РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего Кислиденко Е.А.
при секретаре – Некрасовой И.В.
с участием представителя заявителя - ФИО12 В.
заинтересованных лиц - ФИО1, ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Иркутской области о признании неправомочным состава депутатов Думы <данные изъяты> муниципального образования второго созыва,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с заявлением о признании неправомочным состава депутатов Думы <данные изъяты> муниципального образования второго созыва, указав, что в соответствии с частью 4 статьи 32 Устава <данные изъяты> муниципального образования, заседание Думы муниципального образования правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы поселения. Дума <данные изъяты> муниципального образования была сформирована на муниципальных выборах "Дата обезличена" в составе <данные изъяты> депутатов. В результате отставки по собственному желанию в "Дата обезличена" и "Дата обезличена" г.г. решениями Думы были прекращены полномочия семи депутатов - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 В настоящее время в составе Думы <данные изъяты> муниципального образования осталось три депутата: ФИО1, ФИО2, ФИО11 Таким образом, Дума <данные изъяты> муниципального образования второго созыва осталась в составе трех депутатов из десяти и не может осуществлять свою деятельность, что нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан <данные изъяты> муниципального образования на местное самоуправление через представительные органы. Поскольку деятельность Думы <данные изъяты> муниципального образования невозможна, прокурор Иркутской области просит признать неправомочным состав Думы <данные изъяты> муниципального образования второго созыва.
В судебном заседании представитель прокурора Иркутской области по доверенности ФИО12 доводы заявления поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Заинтересованное лицо - председатель Думы <данные изъяты> муниципального образования ФИО1 возражал против удовлетворения заявления прокурора Иркутской области.
Заинтересованное лицо - депутат ФИО2 не возражал против удовлетворения заявления прокурора.
Заинтересованные лица ФИО11, ФИО10, ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО7, ФИО5 будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В личных заявлениях, адресованных ими в суд, просили дело рассмотреть в их отсутствие и указывали, что не возражают против заявленных требований прокурора. Суд в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие ФИО11, ФИО10, ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО7, ФИО5
Заинтересованное лицо ФИО4, будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Заявлений об уважительных причинах неявки, а также о рассмотрении дела в его отсутствие им не представлено. На основании части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Глава <данные изъяты> муниципального образования ФИО13, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания через своего представителя по доверенности, в суд не явился. В своем заявлении, представленном в суд, не возражал против удовлетворения заявления прокурора. Суд в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие ФИО13
Представитель главы <данные изъяты> муниципального образования по доверенности ФИО3 не возражала против удовлетворения заявления прокурора.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора области по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Пунктом 2 части 10 статьи 40 вышеуказанного Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
В силу части 1 статьи 29 устава <данные изъяты> муниципального образования Дума поселения состоит из <данные изъяты> депутатов.
В соответствии со статьей 32 устава заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы поселения.
Пунктом 2 части 2 статьи 37 устава <данные изъяты> муниципального образования установлены основания прекращения полномочий депутатов Думы, в том числе полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях отставки по собственному желанию.
Согласно части 3 статьи 37 устава досрочное прекращение полномочий депутата наступает со дня принятия Думой поселения соответствующего решения либо со дня вступления в силу соответствующего судебного акта либо со дня вступления в силу закона о досрочном прекращении полномочий Думы Поселения.
Судом установлено, что по результатам выборов 2 декабря 2007 года депутатов Думы муниципальных образований второго созыва на территории муниципального района муниципального образования <данные изъяты> в Думу <данные изъяты> муниципального образования избрано 10 человек, а именно ФИО9 ФИО4, ФИО1, ФИО11, ФИО7, ФИО5, ФИО2, ФИО10, ФИО8, ФИО6 (л.д. .......).
Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования № от "Дата обезличена" досрочно прекращены полномочия депутата ФИО4 (л.д. .......). "Дата обезличена" Решением Думы № досрочно прекращены полномочия депутата ФИО5 (л.д. .......). Решением Думы от "Дата обезличена" за № принята отставка ФИО6 и досрочно прекращены его полномочия в качестве депутата (л.д. .......). "Дата обезличена" решениями Думы № досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО7 (л.д. .......).
Обстоятельства досрочного прекращения полномочий депутатов Думы <данные изъяты> муниципального образования второго созыва в связи с отставкой по собственному желанию объективно подтверждаются копиями письменных заявлений депутатов, а также протоколами заседаний Думы (л.д. .......).
В результате сложения полномочий семи депутатами в составе Думы <данные изъяты> муниципального образования второго созыва осталось три депутата, что составляет менее двух третей от установленной Уставом <данные изъяты> муниципального образования численности депутатов. Такой состав депутатов является неправомочным, поскольку Дума не может осуществлять свою деятельность при наличии в депутатском корпусе менее двух третей от установленной численности депутатов.
Таким образом, исследовав все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания неправомочным состава депутатов Думы <данные изъяты> муниципального образования второго созыва.
Судом не могут быть приняты во внимание возражения главы Думы ФИО1 относительно заявления прокурора Иркутской области, поскольку они необоснованны. Кроме того, ФИО1 в судебном заседании не были оспорены те обстоятельства, что в настоящее время в составе Думы осталось три депутата, и в таком составе они не могут реализовывать полномочия, возложенные на них Уставом <данные изъяты> муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» суд вправе принять решение о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Иркутской области удовлетворить.
Признать неправомочным состав депутатов Думы <данные изъяты> муниципального образования второго созыва.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Кислиденко