ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-27 от 07.06.2012 Калининградского областного суда (Калининградская область)

                                                                                    Калининградский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3-27/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«7» июня 2012 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Струковой А.А.

с участием прокурора – Павлюченковой В.А.

при секретаре – Партей Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы муниципального образования «Черняховское городское поселение» ФИО1 об определении срока назначения дополнительных выборов в городской совет депутатов муниципального образования «Черняховское городское поселение» по одномандатным избирательным округам №№ 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20 и об оспаривании решения Черняховской территориальной комиссии от 25 мая 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов по указанным избирательным округам,

У С Т А Н О В И Л:

Глава муниципального образования «Черняховское городское поселение» ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 16 мая 2012 года в городской совет депутатов были поданы заявления о досрочном сложении полномочий 7 депутатами, избранными на муниципальных выборах 12 октября 2008 года по одномандатным избирательным округам №№ 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20. С учетом установленной численности городского совета (20 депутатов) представительный орган городского поселения первого созыва является неправомочным. В целях обеспечения дальнейшей деятельности городского совета депутатов глава МО «Черняховское городское поселение» ФИО1 подал в Черняховскую ТИК 21 мая 2012 года заявление о назначении дополнительных выборов по одномандатным избирательным округам №№ 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20, однако решением Черняховской ТИК № 62/228-2 от 28 мая 2012 года рассмотрение вопроса о назначении дополнительных выборов отложено до вынесения и вступления в законную силу решения Калининградского областного суда по делу по заявлению ФИО2 о признании неправомочным состава городского совета депутатов муниципального образования «Черняховское городское поселение» первого созыва. По утверждению заявителя, фактически указанным решением Черняховской ТИК от 25 мая 2012 года отказано в назначении дополнительных выборов, что нарушает права населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления и противоречит п. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебном заседании глава муниципального образования «Черняховское городское поселение» ФИО1 и его представитель ФИО3 заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Председатель Черняховской ТИК ФИО4 полагал заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на положения ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на отсутствие достаточных оснований к определению судом срока, не позднее которого должны быть назначены дополнительные выборы, поскольку имеется спор о правомочности состава совета депутатов МО «Черняховское городское поселение» и установленные законом сроки назначения избирательной комиссией выборов не истекли.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, а также представителя территориальной избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований к удовлетворению заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с Законом Калининградской области № 262 от 30 июня 2008 года «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования «Черняховский городской округ» ранее существовавшее муниципальное образование "Черняховский городской округ" наделено статусом муниципального района; на его территории образованы муниципальные образования "Черняховское городское поселение", "Калужское сельское поселение", "Каменское сельское поселение" и "Свободненское сельское поселение"; установлена численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, в том числе МО "Черняховское городское поселение" - 20 человек; установлен срок полномочий представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований - пять лет.

12 октября 2008 года состоялись выборы депутатов городского совета депутатов МО «Черняховское городское поселение», в результате которых в указанный орган муниципального образования было избрано 20 депутатов.

Статьей 22 Устава вновь образованного муниципального образования «Черняховское городское поселение» предусмотрено, что совет депутатов является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления и состоит из 20 депутатов ((п. 1); совет депутатов избирается сроком на 5 лет (п. 2); совет депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов (п. 3); заседания совета депутатов правомочны при наличии на них более 2/3 депутатов от установленной численности депутатов (п. 7); полномочия совета депутатов могут быть прекращены досрочно в случае, в частности, вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; досрочное прекращение полномочий совета депутатов влечет досрочное прекращение полномочий депутатов (п. 16).

Заявления о сложении полномочий были поданы 16 мая 2012 года в городской совет депутатов 7 депутатами, что с учетом установленной численности городского совета депутатов определяет неправомочность данного состава представительного органа муниципального образования.

Решением Калининградского областного суда от 4 июня 2012 года признан неправомочным состав городского совета депутатов МО «Черняховское городское поселение» первого созыва.

Указанное решение в законную силу не вступило.

Условия проведения досрочных и дополнительных выборов урегулированы Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 4 ст. 10 названного федерального закона предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Вместе с тем, согласно пункту 8 ст. 71 указанного Федерального закона (и аналогичному по содержанию пункту 1 ст. 88 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области») если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

Из приведенных норм закона следует, что при аналогичных обстоятельствах (неправомочность представительного органа муниципального образования) законодатель предусматривает возможность назначения либо досрочных, либо дополнительных выборов.

Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также основания прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии со ст. 35 которого полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 ст. 16); в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся в сроки, установленные федеральным законом, досрочные выборы (часть 18).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 17 июля 2007 года N 561-О-О и от 2 июля 2009 года № 1006-О-О, принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом. Признание представительного органа муниципального образования неправомочным, если в его составе осталось менее двух третей от установленного числа депутатов, направлено на обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на местное самоуправление, поскольку неполный состав представительного органа, независимо от причин возникновения такого положения, фактически не способен осуществлять свою деятельность. Следовательно, прекращение полномочий депутатов такого органа, сопряженное с проведением досрочных выборов, отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Принимая во внимание специальную норму Федерального закона № 131-ФЗ о назначении досрочных муниципальных выборов в сроки, установленные федеральным законом, а также вышеизложенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд полагает, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования по вступлению в законную силу решения суда о неправомочности состава представительного органа, применению подлежат требования пункта 4 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с которыми не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий должны быть проведены досрочные выборы.

В этой связи суд полагает, что ссылки заявителя о необходимости проведения в данной ситуации дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправления на основании пункта 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ основаны на неверном толковании норм материального права.

Принимая во внимание вынесение судом решения от 4 июня 2012 года о неправомочности состава представительного органа Черняховского городского поселения первого созыва и правовые последствия этого решения после вступления его в законную силу с учетом положений ч. 17 и ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, а также осведомленность Черняховской ТИК о наличии такого судебного спора, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Черняховской ТИК от 25 мая 2012 года об отложении рассмотрения вопроса о назначении дополнительных выборов до рассмотрения и разрешения находящегося в производстве Калининградского областного суда заявления о признании неправомочным состава совета депутатов МО «Черняховское городское поселение» по своему содержанию не является отказом в назначении муниципальных выборов и не противоречит закону.

Суд также считает, что в указанной ситуации неназначение дополнительных выборов до решения вопроса о вступлении в законную силу решения суда от 4 июня 2012 года не свидетельствует о незаконном бездействии избирательной комиссии.

Кроме того, суд полагает заслуживающим внимания мнение председателя избирательной комиссии о том, что до настоящего времени не истекли предельные сроки назначения дополнительных выборов даже с учетом положений п. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ, что исключает возможность определения в судебном порядке срока назначения муниципальных выборов.

Так, по смыслу пункта 9 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ суд может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы, только в том случае, если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 8 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что выборы назначаются в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

С учетом возможности сокращения на одну треть сроков избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы (п. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ), предельный срок для назначения дополнительных выборов составляет 47 дней до дня истечения 4-месячного срока, установленного пунктом 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ для проведения дополнительных выборов.

Принимая во внимание, что полномочия депутатов досрочно прекращены 16 мая 2012 года, предельный 4-месячный срок проведения дополнительных выборов – 16 сентября 2012 года, предельный срок назначения дополнительных выборов (47 дней до дня голосования) – 1 августа 2012 года.

Таким образом, предельный срок назначения избирательной комиссией дополнительных муниципальных выборов еще не наступил, что также свидетельствует о необоснованности требований главы муниципального образования «Черняховское городское поселение», обоснованных положениями пункта 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ.

С учетом фактических обстоятельств дела суд считает, что достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления главы муниципального образования «Черняховское городское поселение» ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления главы муниципального образования «Черняховское городское поселение» ФИО1 об определении срока назначения дополнительных выборов в городской совет депутатов муниципального образования «Черняховское городское поселение» по одномандатным избирательным округам №№ 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20 и об оспаривании решения Черняховской территориальной комиссии от 25 мая 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов по указанным избирательным округам - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено «8» июня 2012 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова

Копия верна: Судья