ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-26 от 23.07.2013 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-26                                                                                23 июля 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.

при секретаре судебного заседания Баёвой С.А.

с участием прокурора областной прокуратурыКоваль Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 23 июля 2013 года дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 15 июля 2013 года № … об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № …, возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты,

у с т а н о в и л :

         Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 15 июля 2013 года № … ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

         ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным данного постановления и возложении на окружную избирательную комиссию № … обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

В обоснование заявленных требований указал, что 04 и 05 июля 2013 года представил в избирательную комиссию полный пакет документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидатом и регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № …. 06 июля 2012 года председатель избирательной комиссии уведомила его о недостатках в оформлении документов, а именно: справки о принадлежащем кандидату, его супруге, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, а также справки о расходах на приобретение имущества, заполнены не отдельно на каждое лицо, подписаны не только кандидатом, но и его супругой и сыном. 08 июля 2013 года он устранил данные недостатки, представив справки отдельно на каждое лицо, о котором предоставляются сведения, и подписанные только кандидатом. Считает постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 15 июля 2013 года № … незаконным, поскольку в установленный срок документы были представлены им в избирательную комиссию. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» он воспользовался своим правом исправлять недостатки в оформлении документов.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали. Пояснили, что все необходимые для регистрации кандидата документы были представлены заявителем в избирательную комиссию 05 июля 2013 года. Впоследствии, 08 июля 2013 года ФИО1 были заменены ранее представленные и составленные не по форме справки об имуществе и расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетнего ребенка. Исправление недостатков документов не свидетельствует о не предоставлении этих документов в избирательную комиссию в установленный срок.

         Представители заинтересованного лица окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что 04 июля 2013 годаФИО1 в избирательную комиссию были представлены не все документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты. 05 июля 2013 года ФИО1 дополнительно представил справки об имуществе и о расходах, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но составленные не по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546. Указанные обстоятельства в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 названного закона явились основанием для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты. Считают данное решение законным, поскольку надлежаще оформленные справки были представлены заявителем 08 июля 2013 года, за пределами установленного законом срока.

         Заслушав пояснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Коваль Д.В., полагавшей  отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями избирательной комиссии, комиссии референдума нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 15 июля 2013 года № … ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № … в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

В силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 названного закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 утверждены формы данных документов. В частности, справки должны быть заполнены отдельно на каждое лицо, о котором предоставляются сведения, справки должны быть составлены от имени кандидата и подписаны кандидатом.

Судом установлено, что 04 июля 2013 года ФИО1 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № … по выборам депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва были представлены документы, в том числе:

справка о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ (далее – справка об имуществе);

справка о расходах кандидата по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – справка о расходах).

Указанные справки были оформлены ФИО1 не по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546, а именно, справки об имуществе и расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетнего ребенка оформлены не отдельно на каждое лицо.

05 июля 2013 года ФИО1 в избирательную комиссию дополнительно представлены справки об имуществе и о расходах отдельно на кандидата, его супругу и несовершеннолетнего ребенка. Однако, справки на супругу и несовершеннолетнего ребенка были оформлены от их имени и подписаны ими, а не лично кандидатом.

08 июля 2013 года заявитель представил в избирательную комиссию справки об имуществе и о расходах на себя, свою супругу и несовершеннолетнего ребенка в соответствии с утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 формой.

Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов установлен Законом Архангельской области от 3 июня 2003 года № 170-22-ОЗ «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» (далее – областной закон). 

Частью 5 статьи 25 областного закона предусмотрено, что выдвижение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов избирательным объединением начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается по истечении 30 дней после опубликования решения о назначении выборов.

Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва от 30 мая 2013 года № 1879 выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва назначены на 8 сентября 2013 года. Сообщение об этом опубликовано в газете «Волна» 4 июня 2013 года № 21.

Таким образом, срок подачи заявленияи документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, истекал 5 июля 2013 года.

Принимая решение об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, избирательная комиссия исходила из того, что в установленный законом срок, а именно, до 05 июля 2013 года, заявителем не были представлены справки об имуществе и о расходах по утвержденной форме.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 3.1 статьи 33 областного закона.

Поскольку предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ справки об имуществе и о расходах ФИО1, его супруги и несовершеннолетнего ребенка были представлены заявителем в избирательную комиссию 05 июля 2013 года, т.е. в установленный законом срок, однако, они были оформлены с нарушением требований закона, ФИО1 имел право заменить представленные документы после 05 июля 2013 года, но не позднее, чем за 1 день до дня заседания избирательной комиссии.

Заседание избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата ФИО1, состоялось 15 июля 2013 года, а исправленные документы были представлены заявителем в избирательную комиссию 08 июля 2013 года.

При таких обстоятельствах, у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № … по подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (по причине не предоставления необходимых для регистрации кандидатом документов в установленный законом срок).

Суд не может согласиться с доводами окружной избирательной комиссии о том, что предоставление заявителем документов, оформленных с нарушением требований закона, свидетельствует о не представлении данных документов, поскольку такой вывод основан на неправильном толковании материального закона.

Факт приема избирательной комиссией 05 июля 2013 года справок, перечисленных в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, на ФИО1, его супругу и несовершеннолетнего ребенка подтверждается письменными доказательствами (подтверждением о приеме документов) и не оспаривается заинтересованным лицом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.

Поскольку постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 15 июля 2013 года № … об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по данному избирательному округу принято избирательной комиссией с нарушением требований пункта  24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, оно подлежит отмене, с возложением на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявления ФИО1 о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 15 июля 2013 года № … об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № … удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 15 июля 2013 года № … об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

Обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № … зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в 5-дневный срок путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                Н.П.Рассошенко