ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-275/2017 от 19.12.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-275/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2017 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Волошиной А.А. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Германа А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

установил:

Открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее - ОАО «ЧЭМК») обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими полностью со дня принятия:

- решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 26 января 2016 года № 1 «Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без проведения торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кусинского муниципального района»;

- решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области № 105 от 28 ноября 2017 года «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32».

В обоснование указано, что административный истец является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и плательщиком арендной платы, размер которой определяется величиной кадастровой стоимости этих земельных участков и коэффициентами, в том числе коэффициентом К2, содержащимся в оспариваемых нормах, которые противоречат федеральному законодательству, поскольку при утверждении этого коэффициента отсутствовало его экономическое обоснование.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «ЧЭМК» адвокат Перельман СВ. требования поддержал.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области Обвинцев А.А. против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель заинтересованного лица Администрации

Кусинского муниципального района Челябинской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Германа А.С., полагавшего иск обоснованным, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32, опубликованным в газете "Жизнь района" от 06 апреля 2017 года № 14, внесены изменения и дополнения в решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 26 января 2016 года № 1 «Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без проведения торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кусинского муниципального района», а именно: значение коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка, установлено для земельных участков, расположенных в кадастровых кварталах: № 74:14:0000000 равным 6; № 74:14:0201006 и 74:14:0201009 равным 3; № 74:14:0202001 равным 8; № 74:14:0207001 равным 7; в иных кадастровых кварталах равным 1.

Решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 ноября 2017 года № 105, опубликованным в газете "Жизнь района" от 07 декабря 2017 года № 49, внесены изменения и дополнения в решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32, а именно: - принято обоснование изменений коэффициента К2, используемого для расчета арендной платы за земельные участки Кусинского муниципального района, в качестве Приложения № 2 к решению от 28 марта 2017 года № 32; -пункт 3 решения от 28 марта 2017 года № 32 изложен в редакции, предусматривающей вступление этого решения в силу после официального опубликования.

В соответствии со статьей 47 Закона о местном самоуправлении, статьей 18, пунктом 5 части 1 статьи 19 Устава Кусинского муниципального района, Собрание депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области является представительным органом муниципального образования, в исключительной компетенции которого находится

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 26 января 2016 года № 1 «Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без проведения торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кусинского муниципального района» в редакции решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области № 105 от 28 ноября 2017 года, административный истец ОАО «ЧЭМК» указал, что он являлся арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 74:14:0000000:16, 74:14:0201006:390, 74:14:0201009:2, 74:14:0201009:10, 74:14:0201009:12, 74:14:0201009:14, 74:14:0201009:15, 74:14:0201009:28, 74:14:0201009:30, 74:14:0201009:31, 74:14:0201009:32, 74:14:0201009:33, 74:14:0201009:57, 74:14:0201009:130, 74:14:0202001:178, размер арендной платы за пользование которыми определен с применением оспариваемого коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка, равного 3,6 и 8.

В соответствии с пунктом 1 статьи ,65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Челябинской области от 13 апреля 2015 года № 154-30 «О земельных отношениях» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков,

государственная собственность на которые не разграничена,

предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-30 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», который действует в редакции Закона от 02 ноября 2016 года № 444-30.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-30 размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определяется по формуле:

Ап = Скад х Сап / 100% х Ki х К х К, где:

Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

Сап - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка;

Kj - коэффициент, учитывающий разрешенное использование земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

К - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;

К - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-30 значения коэффициента Кг могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы

при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Проверив соблюдение Собранием депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области указанных выше принципов при принятии оспариваемой нормы, суд приходит к выводу о том, что «Обоснование изменений коэффициента К2, используемого для расчета арендной платы за земельные участки Кусинского муниципального района», принятое решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области № 105 от 28 ноября 2017 года в качестве Приложения № 2 к решению Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32, т.е. «задним числом», что само по себе является нарушением положений части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 6 статьи 21 Устава Кусинского муниципального района Челябинской области, не может являться доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности "при установлении оспариваемой нормой значения коэффициента К2 в размерах 6, 3, 8, 7 и 1.

Текст вышеназванного обоснования, пояснения представителя административного ответчика свидетельствуют о том, что критерием,

б

определяющим размер коэффициента К2, Собрание депутатов Кусинского муниципального района избрало исключительно величину уменьшения размера определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в перечисленных в оспариваемой норме кадастровых кварталах, по результатам рассмотрения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области заявлений арендаторов об установлении кадастровой стоимости этих земельных участков равной рыночной.

Между тем, право юридических лиц и граждан, полагающих, что результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (в том числе, арендаторов), обратиться в установленном законом порядке с заявлением об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлена пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Данное право не зависит от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.

Доводы административного ответчика об уменьшении доходов бюджета муниципального образования от поступающей арендной платы, зависящей от размера кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, не могут быть признаны судом в качестве доказательства экономической обоснованности кратного повышения размера получаемой арендной платы путем увеличения коэффициента К2.

Такое обоснование в нарушение положений части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-30 связывает размер коэффициента К2 не с особенностями расположения земельных участков в городском округе и муниципальном районе, а с реализацией правообладателями этих земельных участков своих прав, гарантированных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, нивелируя тем самым их охраняемые законом права и интересы.

В случае несогласия с решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, равной их рыночной стоимости орган местного самоуправления имел возможность оспорить их в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, главой 25 КАС РФ.

Ссылки в обосновании на уровень инфляции за период 2006-2016 года также не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку уровень инфляции определяется в целом по стране, а не по кадастровым кварталам.

Указанное свидетельствует о нарушениях

требований имеющего большую юридическую силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №582, допущенных при принятии оспариваемого решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32, устанавливающего значение коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка, применяемого для определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без проведения торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кусинского муниципального района, в ныне действующей редакции решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 ноября 2017 года № 105.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете "Жизнь района", где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

При подаче настоящего иска ОАО «ЧЭМК» была оплачена госпошлина в размере 4500 рублей, расходы по уплате которой в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования Открытого акционерного общества «Челябинский

электрометаллургический комбинат» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 марта 2017 года № 32 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 26 января 2016 года № 1 «Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без проведения торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кусинского муниципального района» в ныне действующей редакции решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 28 ноября 2017 года№ 105.

Возложить на Собрание депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете "Жизнь района" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области в пользу Открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четырех тысяч пятисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: