ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-263/2016 от 12.09.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–253/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2016 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,

с участием представителя административного истца Якименко С.А. по доверенности Е.Е. Задорожной,

представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю Кийковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якименко ФИО8 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Якименко ФИО9 обратилась в суд с административным искомоб установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в отношении следующих объектов:

- земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:9, общей площадью 2032 кв.м., с разрешенным использованием – под торговым комплексом «Бабаевский-Ставрополь», расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, улица Объездная, 15а, в квартале 166;

- объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030306:135, общей площадью 1112,2 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Объездная, 15А;

- объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030316:96, общей площадью165 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Объездная, 15А.

В обоснование заявленных требований административный Якименко С.А. указала, что на основании Постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:12:030316:9, общей площадью 2032 кв. м, расположенный по адресу: город Ставрополь, ул. Объездная, 15 а, квартале 166, предоставленный под торговым комплексом «Бабаевский - Ставрополь», из категории земель - земли населенных пунктов, что подтверждается действующим договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27.02.2010 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Как арендатор вышеуказанного земельного участка, в силу п. 4.4.3. указанного договора аренды, Административный истец является плательщиком арендной платы в отношении данного земельного участка, при расчете которой определяющей является внесенная в государственный кадастр недвижимости его кадастровая стоимость.

По результатам государственной кадастровой оценки земель, определенной с применением методов массовой оценки без учета индивидуальных особенностей, кадастровая стоимость арендуемого земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. установлена в размере 14 497405 рублей 60 копеек.

На вышеуказанном земельном участке, по адресу Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Объездная, 15 А, расположено два объекта капитального строительства, а именно:

- Торговый комплекс, назначение: нежилое, общая площадь 1112,2 кв.м., инвентарный номер: 31217, литер: А. Этажность: 2 этажа, в том числе мансарда, подземная этажность: 1 с кадастровым или условным номером 26:12:030316:0009:31217/192:1000/А.

- Торговый комплекс, назначение: нежилое, общая площадь 165 кв.м., инвентарный номер: 31217, литер: Д. Этажность: 1, с кадастровым или условным номером 26:12:030316:0009:31217/192:1000/Д.

Объект капитального строительства - торговый комплекс, общей площадью 1112,2 кв.м. был поставлен на государственный кадастр учет 16.12.2011 года, с присвоением ему кадастрового номера 26:12:030306:135.

Объект капитального строительства - торговый комплекс, общей площадью 165 кв.м. был поставлен на государственный кадастр учет так же 16.12.2011 года, с присвоением ему кадастрового номера 26:12:030316:96.

Вышеописанные объекты капитального строительства (ОКС) принадлежат Якименко С.А. на праве собственности, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации и ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

В соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1382 «Об утверждении результатов государственной оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае.

Так, по результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 26:12:030306:135, общей площадью 1112,2 кв.м., по состоянию на 01.01.2015 г. установлена в размере 19 800165, 44 (Девятнадцать миллионов восемьсот тысяч сто шестьдесят пять) рублей 44 копейки; объекта недвижимости - с кадастровым номером 26:12:030316:96, общей площадью 165 кв.м., по состоянию на 01.01.2015 г. установлена в размере 6 540 174,01 (Шесть миллионов пятьсот сорок тысяч сто семьдесят четыре) рубля 01 копейка. Административный истец является плательщиком арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:9, при расчете которой определяющей является внесенная в государственный кадастр недвижимости его кадастровая стоимость и плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении двух объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 26:12:030306:135 и 26:12:030316:96 определением налоговой базы по налогу на имущество физических лиц которых, является кадастровая стоимость объектов налогообложения.

Административный истец полагает, что в результате государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка и кадастровая стоимость объектов капитального строительства значительно завышены, превышают размер их рыночной стоимости, в связи с чем нарушают права и интересы административного истца, как плательщика арендной платы и плательщика налога на имущество физических лиц.

С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился в <данные изъяты>».

В результате по итогам независимой оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, профессиональным оценщиком был подготовлен отчет об оценке от 29.04.2016 г., из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:9, по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 3 783 400,00 (Три миллиона семьсот восемьдесят три тысячи четыреста) рублей; рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:12:030306:135, общей площадью 1112,2 кв.м., по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 12 998 500 (Двенадцать миллионов девятьсот девяносто восемь тысяч пятьсот) рублей; рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:12:030316:96, общей площадью 165 кв.м., по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 2 231 200 (Два миллиона двести тридцать одна тысяча двести) рублей.

Экспертом <данные изъяты>» вышеуказанный отчет был проверен на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

В результате проведенной экспертизы на соответствие отчета требованиям законодательства было получено экспертное заключение от 03.06.2016 г. о соответствии данного отчета требованиям законодательства РФ.

Несоответствие определенной и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их реальной рыночной стоимости нарушают права интересы административного истца, как плательщика арендной платы и плательщика земельного налога.

В силу принципов налогового законодательства, налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Заявленные административным истцом требования имеют своим предметом уточнение сведений о земельном участке и об объектах капитального строительства, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, исходя из их реальной стоимости, в результате чего его права и законные интересы будут защищены.

Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости объектов недвижимости их реальной рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в ГКН в отношении такой стоимости.

На основании изложенного, с учетом приведенных обстоятельств и норм права, административный истец проситустановить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3783 400 рублей. Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030306:135, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 12998 500 (Четырнадцать миллионов двести тридцать восемь тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей. Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030316:96, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2231 200 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Якименко С.А. по доверенности Е.Е. Задорожная, поддержала заявленные требования, но с учетом экспертного заключения их уточнила и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 26:12:030316:9 и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 26:12:030306:135, 26:12:030316:96, в размере их рыночной стоимости установленной в экспертном заключении по состоянию на 01.01.2015 года.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по доверенности Кийкова Е.А., исковые требования не признала, однако пояснила, что никаких замечаний, претензий к достоверности судебной экспертизы у них не имеется, в связи, с чем просила вынести законное и обоснованное решение.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.

В соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года №382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").

В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года №222.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.

В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В судебном заседании установлено, что согласно договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за номером от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и Якименко С.А., последней на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:12:030316:9, общей площадью 2032 кв. м, расположенный по адресу: город Ставрополь, ул. Объездная, 15 а, квартале 166, предоставленный под торговым комплексом «Бабаевский - Ставрополь», из категории земель - земли населенных пунктов.

Расчет размера арендной платы за пользование земельным участком, в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края №122-п от 29.03.2016г., производится на основании кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Якименко С.А. на праве собственности принадлежит Торговый комплекс, назначение: нежилое, общая площадь 1112,2 кв.м., инвентарный номер: 31217, литер: А. Этажность: 2 этажа, в том числе мансарда, подземная этажность: 1, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Объездная, 15А.

Вышеуказанный объект капитального строительства - торговый комплекс, общей площадью 1112,2 кв.м. был поставлен на государственный кадастр учет ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением ему кадастрового номера 26:12:030306:135.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается право собственности Якименко С.А. на Торговый комплекс, назначение: нежилое, общая площадь 165 кв.м., инвентарный , литер: Д. Этажность: 1, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Объездная, 15А.

Объект капитального строительства - торговый комплекс, общей площадью 165 кв.м. был поставлен на государственный кадастр учет также 16.12.2011 года, с присвоением ему кадастрового номера 26:12:030316:96.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1382 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года.

По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:9 утверждена в размере 14497405 рублей 60 копеек, кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:12:030306:135, утверждена в размере 19800 165 рублей 44 копейки, а кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:12:030316:96, утверждена в размере 6 540 174 рубля 01 копейка.

19.12.2015 г. кадастровая стоимость земельного участка внесена в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой от 14.01.2016 года.

10.12.2015 года кадастровая стоимость объектов капитального строительства внесена в ГКН, что подтверждается кадастровыми справками от 14.01.2016 и 10.03.2016 года.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 29.04.2016 проведенного по заказу административного истца оценщиком <данные изъяты>», рыночная стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2015 составляет:

- земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:93783400 рублей;

- объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:12:030306:135 – 12998500 рублей;

- объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:12:030316:96 – 2231200 рублей.

03.06.2016 года в отношении отчета об оценке № 00472, Саморегулируемая организация оценщиков <данные изъяты>» была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом было дано положительное заключение .

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.

По заключению судебной экспертизы - от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом <данные изъяты>», рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:9, общей площадью 2032 кв.м., с разрешенным использованием – под торговым комплексом «Бабаевский-Ставрополь», расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, улица Объездная, 15а, в квартале 166, - 3952 300 (три миллиона девятьсот пятьдесят две тысячи триста) рублей 96 копеек.

- объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030306:135, общей площадью 1112,2 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Объездная, 15А, - 14238 675 (Четырнадцать миллионов двести тридцать восемь тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей 50 копеек.

- объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030316:96, общей площадью165 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Объездная, 15А, - 2469 148 (два миллиона четыреста шестьдесят девять тысяч сто сорок восемь) рублей 07 копеек.

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении от 17.08.2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установленной заключением эксперта от 17.08.2016 года.

При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 26:12:030316:9, 26:12:030306:135 и 26:12:030316:96, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года, поскольку указанная дата является датой определения их кадастровой стоимости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

требования Якименко ФИО10 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:030316:9, общей площадью 2032 кв.м., с разрешенным использованием – под торговым комплексом «Бабаевский-Ставрополь», расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, улица Объездная, 15а, в квартале 166, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3952 300 (три миллиона девятьсот пятьдесят две тысячи триста) рублей 96 копеек.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030306:135, общей площадью 1112,2 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Объездная, 15А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 14238 675 (Четырнадцать миллионов двести тридцать восемь тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей 50 копеек.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - Торговый комплекс, кадастровый номер 26:12:030316:96, общей площадью165 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Объездная, 15А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2469 148 (два миллиона четыреста шестьдесят девять тысяч сто сорок восемь) рублей 07 копеек.

Административный иск об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости поступил в суд 29.06.2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2016 года.

Судья: М.И. Гедыгушев