ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-25/2015 от 28.04.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2015г. по делу № 3-25/2015г.

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием прокурора Исмаиловой С.Г.,

при секретаре Гаджиевой Г.Д-Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующим со дня принятия пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года № 295 «Об утверждении нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан» и приложения № 1 к нему,

установил:

пунктом 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года № 295, опубликованного в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Дагестан», № 12 от 30.06.2014 года, утверждены Нормативные требования по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (приложение № 1) (далее – Нормативные требования).

Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года № 295 и утвержденного им приложения № 1 недействующими с момента принятия.

В обоснование своих требований прокурором указано, что утверждение оспариваемым в части постановлением Нормативных требований противоречит положениям части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере установления структуры органов местного самоуправления.

В письменных возражениях на заявление Правительство Республики Дагестан просило в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая доводы прокурора о несоответствии оспариваемой части постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года № 295 и приложения № 1 к нему требованиям федерального закона, необоснованными.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан Исмаилова С.Г. заявление поддержала и просила его удовлетворить по изложенному в нем основанию.

Представители Правительства Республики Дагестан по доверенностям Магомедэминов Р.Х., Караченцев С.В. и Гаджиев А.Б. в ходе судебного заседания требования заместителя прокурора Республики Дагестан не признали и просили в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления заместителя прокурора Республики Дагестан и письменных возражений на него, проверив и оценив содержание оспариваемой части нормативного правого акта, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствие с частью 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Таким образом, законом предусмотрено право высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления в тех муниципальных образованиях, в бюджетах которых в течение двух из трех последних доля дотаций превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета.

Реализуя права, предусмотренные статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительством Республики Дагестан принято постановление от 27 июня 2014 года № 295, которым, помимо оспариваемого прокурором приложения № 1, утверждена также Методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (приложение № 2) (далее - Методика расчета нормативов).

Указанные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, представляющие собой предельный объем расходов соответствующего муниципального образования в процентном отношении к общему объему расходов соответствующего местного бюджета, рассчитываются на основании Методики расчета нормативов и утверждаются постановлением Правительства Республики Дагестан.

В 2014 году данные нормативы были утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 09 июля 2014г. № 314 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) и городских (сельских) поселений Республики Дагестан на 2014 год».

При этом согласно пунктов 3 и 4 Методики расчета нормативов для расчета норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления подлежит использованию показатель Рpci (расчетные расходы на содержание органа местного самоуправления i-го муниципального образования), для расчета которого должен быть определен фонд оплаты труда (заработной платы с начислениями) расчетной численности работников аппарата управления органа местного самоуправления муниципального образования, установленный исходя из должностей и соответствующих им действующих размеров оплаты труда, определенных в соответствии с оспариваемыми прокурором Нормативными требованиями по формированию структуры аппаратов управления органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (приложение № 1).

Нормативные требования, определяя порядок формирования структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, распределяют муниципальные образования по группам в зависимости от их статуса и численности населения и устанавливают расчетную численность работников органов местного самоуправления для каждой из групп (пункты 1-4 приложения № 1).

При этом, согласно пункту 5 Нормативных требований расчетная численность работников применяется исключительно для определения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и не учитывает численность работников, содержание которых осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Республики Дагестан из республиканского бюджета Республики Дагестан в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Республики Дагестан, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации и Республики Дагестан, переданных для осуществления органам местного самоуправления муниципальных образований в установленном порядке.

Поскольку объем финансовой помощи, предоставляемой из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам рассчитывается с учетом объема расходов на содержание органов местного самоуправления исходя из Нормативных требований, подпунктом 1 пункта 6 постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 г. № 295 органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан рекомендовано привести структуры аппаратов в соответствии с оспариваемыми прокурором Нормативными требованиями.

Таким образом, утвержденные Правительством Республики Дагестан Нормативные требования (приложение № 1) носят для органов местного самоуправления не обязательный, а рекомендательный характер, и не лишают их права самостоятельно устанавливать структуру своих аппаратов и численность их работников.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором Нормативные требования имеют своей целью расчет органами государственной власти Республики Дагестан нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и не закрепляют полномочий государственных органов по определению структуры органов местного самоуправления.

Довод заявления о противоречии пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года № 295 и утвержденного им приложения № 1 положениям части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основан на неправильном толковании норм права.

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере установления структуры органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 34 указанного выше Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, под структурой органов местного самоуправления понимается перечень действующих в муниципальном образовании органов местного самоуправления и должностных лиц, полномочных на решение вопросов местного значения.

В этой связи, оспариваемые прокурором пункт 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года № 295 и утвержденные им Нормативные требования (приложение № 1) не могут быть признаны противоречащими положениям части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не устанавливают обязательный для муниципальных образований перечень органов местного самоуправления и должностных лиц, и не относят полномочия органов местного самоуправления в сфере установления структуры органов местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Дагестан о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункта 1 Постановления Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года № 295 «Об утверждении нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан» и приложения № 1 к нему, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 05 мая 2015 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов