ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-25/2010 от 27.04.2010 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3-25/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.

при секретаре Беляковцевой И.Н.

с участием прокурора Кобзарь А.П.,

представителя Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО1 действующей на основании доверенности от 29.12.2009 № 23-01/944-п, представителя Губернатора Оренбургской области ФИО2, действующего на основании доверенности от 13.04.2010 № 01/22-159,

рассмотрев 27 апреля 2010 года заявление прокурора Оренбургской области о признании противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 4 и 5 ст. 64 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 года № 3221/738-1V-ОЗ «О бюджетном процессе в Оренбургской области»

установил:

согласно пункту 4 статьи 64 Закона Оренбургской области «О бюджетном процессе в Оренбургской области» Правительство области обязано ежемесячно направлять в Законодательное собрание области отчеты об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований по форме, утвержденной приказом министерства финансов Российской Федерации. Согласно пункту 5 этой же статьи Правительство области должно представлять Законодательному Собранию области в режиме реального времени информацию в электронном виде об исполнении областного бюджета, за исключением доступа к первичным платежным документам.

Прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 4 и 5 ст. 64 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 года № 3221/738-1V-ОЗ «О бюджетном процессе в Оренбургской области».

По мнению прокурора, оспариваемая норма закона противоречит действующему федеральному законодательству, а именно статьям 153, 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти обязаны представлять на утверждение законодательных (представительных) органов отчеты об исполнении лишь бюджета соответствующего уровня.

Также данная норма закона противоречит пункту 3 ст. 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой, а отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

Кроме того, в своем заявлении прокурор сослался на определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2009 года № 47-Г09-50, которым удовлетворено заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области и аналогичные положения ст. 28 Закона Оренбургской области от 24.12.2008 № 2730/591-1V-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» были признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор по указанным в заявлении основаниям просил заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области с заявлением прокурора не согласился. Представитель Губернатора Оренбургской области поддержал заявление прокурора, просил его удовлетворить.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебные прения, суд приходит к следующему.

Согласно ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т.д.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных полномочий постановлением от 16 ноября 2009 года № 322/738-1V-ЗО Законодательного Собрания Оренбургской области принят Закон Оренбургской области «О бюджетном процессе в Оренбургской области», опубликованный 28 ноября 2009 года в газете «Южный Урал», № 175-181. Пунктом 4 статьи 64 Закона Оренбургской области «О бюджетном процессе в Оренбургской области», установлено, что Правительство области обязано ежемесячно направлять в Законодательное собрание области отчеты об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований по форме, утвержденной приказом министерства финансов Российской Федерации. Согласно пункту 5 этой же статьи Правительство области должно представлять Законодательному Собранию области в режиме реального времени информацию в электронном виде об исполнении областного бюджета, за исключением доступа к первичным платежным документам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса, в том числе являются законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 ст. 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой, а отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

Отчет об исполнении федерального бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (пункт 2 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Анализируя вышеназванный закон, суд приходит к выводу, что федеральным законодательством предусмотрены как виды, так и периодичность представления отчетов об исполнении бюджета. Ежемесячная периодичность предоставления отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрена, а Бюджетным кодексом Российской Федерации законодательным органам субъектов Российской Федерации не предоставлено полномочий устанавливать иную, нежели установлена в Бюджетном кодексе Российской Федерации периодичность предоставления отчетов об исполнении бюджета исполнительными органами субъекта Российской Федерации.

Поскольку оспариваемые пункты статьи Закона Оренбургской области противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации, заявление прокурора Оренбургской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Оренбургский областной суд

решил:

заявление прокурора Оренбургской области удовлетворить и признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункты 4 и 5 ст. 64 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 года № 3221/738-1V-ОЗ «О бюджетном процессе в Оренбургской области».

Поручить Законодательному Собранию Оренбургской области опубликовать соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в газете «Южный Урал».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова