ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Гражданское дело № 3-25/15
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
4 июня 2015 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания ФИО1,
при секретаре Кучиевой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания к Северо-Осетинской региональной общественной организации «Гражданская инициатива», с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу, о ликвидации общественной организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Северо-Осетинская региональная общественная организация «Гражданская инициатива» (далее - СОРОО «Гражданская инициатива») зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия-Алания ... за основным государственным регистрационным номером ....
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением о ликвидации СОРОО «Гражданская инициатива» и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания от ...... «О проведении плановой документарной проверки Северо-Осетинской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» в период с ... по ... должна была состояться плановая документарная проверка деятельности ответчика. Между тем, истец не смог проверить деятельность указанной общественной организации, поскольку ответчик не представил необходимые документы. В ходе предпроверочных мероприятий в отношении СОРОО «Гражданская инициатива» истцом были проанализированы материалы учетного дела указанного юридического лица и установлены грубые нарушения федерального законодательства, допущенные общественной организацией. В частности, в нарушении положений Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ответчик не публикует ежегодный отчет об использовании своего имущества и не обеспечивает доступность ознакомления с данным отчетом; не информирует ежегодно орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; не представляет годовые и ежеквартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; не информирует федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; не представляет в орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, обновленные сведения о юридическом адресе СОРОО «Гражданская инициатива». В нарушении положений Устава СОРОО «Гражданская инициатива» во взаимосвязи с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О коммерческих организациях» ответчик не проводит заседания Координационного Совета. Изложенное, по мнению истца, является правовым основанием для ликвидации СОРОО «Гражданская инициатива» и исключению данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании ФИО2, представляющая интересы истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания на основании доверенности от ... № ..., поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что ответчиком СОРОО «Гражданская инициатива» были допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, являющиеся основаниями для ликвидации общественной организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель ответчика СОРОО «Гражданская инициатива», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Согласно письменному заявлению от 2 июня 2015 года, поступившему в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания, председатель СОРОО «Гражданская инициатива» ФИО3 не возражает против удовлетворения исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации возглавляемой им общественной организации.
В судебном заседании, состоявшемся 4 июня 2015 года, ФИО4, представляющий интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу на основании доверенности от ... № ..., не возражал против удовлетворения исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации СОРОО «Гражданская инициатива» и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Ранее, на основании письменного отзыва от 14 мая 2015 года № ..., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу просила отказать в удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания, поскольку ликвидация юридического лица препятствует проведению мероприятий по взысканию с ответчика задолженности в размере ... рублей.
Выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания считает исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации СОРОО «Гражданская инициатива» и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление прав на свободу собраний и объединений не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).
При этом согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
В силу требований статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СОРОО «Гражданская инициатива» зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия-Алания ... за основным государственным регистрационным номером ....
Согласно учредительным документам, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени СОРОО «Гражданская инициатива» является ее председатель - ФИО3.
Исходя из материалов дела, показаний свидетелей К.В.В., Ц.А.А., Б.Р.С., допрошенных в судебном заседании, Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания установлено, что СОРОО «Гражданская инициатива» были допущены грубые нарушения федерального законодательства и устава указанной некоммерческой организации, являющиеся основанием для ликвидации общественного объединения.
В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ и абзаца 2 пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12января1996года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчиком не публиковался в 2013 и 2014 г.г. отчет об использовании своего имущества, а также не исполнялась обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или по предоставлению средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности.
Согласно письмам от ...... и от ...... направленным в адрес СОРОО «Гражданская инициатива» за подписью начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания, ответчик уведомлялся о необходимости опубликования отчета об использовании своего имущества и информации о продолжении своей деятельности, между тем, указанную обязанность не исполнил.
В нарушение абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ СОРОО «Гражданская инициатива» не информировало в 2013 и 2014 г.г. орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Исходя из материалов дела в нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ ответчик СОРОО «Гражданская инициатива» не информировало федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2013 и 2014 годы.
В связи с непредставлением указанных отчетов СОРОО «Гражданская инициатива» была привлечена к административной ответственности по статье 19.7 КоАП Российской Федерации на основании постановления от ... и.о. мирового судьи судебного участка ... Советского судебного района г. Владикавказа, мирового судьи судебного участка ... Советского судебного района г. Владикавказа. Постановление вступило в законную силу.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12января1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В нарушении указанного положения закона и пункта 4.5. Устава СОРОО «Гражданская инициатива» в общественной организации не проводятся заседания постоянно действующего руководящего органа – Координационного Совета с периодичностью не реже одного раза в квартал.
В судебном заседании члены Координационного совета Ц.А.А., Б.Р.С., К.В.В., допрошенные в качестве свидетелей, подтвердили не проведение заседаний Координационного Совета СОРОО «Гражданская инициатива» в соответствии с пунктом 4.5. Устава общественной организации.
На основании изложенного следует, что ответчиком были допущены грубые нарушения федеральных законов, что является основанием для удовлетворения иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации СОРОО «Гражданская инициатива» и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания
решил:
Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации Северо-Осетинской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Северо-Осетинскую региональную общественную организацию «Гражданская инициатива», учетный номер ..., основной государственный регистрационный номер ..., с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Северная ФИО5 ФИО1