ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 3-26 -2013г. пост. 02.08.2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.
с участием прокурора Григорьевой Н.Н.,
при секретаре Аюшеевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 06 августа 2013г.
дело по заявлению кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу №20 ФИО1 об отмене решения №<...> от 25.07.2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №20 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия
у с т а н о в и л :
11.06.2013г. опубликовано постановление Народного Хурала Республики Бурятия о назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва на 08.09.2013г.
Решением №<...> от 25.07.2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №20 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия (далее ОИК №20) ФИО2 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия от регионального отделения политической партии «Гражданская платформа».
ФИО1 является зарегистрированным кандидатом в депутаты по данному округу от БРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Обращаясь в суд с заявлением, ФИО1 просит признать незаконным и отменить указанное решение, ссылаясь на то, что ФИО2 в заявлении о выдвижении в графе «место работы, занимаемая должность» указал «общественная деятельность», не приложив какого-либо документа, ОИК выявила этот недостаток и предложила представить документы, 18.07.2013г. кандидат указал место работы «региональная общественная организация <...> и занимаемую должность «руководитель», представив соответствующий документ из налоговой инспекции, хотя представлять новые документы он имел право до 12.07.2013г., а после этой даты имел право лишь вносить уточнения в уже представленные документы.
Заявитель ФИО1 в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием его представителя по доверенности ФИО3
В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО3 (по доверенности) требования заявления поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО2 в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием его представителей по доверенности ФИО4 и ФИО5
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО4 доводы жалобы не признал, суду пояснил, что у кандидата ФИО2 отсутствует основное место работы, поэтому он должен был указать в своем заявлении род занятий, он указал свой статус неработающего кандидата как общественника, полагая, что необходимости документально подтверждать его нет, однако избирательная комиссия сочла необходимым обязать его представить уточняющие документы, справка МРИ ФНС России №9 по РБ не является новым документом, как руководитель общественной организации оплаты не получает, за 2012г. доходов не имел.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 поддержал доводы ФИО4
Председатель ОИК №20 ФИО6 также полагала заявление не подлежащим удовлетворению, суду пояснила, что регистрация кандидата ФИО2 была проведена в соответствии с Федеральным законом №67 и в установленные сроки, справка налоговой инспекции не является новым документом.
Суд, выслушав представителя заявителя, председателя окружной избирательной комиссии №20, представителей заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявление ФИО1 оставить без удовлетворения, исследовав в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. ( с изм. и доп.) №67-ФЗ (далее Федеральный закон №67) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст.75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункта 2 ст.33 в заявлении о согласии лица баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Пункт 57 ст.2 Федерального закона №67 предусматривает, что род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся ( с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, заинтересованное лицо ФИО2 в настоящее время не работает.
Поэтому указание им в заявлении рода занятий - общественная деятельность - вызвало вопрос, в связи с чем ОИК № 20 в порядке п.1.1 статьи 26 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» от 06.01.2004г. № 603-Ш ( с изм. и доп.), далее Закон Республики Бурятия №603-Ш, была вправе обязать кандидата представить уточняющие документы.
В соответствии с данной нормой права Закона Республики Бурятия № 603-Ш (аналогичной п.1.1 ст.38 Федерального закона №67) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов извещает об этом кандидата, избирательное объединение не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутым им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 22 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
МРИ ФНС России №9 по Республике Бурятия 17.07.2013г. представила кандидату ФИО2 справку о том, что в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей он числится руководителем региональной общественной организации помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации <...>.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что справка МРИ ФНС России №9 по РБ не является новым документом, а по характеру является уточняющим документом, представление которого было допустимо и после 12.07.2013г..
Исходя из этого, кандидат в депутаты ФИО2 был вправе до 21.07.2013г. вносить уточнения в ранее представленные сведения и документы.
Наличие документов, которые содержали неполные данные или не соответствовали требованиям, предъявляемым к оформлению документов, не могло являться основанием для отказа в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты, поскольку во исполнение требования избирательной комиссии им был представлен соответствующий уточняющий документ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что регистрация кандидата может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7- 9 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Такие обстоятельства при рассмотрении заявления ФИО1 судом не установлены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия ФИО1 об отмене решения №<...> от 25.07. 2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №20 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия Республики Бурятия ФИО2 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия ФИО1 об отмене решения №<...> от 25.07. 2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №20 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу №20 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения путем подачи жалобы и представления через Верховный суд Республики Бурятия.
Председательствующий: Т.А.Шагдарова