ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-260/19 от 19.03.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3-260/2019

19 марта 2019 года г. Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Ханановой А.Т.,

с участием представителя административного истца Валеевой А.Р. - Багиева Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валеевой ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Валеева А.Р. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований с учетом уточненного административного искового заявления административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №..., ....

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере ... руб., кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере ... руб.

Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчетам ИП Галиханова Д.Р. №№21-18, 21/1-18 от 21 декабря 2018 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.

Установление завышенной кадастровой стоимости в отношении объекта незавершенного строительства и земельного участка нарушают права административного истца как налогоплательщика, увеличивая сумму налогов.

На основании изложенного, административный истец просит суд: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.; установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

В судебном заседании представитель административного истца Валеевой А.Р. - Багиев Р.А., действующий по доверенности от 15 декабря 2018 года, просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.

Административный истец Валеева А.Р., представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО «РАСМА» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Установлено, что административному истцу Валеевой А.Р. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №..., ...; объект незавершенного строительства с кадастровым номером №..., ..., что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 02 февраля 2018 года, 06 февраля 2018 года, 09 января 2019 года.

Результаты ГКОЗ утверждены Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №5860 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» по состоянию на 01 июня 2014 года.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 по состоянию на 01 января 2015 года.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 декабря 2018 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере ... руб.; кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере ... руб.

Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлены отчеты ИП Галиханова Д.Р. №№21-18, 21/1-18 от 21 декабря 2018 года, согласно которым: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 января 2019 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО Центр независимых экспертиз «Суд-информ».

Согласно заключению эксперта ООО Центр независимых экспертиз «Суд-информ» Ахметгареевой Н.Н. №25/02-2019кс от 21 февраля 2019 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.

Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО Центр независимых экспертиз «Суд-информ» Ахметгареевой Н.Н., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.

На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта ООО Центр независимых экспертиз «Суд-информ» Ахметгареевой Н.Н. №25/02-2019кс от 21 февраля 2019 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Валеевой ФИО9 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 27 декабря 2018 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова