ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-26/2014 от 15.08.2014 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3-26/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 15 августа 2014 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи областного суда Федотовой Л.Б.,

при секретаре Туремуратовой Ж. О.,

с участием прокурора Стиплина И.В., заявителя ФИО1,

представителя Избирательной комиссии Оренбургской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 14 августа 2014 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене постановления Избирательной комиссии Оренбургской области об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Оренбургской области,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного выше постановления Избирательной комиссии Оренбургской области (далее по тексту – избирательная комиссия), ссылаясь на то, что решение об отказе в регистрации его кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области принято избирательной комиссией с нарушением требований закона. Указывает, что решением партии ОРО «РПР – Парнас» он был выдвинут кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области. 04 августа 2014 года в Избирательную комиссию Оренбургской области в поддержку выдвижения кандидатом на должность Губернатора области ФИО1 представлено 132 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку его выдвижения.

Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области №118/866 - 5 от 11 августа 2014 года ФИО1 отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области по тому основанию, что представленное кандидатом ФИО1 количество подписей в поддержку кандидата на должность Губернатора Оренбургской области недостаточно для его регистрации.

ФИО1 считает, что данное постановление является недействительным, поскольку принято на основании сведений, не соответствующих действительности, в частности, им было представлено для регистрации 132 требуемые подписи, а в постановлении указано – 116 подписей. Все подписи признаны достоверными.

ФИО1 указал, что Закон Оренбургской области «О выборах Губернатора Оренбургской области» имеет арифметическую ошибку, а именно: 61 партия в Оренбургской области имеют право выдвинуть одного кандидата в Губернаторы и Закон требует 5% подписей депутатов – 305-320. Общее число депутатов – 6 000 человек, если разделить это количество на количество партий в Оренбургской области получится 98 подписей, необходимых кандидату в Губернаторы Оренбургской области. Из этого числа необходимо исключить 20% депутатов, которые не работают на постоянной основе, итого получится 75 подписей депутатов, которые необходимы для регистрации кандидата. Поскольку им было представлено такое количество подписей он должен быть зарегистрирован в качестве кандидата, а постановление Избирательной комиссии Оренбургской области подлежит отмене.

Кроме того, ФИО1 ссылается, что никто из кандидатов не собирал подписи лично, собирали подписи некие лица, которые были наняты для проведения выборов. Практически собрать подписи за 30 дней по закону невозможно, т.к. список депутатов в 6 000 человек в прессе не опубликован, в значит не имеет юридической силы.

В связи с этим ФИО1 просил постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 11 августа 2014 года № 118/866 - 5 отменить, провести регистрацию ФИО1 кандидатом в Губернаторы Оренбургской области.

В судебном заседании ФИО1 заявление поддержал, пояснил, что основаниями для отмены постановления также является следующее: ему не был выдан протокол заседания Избирательной комиссии, в резолютивной части постановления не указаны основания для отказа в регистрации.

Представитель Избирательной комиссии Оренбургской области ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, пояснив, что нарушений требований федерального и областного законодательства при проверке листов поддержки кандидата ФИО1 не допущено, решение об отказе в регистрации кандидата принято избирательной комиссией в соответствии с законом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Стиплина И.В., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Законодательную основу выборов Губернатора Оренбургской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 184-ФЗ), другие федеральные законы, Устав (Основной Закон) Оренбургской области, настоящий Закон, иные законы Оренбургской области.

Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 11 июня 2014 года № 2378 «О назначении выборов Губернатора Оренбургской области» выборы Губернатора Оренбургской области назначены на 14 сентября 2014 года.

Защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав граждан Российской Федерации, в силу пункта «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем законы субъектов Российской Федерации, исходя из положений части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» формирование законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Частями 1, 2, 3, 4, 5 статьи 26 Закона Оренбургской области от 25.06.2012 года № 883/250-V-ОЗ (в ред. от 27.06.2014 года) «О выборах Губернатора Оренбургской области» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Оренбургской области. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Оренбургской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Оренбургской области. Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Губернатора Оренбургской области. В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Оренбургской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Оренбургской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Оренбургской области. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только как депутаты представительного органа муниципального района. Если на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Оренбургской области представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Оренбургской области.

В соответствии с подпунктом д.1) пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Аналогичное положение содержится в пункте 6 части 2 статьи 29 Областного закона «О выборах Губернатора Оренбургской области».

Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области №108/742 - 5 от 13 июня 2014 года определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Оренбургской области должны быть собраны 305 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований области. В числе указанных подписей должны быть 49 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и действующих глав муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Оренбургской области.

Судом установлено, что 25 июня 2014 года ФИО1 представил в Избирательную комиссию Оренбургской области заявление о согласии избирательному объединению ОРО «РПР – Парнас» баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области и другие необходимые документы.

04 августа 2014 года ФИО1 в Избирательную комиссию представлены листы поддержки кандидата с 132 подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.

Таким образом, ФИО1 в Избирательную комиссию представлены подписи в поддержку кандидата в количестве меньшем, чем предусмотрено законом «О выборах Губернатора Оренбургской области».

Данное обстоятельство заявителем в судебном заседании не оспаривалось.

Представитель Избирательной комиссии в судебном заседании пояснила, что в выданной заявителю копии постановления допущена техническая ошибка в указании количества подписей депутатов, т.к. она была распечатана из другого файла. Фактически ФИО1 было представлено 132 подписи депутатов, на заседании избирательной комиссии рассматривалось это количество подписей, что подтверждается протоколом заседания и представленными суду папками с подписями депутатов, которые суд обозревал в судебном заседании. Избирательной комиссией было принято постановление, в котором правильно было указано количество подписей, представленных заявителем и которое было направлено в ЦИК России и размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Оренбургской области.

Таким образом, сам по себе этот факт не является основанием для признания оспариваемого постановления недействительным, поскольку заявителем было предоставлено недостаточное количество подписей депутатов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что у Избирательной комиссии Оренбургской области имелись предусмотренные подпунктом «д.1)» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (пункт 6 части 2 статьи 29 Областного закона «О выборах Губернатора Оренбургской области») основания для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области. При этом нарушения процедуры проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, Избирательной комиссией Оренбургской области не допущено.

Довод ФИО1 о том, что постановление избирательной комиссии является незаконным, поскольку в нем не указано основание для отказа в регистрации необоснован, поскольку в тексте оспариваемого постановления указано, что число лиц, представленное кандидатом ФИО1 не достаточно для регистрации его в качестве кандидата на должность Губернатора Оренбургской области, что в силу подпункта 6 части 2 статьи 29 Закона Оренбургской области «О выборах Губернатора Оренбургской области» является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Довод заявителя о незаконности постановления, в связи с тем, что ему не был выдан протокол заседания Избирательной комиссии не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство на существо постановления не влияет и не является в соответствии с законом основанием для признания его незаконным.

Доводы ФИО1 об имеющейся арифметической ошибки в областном Законе «О выборах Губернатора Оренбургской области» являются несостоятельными, поскольку они сводятся, по сути, к требованию заявителя произвести подсчет подписей депутатов, необходимых для регистрации кандидата в Губернаторы Оренбургской области иначе, чем предусмотрено статьей 26 указанного Закона.

Таким образом, Избирательная комиссия Оренбургской области при решении вопроса о регистрации ФИО1 правомерно руководствовалась положениями Федерального закона № 67-ФЗ и Областного закона «О выборах Губернатора Оренбургской области». Постановление избирательной комиссии № 118/866 - 5 от 11 августа 2014 года об отказе заявителю в регистрации кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области соответствует закону, принято в пределах предоставленных избирательной комиссии полномочий.

Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 суд не установил.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене постановления Избирательной комиссии Оренбургской области № 118/866 - 5 от 11 августа 2014 года об отказе в регистрации кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области и проведении регистрации ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Оренбургской области - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 5-ти дней со дня со дня принятия судом решения.

Судья: