ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а-17/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 16 августа 2017 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1
при секретаре Пинясовой К.Ю.,
с участием:
административного истца – публичного акционерного общества «Электровыпрямитель» (далее – ПАО «Электровыпрямитель»), его представителей ФИО2 и ФИО3;
административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия), его представителя ФИО4,
начальника отдела прокуратуры Республики Мордовия ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «Электровыпрямитель» о признании недействующими пунктов 66 и 87 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91,
установил:
приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 на 2017 г. определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов).
Полный текст настоящего приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 30 ноября 2016 г. № 134-60.
ПАО «Электровыпрямитель» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пунктах 66 и 87 Перечня объектов указаны принадлежащие обществу следующие объекты соответственно: здание столовой с пристройкой, общей площадью 2214,3 кв.м, адрес: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Васенко, 30, кадастровый номер 13:23:1004133:63 (далее – здание столовой); здание бытовых помещений, общей площадью 2601,8 кв.м, адрес: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, Александровское шоссе, 20, кадастровый номер 13:23:1009041:169 (далее – здание бытовых помещений).
Данные здания были включены в Перечень объектов в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и помещений в них, а также в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, объектов общественного питания либо которые фактически используются для размещения офисов, объектов общественного питания.
Включение данных зданий в Перечень объектов привело к тому, что налоговая база налога на имущества за эти здания стала определяться исходя из кадастровой стоимости зданий, и соответственно размер налога на имущества значительно увеличился.
Вместе с тем вышеуказанные здания не отвечают требованиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Здание столовой используется по своему назначению для удовлетворения потребностей работников завода в приёме пищи, для улучшения условий их труда, то есть используется в производственной деятельности предприятия, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, поэтому не относится к объектам общественного питания.
Здание столовой связано со зданием производственно-лабораторного корпуса, через который осуществляется доступ в столовую работникам завода через пропускной пункт по пропускам. Отдельный вход в столовую используется в исключительных случаях.
В указанном здании находятся помещения для изготовления пищи, хранения продуктов, подсобные помещения для инвентаря столовой, раздевалки, санитарные узлы, залы обслуживания рабочих завода, кондитерский цех, буфет, прачечная, гараж, а также следующие кабинеты: повара-кондитера, экономистов столовой, экспедитора столовой, заведующего филиалов столовой, транспортировщиков, заведующего складом, продавцов буфета, мойщиков посуды, кондитера, заведующего производством, повара, машинистов по стирке и ремонту спецодежды рабочих завода.
Трудовую деятельность в здании столовой осуществляют тридцать пять работников ПАО «Электровыпрямитель», в том числе: тридцать три работника, состоящих в штате комбината питания, и два работника, состоящих в штате социально-хозяйственного отдела. Комбинат питания и социально-хозяйственный отдел являются структурными подразделениями ПАО «Электровыпрямитель», не являются самостоятельными юридическими лицами и не имеют собственных расчётных счетов. Данные подразделения занимают 100 процентов площади здания столовой. Свободных помещений, которые бы сдавались в аренду, не имеется.
Здание бытовых помещений находится в непосредственной близости к зданию производственного корпуса цеха производства преобразователей и составляет единый комплекс инфраструктуры промышленного объекта, в котором находится производство преобразовательной техники. Вход в здание возможен только через пункт охраны завода посредством предъявления пропуска.
В соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 и для соблюдения норм охраны труда работников промышленных производств предполагается наличие душевых, санузлов, раздевалок и иных подобных помещений. В самом производственном корпусе отсутствуют площади для администрации цеха и объектов санитарной гигиены и обслуживания. Поэтому они вынесены в отдельное здание – здание бытовых помещений, функция которого связана с непосредственным обслуживанием производства.
В поэтажном плане здания помещения определены как кабинеты и не указано конкретно для какой службы предназначены и, поэтому, на основе экспликации можно ошибочно их отнести к офисам. Само по себе название «кабинет» не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации. Фактически в кабинетах расположены рабочие места работников администрации цеха производства преобразователей, помещения вспомогательного назначения для нужд цеха. Так как ПАО «Электровыпрямитель» является производственным предприятием, то все объекты недвижимости задействованы в процессе производства готовой продукции.
В указанном здании находятся следующие кабинеты: заведующий медпункта, процедурная медпункта, контролёры цеха, инструктор отдела режима, охраны и противопожарной безопасности цеха, плотник цеха, столовая цеха, старший повар столовой цеха, повара столовой цеха, энергетик цеха, старший мастер цеха, электромонтёр цеха, начальник участка, диспетчера цеха, механик цеха, начальник производства преобразователей, секретарь производства преобразователей, начальник БЭНТ производства преобразователей, экономистов-нормировщиков производства преобразователей, технологов производства преобразователей, начальник БТК производства преобразователей, мастер производства преобразователей, начальник участка производства преобразователей, заместители начальника участка производства преобразователей.
Трудовую деятельность в здании бытовых помещений осуществляют двести шесть работников ПАО «Электровыпрямитель», в том числе сто восемьдесят три работника, состоящих в штате цеха производства преобразователей, пять работников, состоящих в штате БТК, пять работников, состоящих в штате столовой цеха, тринадцать работников, состоящих в штате отдела режима, охраны и промышленной безопасности. Указанные службы являются структурными подразделениями общества.
Согласно договору аренды нежилых помещений от 01 ноября 2016 г. № 6/8-337 ПАО «Электровыпрямитель» сдаёт в аренду помещения площадью 163,4 кв.м. Арендатором является ООО «Электровыпрямитель-СПК», учреждённое ПАО «Электровыпрямитель» совместно с другим юридическим лицом. Арендатор использует помещения под рабочие кабинеты руководства. Доля помещений, сданных в аренду, составляет 6,3 процента, что не может служить основанием для включения в Перечень объектов.
24 апреля 2017 г. ПАО «Электровыпрямитель» обратился к Госкомимуществу Республики Мордовия с заявлением о повторном обследовании названных зданий и исключения их из Перечня объектов.
Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 30 мая 2017 г. № 24 в исключении зданий из Перечня объектов было отказано.
В связи с этим административный истец считает, что оспариваемые пункты 66 и 87 Перечня объектов противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.
Полагает, что оспариваемыми пунктами нарушаются права административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущества в повышенном размере.
Административный истец просил признать пункты 66 и 87 Перечня объектов не действующими полностью со дня их принятия.
Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подало возражения на административный иск, в которых просило вынести решение на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 и ФИО3 административный иск поддержали по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административное исковое заявление.
В судебном заседании начальник отдела прокуратуры Республики Мордовия ФИО5 дала заключение, в котором полагала, что оспариваемые пункты не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежат признанию недействующими со дня их принятия.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.
Согласно статье 72 (пункт «и» части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Налоговый кодекс Российской Федерации, а также приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 4.1 и 9 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утверждённом постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7, комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Председатель комитета издает приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 сентября 2015 г. № 520 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 и 10 указанного Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, приказом руководителя Комитета создается Комиссия для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, не согласных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость.
Установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем проведения их обследования. При обследовании проводится выезд членов Комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения объектов недвижимого имущества.
В ходе обследования (по согласованию с собственником объекта недвижимого имущества) осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.
По результатам обследования Комиссия в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
На основании актов обследования в случае установления Комиссией фактического использования объекта недвижимости для целей, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций осуществляет подготовку приказа об определении Перечня объектов.
Здания столовой и бытовых помещений были обследованы членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, по результатам чего были составлены акты.
Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 29 ноября 2016 г.
С учётом вышеизложенного следует, что настоящий приказ принят Госкомимуществом Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена, нарушения процедуры принятия настоящего приказа не установлены, данный приказ опубликован в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда»; «Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия».
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Следовательно, ПАО «Электровыпрямитель» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении него.
Предметом судебного контроля являются оспариваемые пункты 66 и 87 Перечня объектов, в которые, по мнению административного истца, незаконно включены принадлежащие ему объекты.
В пунктах 66 и 87 Перечня объектов указаны здания столовой и бытовых помещений соответственно.
Как следует из Устава ПАО «Электровыпрямитель» с изменениями от 04 мая 2017 г., ПАО «Электровыпрямитель» ранее именовался ОАО «Электровыпрямитель».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 июля 2017 г. основной вид деятельности ПАО «Электровыпрямитель» – производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, кроме ремонта. Дополнительным видом деятельности является, в частности, деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 29 декабря и от 30 декабря 2009 г подтверждается, что здания бытовых помещений и столовой принадлежат на праве собственности ОАО «Электровыпрямитель» на основании плана приватизации от 28 сентября 1992 г., записи о регистрации сделаны 29 декабря 2009 г. и 30 декабря 2009 г. соответственно.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 25 ноября 2016 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, здание столовой, общей площадью 2214,3 кв.м, по фактическому использованию является объектом общественного питания.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 28 апреля 2017 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, здание столовой, общей площадью 2214,3 кв.м, полностью используется для размещения столовой (обеденный зал, кухня, вспомогательные помещения).
Вместе с тем выводы об отнесении задания столовой к объектам общественного питания не соответствуют фактическому его назначению и использованию.
Здание столовой расположено на земельном участке, категория земель которого – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для эксплуатации производственных зданий и сооружений, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 21 июня 2011 г. № 1300/201/11-39906.
Как видно из технического паспорта здания столовой с пристройкой от 11 декабря 2009 г., данное здание используется по указанному назначению и примыкает к производственно-лабораторному корпусу. Здание имеет внешний и внутренний входы. Два обеденных зала и раздаточная расположены на втором этаже. Раздаточная связана с лестничной клеткой внутреннего входа.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме ОАО «Электровыпрямтель», утверждённой генеральным директором 21 мая 2012 г., пропуск на предприятие рабочих и служащих осуществляется по выданным пропуска (доступ-картам) установленного образца. Допуск в цеха, отделы, производства, управления, общественные организации предприятия, командировочных лиц и других посетителей производится по разовым пропускам, выдаваемым бюро пропусков.
Из копии журнала посещений ОАО посторонними лицами видно, что в период с 10 мая по 08 августа 2017 г. имели место единичные посещения посторонних лиц.
Согласно пункту 1.2 Положения о комбинате питания, утверждённого генеральным директором 22 января 2016 г., комбинат питания предоставляет услуги горячего питания работникам ОАО.
Из меню на 19 июля 2017 г. и калькуляционной карточки комбината питания ПАО «Электровыпрятимтель» по меню на 19 июля 2017 г. следует, что цены блюд определялись с учётом прямых и косвенных затрат, а также НДС. Прибыль при этом не учитывалась.
Согласно положениям пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 16 Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036, исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» под общественным питанием (индустрией питания) понимается самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Пунктом 5.1 СНИП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания» установлено, что бытовые здания предприятий предназначены для размещения в них помещений социального обслуживания работающих: санитарно-бытовых, здравоохранения, общественного питания, торговли, службы быта, культуры.
Допускается предусматривать не учтённые настоящими нормами помещения или объекты социального назначения в соответствии с утверждёнными планами социально-экономического развития предприятия или квотой рабочих мест для инвалидов.
При таких обстоятельствах следует, что здание столовой не относится к объектам общественного питания, используемым для целей, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно используется для оказания услуг только работникам ПАО «Электровыпрямитель», поэтому обеспечивает производственную деятельность общества.
Акты обследования от 25 ноября 2016 г. и от 28 апреля 2017 г. сами по себе никоим образом не свидетельствуют об использовании здания столовой в качестве объекта общественного питания.
В связи с этим пункт 66 Перечня объектов не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 24 ноября 2016 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, здание бытовых помещений, общей площадью 2601,8 кв.м, фактически используется как административно-бытовое.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 28 апреля 2017 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, расположенные в здании бытовых помещений, общей площадью 2601,8 кв.м:
на первом этаже помещения 32, 43-51, общей площадью 113,6 кв.м, сдаются в аренду под офисы;
на втором этаже помещение столовой (обеденный зал, кухня, вспомогательные помещения, общей площадью 353,8 кв.м, используется как столовая;
на третьем этаже помещения 1-8, 10, 11, 16-26, общей площадью 407,6 кв.м, являются кабинетами (офисными помещениями).
Вместе с тем выводы об отнесении задания бытовых помещений к административно-деловым центрам и объектам общественного питания не соответствуют фактическому его назначению и использованию.
Здание бытовых помещений расположено на земельном участке, категория земель которого – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для эксплуатации производственных зданий и сооружений, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19 марта 2010 г. № 1300/201/10-25366.
Как видно из технического паспорта здания бытовых помещений от 30 ноября 2009 г., данное здание используется по указанному назначению. Здание имеет цокольный и три надземных этажа, в которых расположены столовая, раздевалки, душевые, санузлы, кабинеты, подсобные, складские и иные вспомогательные помещения.
Вид помещений и их использование для оказания услуг и размещения работников предприятия подтверждается Перечнем помещений и их фактическим назначением здания бытовых помещений цеха производства преобразователей (3а площадка), утвержденного заместителем генерального директора по производству ПАО «Электровыпрямитель» 01 июня 2017 г.
Согласно договору аренды нежилых помещений от 01 ноября 2016 г. № 6/8-337, заключенному между ПАО «Электровыпрямитель» и ООО «Электровыпрямитель-СПК», последний арендует помещения в здании бытовых помещений. Общая площадь арендуемых помещений составляет 163,4 кв.м, из них помещения, общей площадью 28,2 кв.м, имеют производственное назначение, помещения, общей площадью 135,2 кв.м, имеют офисное назначение.
Таким образом, общая площадь арендуемых помещений, используемых под офисы, составляет 5,2 процента от общей площади здания бытовых помещений (135,2 кв.м : 2601,8 кв.м x 100%).
Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
При таких обстоятельствах следует, что указанные в документах кадастрового и технического учёта наименования здания и помещений в нём, вид разрешённого использования земельного участка, наличие пропускного режима, фактическое использование здания и помещений в нём, свидетельствует, что здание бытовых помещений не может быть отнесено к административно-деловым центрам, поскольку используется для оказания социальных услуг и размещения работников ПАО «Электровыпрямитель», поэтому обеспечивает производственную деятельность общества. По этим же причинам помещения в этом здании не могут быть отнесены к офисам и объектам общественного питания.
Арендуемые помещения в этом здании, которые являются офисами, то есть имеют самостоятельное офисное назначение, составляют 5,2 процента от общей площади здания.
В связи с этим здание бытовых помещений не относится к административно-деловым центрам, а помещения в нём – к офисам и объектам общественного питания, используемым для целей, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Акты обследования от 24 ноября 2016 г. и от 28 апреля 2017 г. сами по себе никоим образом не свидетельствуют об использовании здания бытовых помещений в качестве административно-делового центра или в качестве объекта общественного питания.
В связи с этим пункт 87 Перечня объектов не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, пункты 66 и 87 Перечня объектов подлежат признанию недействующими со дня их принятия, поскольку, таким образом, обеспечивается восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объёме.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск публичного акционерного общества «Электровыпрямитель» удовлетворить полностью.
Признать пункты 66 и 87 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, недействующими со дня их принятия.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1
Мотивированное решение суда составлено 21 августа 2017 г.