26-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст.ст. 2-12) органы местного самоуправления (по списку) наделены государственными полномочиями Иркутской области по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Передача вышеуказанных государственных полномочий органам местного самоуправления произведена на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области оспариваемый Административный регламент утвержден на основании п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 17.06.2008 года N 26-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пп. 5 п. 6 Положения о службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 мая 2010 года 111-пп.

Особенности государственного контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправленияКонституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе при осуществлении полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, определены ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Указанной нормой федерального закона регламентированы порядок, периодичность и основания осуществления плановых и внеплановых проверок, а также порядок формирования ежегодного плана проведения проверок.

Так, согласно пункту 2.3. статьи 77 плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

В соответствии с пунктом 2.5. статьи 77 федерального закона ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

Вместе с тем, Административным регламентом (подпунктом «а» пункта 24, пунктом 32, пунктом 35, пунктом 78) установлены иные сроки.

Так, подпункт «а» пункта 24 в части установления срока утверждения плана проверок до 20 декабря противоречит п.2.3. ст.77 федерального закона.

Пункт 32 в части установления срока разработки плана до 20 декабря противоречит п.2.3. ст.77 федерального закона.

Пункт 35 в части установления срока размещения на официальном сайте плана проверок до 25 декабря противоречит п.2.5 ст.77 федерального закона.

Пункт 78 в части установления срока согласования плана проверок с первым заместителем руководителя Службы до 25 декабря противоречит п.2.3 ст.77 федерального законодательства.

Кроме того, нормы подпункта «а» пункта 24, пункта 35 и пункта 78 регламента противоречат ст.77 ФЗ №131-ФЗ, поскольку предусматривают утверждение и размещение на официальном сайте плана проверок без направления и согласования с органами прокуратуры Иркутской области.

Пунктом 31 Административного регламента определен более сокращенный срок для возможности включения проверки в план (истечение 1 года со дня окончания проведения последней плановой проверки, тогда как федеральным законодательством (пункт 2.3.ст.77) плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.

Пунктом 45 Административного регламента предусмотрена возможность проведения внеплановых проверок в случаях:

а) выявления нарушений требований законодательства, регулирующего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, при осуществлении государственных полномочий;

б) поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях, допущенных лицензирующим органом при осуществлении государственных полномочий;

в) обращения и заявления граждан и организаций с жалобами на нарушение прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензирующих органов при осуществлении государственных полномочий, а также при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

г) действия (бездействие) должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении государственных полномочий;

д) поручение Губернатора Иркутской области, заместителей председателя Правительства Иркутской области, руководителя (в его отсутствие – первого заместителя руководителя) Службы.

Данный пункт регламента противоречит требованиям пункта 2.6. ст. 77 ФЗ N 131-ФЗ, согласно которому внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, нормы подпункта «а» пункта 24, пункта 31, пункта 32, пункта 35, пункта 45, пункта 78 Административного регламента (в редакции от 03.02.2015г.) противоречат требованиям федерального законодательства пунктам 2.3., 2.5., 2.6. статьи 77 ФЗ №131-ФЗ.

В соответствии с п. 4 приказа Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 05.03.2013г. № 3-спр "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области" настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Подпункт «а» п. 24, п. 78 Административного регламента вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства с момента вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.2013г.№ 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с 01.01.2014г.), а пункты 31, 32, 35, 45 с 11.02.2015г. (дата официального опубликования приказа Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 03.02.2015г. №4-спр "О внесении изменений в Административный регламент исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

На основании статьи 1, части 1 статьи 21 и части 3 статьи 22, статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статей 45, 251 ГПК РФ, прокурор просил суд признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими:

1. подпункт «а» пункта 24, пункт 78 Административного регламента исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 22.10.2012г. N 23-спр (в редакции Приказа от 03.02.2015г.) с 01.01.2014г.

2. пункт 31, пункт 32, пункт 35, пункт 45 Административного регламента исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 22.10.2012г. N 23-спр (в редакции Приказа от 03.02.2015г.) с 11.02.2015г.

В судебном заседании прокурор отдела Иркутской областной прокуратуры Шебетникова Ж.В. заявление прокурора поддержала.

Представители Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявление прокурора не признали, полагали доводы заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагали, что законных оснований для удовлетворения заявления не имеется. Указали, что Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим в области экономического развития Иркутской области функции в сфере контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области (пункт 1 положения о службе, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 18 мая 2010 года №111-пп).

Оспариваемый Административный регламент прошел экспертизу в министерстве экономического развития и промышленности Иркутской области, а также получена положительная правовая оценка Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.

Приказ службы от 22 октября 2012 года №23-спр (с последующими изменениями) прошел все необходимые согласования, подписан руководителем службы, опубликован в газете «Областная», размещен на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 21 Федерального закона 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. При этом в указанной статье отсутствуют отсылочные нормы на статью 77 того же закона.

Предметом регулирования статьи 77 указанного ФЗ является осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют вышеуказанный контроль (надзор) строго в пределах своей компетенции. В перечне полномочий, исполнение которых контролируется органами государственной власти субъектов, указанные в статье 77, также отсутствуют отдельные государственные полномочия, указанные в главе 4 данного Федерального закона.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления полномочий, закрепленных федеральными законами в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в настоящее время федеральными законами не установлены.

Органы местного самоуправления исполняют полномочия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые являются полномочиями субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за исполнение полномочий перед государством.

Статья 77 ФЗ №131-ФЗ регулирует порядок осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий, которые являются в соответствии с законодательством «прямыми» полномочиями органов местного самоуправления.

По мнению представителей службы, приказ службы от 22 октября 2012 года 323-спр принят с учетом требований федерального законодательства и устанавливает порядок исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законом №26-оз.

Выслушав объяснения сторон, поддержавших изложенные позиции, изучив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора исходя из следующего.

На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.

Задачей суда по такой категории дел, согласно данным Пленумом Верховного суда РФ в Постановлении от 29.11.2007 N 48 разъяснениям, является проверка следующих обстоятельств: принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом в пределах их полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 22.10.2012г. №23-спр утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Приказом Службы от 03.02.2015г. №4-спр в указанный нормативный правовой актвнесены изменения.

Административный регламент опубликован 09.11.2012г. в газете "Областная" № 125. Последние изменения от 03.02.2015г. - в газете "Областная" № 14 от 11.02.2015.

Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим в области экономического развития Иркутской области функции в сфере контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области (пункт 1 положения о службе, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 мая 2010 года №111-пп).

В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Иркутской области, утвержденных постановлением правительства Иркутской области от 01 августа 2011г. №220-пп ( в редакции постановлений от 23.12.2014 № 682-пп), административные регламенты разрабатываются исполнительными органами, к полномочиям которых относится исполнение соответствующей государственной функции, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, законами Иркутской области, иными правовыми актами Иркутской области.

Согласно статей 2-12 Закона Иркутской области от 17.06.2008г. №26-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" органы местного самоуправления (по списку) наделены государственными полномочиями Иркутской области по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Передача вышеуказанных государственных полномочий органам местного самоуправления произведена на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области оспариваемый Административный регламент утвержден на основании п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 17.06.2008 года N 26-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликован в соответствующем порядке.

Кроме того, прокурором не оспариваются полномочия Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области на осуществление правового регулирования данного вопроса.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Прокурор указал в заявлении, что отдельные пункты Административного регламента противоречат положениям статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Суд соглашается с заявлением прокурора, поскольку статьей 77 указанного Федерального закона закреплены особенности государственного контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправленияКонституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе при осуществлении полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами.

Пунктами 2.3, 2.5 указанной статьи федерального закона регламентированы порядок формирования ежегодного плана проведения проверок, а также порядок, периодичность и основания осуществления плановых и внеплановых проверок.

Так, согласно федерального закона, плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

В соответствии с пунктом 2.5. статьи 77 федерального закона ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

В соответствии с подпунктами «а» пункта 24, 32, 35, 78 Административного регламента установлены иные сроки составления, утверждения и размещения плана проверок:

- Так, подпунктом «а» пункта 24 установлен срок утверждения плана проверок до 20 декабря;

- Пунктом 32 установлен срок разработки плана до 20 декабря;

- Пунктом 35 установлен срок размещения на официальном сайте плана проверок до 25 декабря;

- Пунктом 78 установлен срок согласования плана проверок с первым заместителем руководителя службы до 25 декабря;

Кроме того, нормы подпункта «а» пункта 24, пункта 35 и пункта 78 регламента противоречат ст.77 ФЗ №131-ФЗ, поскольку предусматривают утверждение и размещение на официальном сайте плана проверок без направления и согласования с органами прокуратуры Иркутской области.

Пунктом 31 Административного регламента определен более сокращенный срок для возможности включения проверки в план (истечение 1 года со дня окончания проведения последней плановой проверки, тогда как федеральным законодательством (пункт 2.3.ст.77 ) плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.

Кроме того, согласно пункту 2.6. ст. 77 ФЗ N 131-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании:

- обращений граждан,

- юридических лиц.

-информации от государственных органов

о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии:

- с поручениями Президента Российской Федерации,

- Правительства Российской Федерации,

- на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Данный перечень оснований для проведения внеплановых проверок является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В пункте 45 Административного регламента указана возможность проведения внеплановых проверок в случаях:

а) выявления нарушений требований законодательства, регулирующего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, при осуществлении государственных полномочий;

б) поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях, допущенных лицензирующим органом при осуществлении государственных полномочий;

в) обращения и заявления граждан и организаций с жалобами на нарушение прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензирующих органов при осуществлении государственных полномочий, а также при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

г) действия (бездействие) должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении государственных полномочий;

д) поручение Губернатора Иркутской области, заместителей председателя Правительства Иркутской области, руководителя (в его отсутствие – первого заместителя руководителя) Службы.

Данные требования регламента противоречат федеральному законодательству.

Таким образом, нормы подпункта «а» пункта 24, пункта 31, пункта 32, пункта 35, пункта 45, пункта 78 Административного регламента (в редакции от 03.02.2015г.) противоречат требованиям федерального законодательства, а именно пунктам 2.3., 2.5., 2.6. статьи 77 ФЗ №131-ФЗ.

Довод представителей заинтересованного лица о том, что статья 77 ФЗ №131-ФЗ регулирует порядок осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий, которые являются в соответствии с законодательством «прямыми» полномочиями органов местного самоуправления, суд полагает необоснованным.

Законом Иркутской области от 17.06.2008г. №26-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» органы местного самоуправления (по списку) наделены государственными полномочиями Иркутской области по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Передача вышеуказанных государственных полномочий органам местного самоуправления произведена на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно требованиям ст.77 ФЗ №131-ФЗ государственные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований. Поскольку указанные полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии со ст.7 ФЗ №171-ФЗ, то на данные правоотношения в полной мере распространяются требования ст.77 ФЗ №131-ФЗ.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.11.2007г. №48 разъяснил, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Также в постановлении разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В данном случае суд считает возможным признать оспариваемый нормативный акт недействующим в указанных выше пунктах с момента вступления в силу настоящего решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л:

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункт «а» пункта 24, пункт 31, пункт 32, пункт 35, пункт 45, пункт 78 Административного регламента исполнения государственной функции по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 22.10.2012 г. № 23 –спр (в редакции приказа от 03.02.2015г.) со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья: Л.Г.Туглакова