ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-26/11 от 03.11.2011 Омского областного суда (Омская область)

                                                                                                  Дело №3-26/2011 г.

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         Омский областной суд в составе

председательствующего судьи             Ершовой Л.А.,

при секретаре                                         Покричук О.Г.,

с участием прокурора                            Михайловой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 ноября 2011 г. гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4  от 27 октября 2011 г. № 5/12  «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным  заявлением  (л.д.4-8, 139-140).

В обоснование требований указал, что в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Омской области по одномандатному избирательному округу №4  представил в окружную избирательную комиссию соответствующие документы, в том числе подписные листы с 721 подписью избирателей, сброшюрованные в 1 папку.

По результатам проведенной проверки подписей избирателей окружной избирательной комиссией составлены итоговый протокол проверки подписных листов и ведомость проверки подписных листов от 24 октября 2011 г.   При проверке подписных листов окружной избирательной комиссией установлено, что 122 подписи избирателей из числа проверенных являются недействительными, что составляет 16,9% от 721 подписи избирателей, подвергнутых проверке.

На основании итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки подписных листов окружной избирательной комиссией принято решение  «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва» по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «д» пункта 15 статьи 29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области».

По мнению заявителя,окружной избирательной комиссией сделан неверный вывод о том, что 66 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, являются недействительными по основанию, указанному в подпункте «е» пункта 5 статьи 29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области», поскольку указанные подписи не содержат в себе исправления, а в подписные листы с соответствующими подписями не внесены новые сведения об избирателях взамен ранее существующих.

Одновременно ошибочны выводы окружной избирательной комиссии о том, что 54 подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, являются недействительными, поскольку в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей избирателей, указан адрес места жительства, не соответствующий действительности.  Данное основание для признания подписей недействительными действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Кроме того, окружная избирательная комиссия в этом случае незаконно и необоснованно применила положения подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При проверке подписей избирателей и признании их недействительными следовало исходить только из того исчерпывающего перечня оснований, который изложен в Законе Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области», поскольку именно этот закон регулирует порядок проведения выборов депутатов законодательного органа государственной власти в Омской области.  Между тем, подпункт «ж» пункта 5 статьи 29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» по содержанию не совпадает с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в частности, в нем  отсутствует такое основание для признания подписи недействительной,  как указание в подписном листе сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не в полном объеме или несоответствие этих сведений действительности.

Ссылаясь на приведенные доводы и нарушение оспариваемым решением конституционного права быть избранным в органы государственной власти, заявитель просил признать оспариваемое решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 г. Омска незаконным, обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать заявителя, обратив решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании ФИО1 не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассматривать спор в его отсутствие (л.д.31).

Представитель заявителя ФИО2 заявленные требования поддержал.

Представитель заявителя ФИО3 в судебном заседании не участвовал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4  ФИО4 против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на  соответствие принятого решения положениям Федерального закона от 12 июня 2002 г.  № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2011 г.) и Закона Омской области от 07 июля 2003 г. № 455-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» (в редакции от 12 сентября 2011 г.) (письменный отзыв –л.д. 141-142).

Представитель Избирательной комиссии Омской области ФИО5 против удовлетворения заявленных требований возражал по аналогичным основаниям (письменный отзыв – л.д. 143-145).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Михайловой Д.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2  ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г.  № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2011 г.) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Депутатом Законодательного Собрания Омской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, достигший на день голосования 21 года (п. 2 ст.3 Закона Омской области от 07 июля 2003 г. № 455-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» (в редакции от 12 сентября 2011 г.).

Согласно ст.ст.33, 34 указанного выше Федерального закона о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.  Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 ст.25 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области».

Из материалов дела следует, что 06 октября 2011 г. ФИО1, … года рождения  обратился в избирательную комиссию Советского одномандатного округа №4 с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу №4 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представив необходимые документы (л.д. 36-49). 

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Омской области от 15 сентября 2011 г. №5-48 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Омской области 4 декабря 2011 года на постоянно действующие территориальные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4  возложены на Советскую территориальную избирательную комиссию (л.д.33-35).

Пунктом 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно пункту 1 ст.28 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, должно составлять 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Пунктом 2 ст.29 указанного Закона Омской области предусмотрено, что количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 14 июля 2011 г. №221  «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Омской области 4 декабря 2011 года» утверждена схема Советского избирательного округа №4,  имеющего число избирателей  65 632 человека.

 Таким образом, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №4, составляет  656  подписей.

С учетом положений пункта 2 ст.29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области»  заявителем представлены для регистрации 721 подпись избирателей на 177 листах (итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва (л.д.12-15)).

Согласно пункту 3 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Аналогичное правило содержит пункт 3 ст.29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области».

Установлено, что представленные заявителем подписи были подвергнуты проверке в полном объеме, т.е. проверялась 721 подпись.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является  недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в подпункте «д» пункта 15 ст.29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области».

Как следует из итогового протокола по результатам проверки подписей, недействительными признаны 122 подписи, что составляет 16,9 % от 721 подписи избирателей, подвергнутых проверке. Из них 1 подпись признана недействительной в соответствии с подпунктом «б» пункта 6.4  ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 1 подпись – в соответствии с подпунктом «г»  пункта 6.4  ст.38 указанного Федерального закона, 66 подписей - в соответствии с подпунктом «ж»  пункта 6.4  ст.38 указанного Федерального закона, 54 подписи - в соответствии с подпунктом «з»  пункта 6.4  ст.38 указанного Федерального закона.

По результатам проверки подписей избирателей окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №4  принято решение от 27 октября 2011 г. № 5/12  «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва» на основании подпункта «д» пункта 15 ст.29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» (л.д.16-17).

Оспаривая данное решение, заявитель полагает необоснованным и незаконным отнесение к недействительным подавляющего большинства подписей избирателей.

Основания для признания недействительными подписей избирателей предусмотрены в пункте 6.4 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Недействительными, в частности,  признаются:

-подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»);

-подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»).

Пунктом 11 ст.37 указанного Федерального закона установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящим в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «и», «м» и «о» настоящей статьи (пункт 6.6 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При рассмотрении спора проверены доводы заявителя относительно наличия исправлений в 66 подписях избирателей и соответствующих им сведениях, а также отсутствия даты внесения подписи в отношении одной подписи избирателя.

Установлено, что избирательная комиссия необоснованно отнесла несколько подписей к числу недействительных, а именно:

1) в подписном листе 1 в строке 1 имеются исправления в указании числа рождения избирателя, однако, учитывая, что указанный избиратель старше 18 лет, указание дня и месяца рождения не являлось обязательным, в связи с чем имеющееся исправление не влечет отнесение подписи избирателя к недействительным (л.д.57);

2) в подписном листе 18 в строке 3 имеют место не исправления, а двойное обведение фамилии, имени, отчества избирателя, что не препятствует прочтению соответствующих сведений (л.д.64);

3) в подписном листе 21 в строке 4 имеются исправления в указании числа и месяца рождения избирателя, однако, учитывая, что указанный избиратель старше 18 лет, указание дня и месяца рождения не являлось обязательным, в связи с чем имеющееся исправление не влечет отнесение подписи избирателя к недействительным; наличие исправления в почтовом индексе также не влечет недействительности подписи, учитывая, что почтовый индекс не входит в содержания понятия «адрес места жительства» (л.д.67);

4) в подписном листе 42 в строке 3 неправильно указана дата внесения подписи (год), при этом очевидно, что годом внесения подписи является текущий 2011 г. (л.д.76);

5) в подписном листе 51 в строке 3 исправления отсутствуют, все сведения являются читаемыми (л.д.77);

6) в подписном листе 63 в строке 2 имеются исправления в указании года рождения (1887 -1987), однако с очевидностью следует, что годом рождения избирателя является 1987 г. (л.д. 82);

7)в подписном листе 65 в строке 3 отсутствуют исправления, дважды обведены фамилия, отчество и год рождения (л.д.84);

8) в подписном листе 86 в строке 4 дважды обведены сведения в адресе, исправлений не имеется (л.д.89);

9) в подписном листе 88 в строке 2 дата внесения подписи содержит не исправление, а незначительную помарку, является читаемой (л.д.90);

10) в подписном листе 103 в строке 5 в имени и отчестве имеются незначительные подчистки, не изменяющие содержание соответствующих сведений (л.д.96);

11) в подписном листе 113 в строке 3 год рождения (1939) понятен, очевидно, что изначально избиратель был намерен указать год в сокращенном варианте (39) (л.д.100);

12)  в подписном листе 153 в строке 3 исправлений не имеется (л.д.114);

13) в подписном листе 155 в строке 3 имеются исправления в указании почтового индекса, что не влечет отнесения подписи к недействительным (л.д.116).

Перечисленные выше факты признаются и не оспариваются представителем окружной избирательной комиссии, что нашло отражение в протоколе судебного заседания.

Кроме того, по мнению суда,  не имелось оснований для отнесения к недействительным подписей избирателей в подписном листе 114 в строке 2, т.к. имя «Галина» не подвергалось исправлению, в подписном листе 118 в строке 3, так как год внесения подписи избирателя (2011) очевиден и не может быть иным, в этом же подписном листе в строке 4, так как день внесения подписи не был исправлен (л.д.101, 102).

Таким образом, количество недействительных подписей по основаниям, предусмотренным подпунктами «г», «ж» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подлежит уменьшению на 16 подписей.

Во всех остальных случаях исправления имели место в указании юридически значимых сведений, подлежащих внесению избирателями, и такие исправления не были оговорены ни избирателями, ни лицами, осуществляющими сбор подписей.

Довод представителя заявителя о том, что, проставляя подпись в последней графе, избиратель заверял соответствующие исправления, суд находит несостоятельными, поскольку указанная подпись свидетельствует лишь о том, что избиратель поддерживает самовыдвижение кандидата ФИО1 в депутаты по Советскому одномандатному округу №4.

В соответствии с пунктом 12 ст. 37 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если, в частности:

- в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума,

-либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

В ходе проверки обоснованности признания недействительными подписей избирателей в соответствии с подпунктом «з»  пункта 6.4 ст.38 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в ряде случаев сведения о лице, осуществившем сбор подписей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Так, сборщик подписей … в трех подписных листах (23, 146, 165) не указал дату своего рождения и указал адрес места жительства, не совпадающий  со сведениями, указанными в «Списке лиц, осуществляющих сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №4 ФИО1» (л.д.68, 112, 119).

Иной адрес указан также сборщиком подписей … в подписных листах 58, 77, 82, 133, 147, 154 (л.д.79, 86, 88, 110, 113, 115).

Сборщиком подписей … в подписном листе 64 адрес указан не в полном объеме (отсутствуют сведения о номере дома) (л.д.83). Сборщик подписей … в подписных листах 108, 176 не указал адрес места жительства (л.д.99, 123), сборщик подписей … в подписном листе 120 не указал дату рождения (л.д.103).

Все подписи в перечисленных выше подписных листах окружная избирательная комиссия обоснованно признала недействительными.

По мнению представителя заявителя, «Список лиц, осуществляющих сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №4 ФИО1» (л.д.51-54), подписанный заявителем и переданный в окружную избирательную комиссию, не является первичным документом по отношению к подписным листам, в связи с чем выводы окружной избирательной комиссии о несоответствии действительности адреса места жительства  сборщика подписи, указанного в подписном листе, являются необоснованными.

Данное суждение суд находит ошибочным.

В соответствии с пунктом 4 ст.28 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей по форме, установленной Избирательной комиссией Омской области.

Пункт 8.16 «Порядка выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области пятого созыва 4 декабря 2011 года», утв. постановлением Избирательной комиссии Омской области от  18 августа 2011 г. № 3-30, предусматривает, что кандидат, избирательное объединение составляют список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, (по формам, установленным Избирательной комиссией Омской области в приложениях №№ 20 и 21 к настоящему Порядку) для представления в соответствующую избирательную комиссию.

Представление указанного списка является обязательным для решения вопроса о регистрации  кандидата (пункт 1 ст.29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области»). Соответственно, на кандидате лежит обязанность собрать,  проверить представляемые им сведения  о сборщиках подписей, представив в окружную избирательную комиссию достоверные сведения, в том числе об адресе места жительства указанных лиц. 

В свою очередь, окружная избирательная комиссия, проверяя полноту и достоверность сведений, указанных сборщиками подписей в подписных листах, исходит из соответствия действительности тех сведений, что указаны в  списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленном кандидатом.     

Приводимый заявителем довод о том, что окружная избирательная комиссия незаконно и необоснованно применила положения подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку соответствующие положения в Законе Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» не предусмотрены, суд находит несостоятельным.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2, 3, 6  ст.1  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным  законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.  Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Глава V указанного Федерального закона « Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума» включает в себя статью 38, регламентирующую порядок регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума, в том числе основания для признания подписей избирателей недействительными.

Пункт 5 ст.29 Закона Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области», содержащий основания для признания подписей избирателей недействительными,  воспроизводит не все положения, предусмотренные в пункте 6.4 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем окружная избирательная комиссия правомерно применила положения подпункта «з» пункта 6.4 ст.38 указанного Федерального закона в тех случаях, когда сборщиком подписей в подписном листе указаны сведения не в полном объеме либо указанные сведения не соответствуют действительности.

Вместе с тем, не имелось оснований для отнесения к недействительным подписей в подписном листе 102, поскольку сборщиком подписей … указаны все необходимые сведения, соответственно имеющиеся на указанном листе 4 подписи избирателей подлежат включению в число действительных (л.д. 95).

Из пояснений представителя окружной избирательной комиссии ФИО4  следует, что в 167 листе сборщик подписей … указала все сведения, допущено исправление в дате выдачи паспорта, однако имеющиеся исправления соответствуют сведениям, содержащимся в  «Списке лиц, осуществляющих сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №4 ФИО1», в связи с чем 2 подписи избирателей на указанном листе следует включить в число действительных (л.д.120).

 Также следует отнести к действительным 1 подпись в подписном листе 171, так как сборщик подписей … указав все собственные сведения, допустила исправление в дате рождения, исправление проверяется путем сопоставления со списком  лиц, осуществляющих сбор подписей (л.д.122).

Таким образом, общее число недействительных подписей по основанию, предусмотренному подпунктом «з» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подлежит уменьшению на  7 подписей, с чем выразил согласие представитель окружной избирательной комиссии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что общее число недействительных подписей составляет не 122 подписи, как это указано в итоговом протоколе проверки подписных листов (л.д.12-15), а 99 подписей (122 – 16 – 7=99) или 13,73% от общего количества подписей, подвергнутых проверке.

Однако изменение указанного показателя не влияет на законность оспариваемого решения, так как количество выявленных недействительных подписей превышает 10%  от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Согласно ч.2 ст.261 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.

Поскольку в ходе рассмотрения спора правовых оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4  от 27 октября 2011 г. № 5/12  «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва» не установлено, суд в удовлетворении требований заявителя отказывает.

Руководствуясь  ст.ст. 194-199, 261  Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4  от 27 октября 2011 г. № 5/12  «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату в депутаты Законодательного Собрания Омской области пятого созыва» отказать.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, кассационное представление  в Верховный Суд Российской Федерации  в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.

Судья Омского областного суда                                        Л.А. Ершова