ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-27/2014 от 08.09.2014 Ярославского областного суда (Ярославская область)

 Дело № 3-27/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Ярославль                                    8 сентября 2014 года

     Ярославский областной суд в составе

 председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

 при секретаре Сурковой Т.Ю.

 с участием прокурора Лемеховой Т.Б.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года № «О возложении полномочий избирательных комиссий поселений Ярославского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Ярославского района»,

 установил:

     29 мая 2013 года Избирательной комиссией Ярославской области принято постановление № «О возложении полномочий избирательных комиссий поселений Ярославского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Ярославского района», которым постановлено возложить на территориальную избирательную комиссию Ярославского района полномочия избирательных комиссий следующих поселений Ярославского муниципального района:

 городского поселения Лесная поляна,

 Заволжского сельского поселения,

 Ивняковского сельского поселения,

 Карабихского сельского поселения,

 Кузнечихинского сельского поселения,

 Курбского сельского поселения,

 Некрасовского сельского поселения,

 Туношенского сельского поселения.

     ФИО1 заявил о согласии баллотироваться на должность Главы городского поселения Лесная Поляна Ярославского района Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ.

     Решением Территориальной избирательной комиссии (ТИК) Ярославского района от ДД.ММ.ГГГГ № Симону А.А. отказано в регистрации его в качестве кандидата на должность Главы городского поселения Лесная Поляна Ярославского района Ярославской области.

     ФИО1 обратился в Ярославский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года №, указывая на нарушение его избирательных прав данным постановлением, поскольку данным постановлением ТИК Ярославского района наделена полномочиями избирательной комиссии муниципального образования – городского поселения Лесная Поляна Ярославского района. В силу незаконности наделения данными полномочиями ТИК Ярославского района незаконен и отказ данного органа в регистрации ФИО1 в качестве кандидата на должность Главы городского поселения Лесная Поляна, как вынесенный неправомочным органом.

     В качестве оснований незаконности постановления заявитель указал следующее: возложение избирательной комиссией Ярославской области полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию Ярославского района носит срочный характер, действует в период избирательной компании. Оспариваемое постановление принято 29 мая 2013 года и распространялось на выборы, проводившиеся ДД.ММ.ГГГГ. По окончании данной избирательной компании действие постановления прекратилось. Следовательно, на выборах ДД.ММ.ГГГГ данное постановление не действует, территориальная избирательная комиссия Ярославского района не имеет полномочий избирательной комиссии муниципального образования – городское поселение Лесная Поляна.

     В судебном заседании ФИО1 заявление поддержал. Кроме того, привел в качестве оснований незаконности оспариваемого постановления следующее: избирательная комиссия городского поселения Лесные Поляны не сформирована. Следовательно, передача полномочий данного органа невозможна. Заявитель полагает, что вынесение оспариваемого постановления возможно лишь в случае наличия того органа, в данном случае избирательной комиссии городского поселения Лесные Поляны, полномочия которого передаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации иной избирательной комиссии.

     Представитель Избирательной комиссии Ярославской области ФИО2 в удовлетворении заявления возражал, пояснил, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Избирательной комиссии, в соответствии с положениями п. 4 ст. 24 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). Оспариваемое постановление принято на основании обращений Муниципальных Советов муниципальных образований, поименованных в постановлении, о возложении на территориальную избирательную комиссию Ярославского района полномочий избирательных комиссий данных муниципальных образований, в том числе избирательной комиссии городского поселения Лесная Поляна. При этом в обращениях срок, на который подлежат возложению данные полномочия, указан не был. Обращения имели место в связи с истечением срока полномочий территориальной избирательной комиссии Ярославского района как избирательной комиссии тех же муниципальных образований, возложенных на нее постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением данный срок был определен в четыре года.

     При таких обстоятельствах, как пояснил представитель Избирательной комиссии Ярославской области, Избирательная комиссия Ярославской области считает, что действие оспариваемого постановления не прекратилось. Срок его действия может быть органичен соответствующим волеизъявлением представительного органа муниципального образования, в данном случае – Муниципального Совета городского поселения Лесная Поляна.

     К участию в деле привлекалась территориальная избирательная комиссия Ярославского района, которая в судебное заседание своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела по заявлению ФИО1 в отсутствие своего представителя.

     Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения заявления ФИО1 отсутствуют, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении заявления ФИО1 следует отказать.

     В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

 Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

 Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

 Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и в органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее – Закон Ярославской области № 27-з) подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований Ярославской области осуществляют:

 избирательные комиссии муниципальных образований. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Ярославской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них;

 территориальные избирательные комиссии. Решение об участии территориальных избирательных комиссий в подготовке и проведении выборов главы муниципального образования Ярославской области принимает избирательная комиссия муниципального образования по согласованию с Избирательной комиссией Ярославской области;

 участковые избирательные комиссии.

 Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Избирательной комиссии Ярославской области № на основании обращения Муниципального Совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на территориальную избирательную комиссию Ярославского района возложены полномочия избирательной комиссии городского поселения Лесная Поляна на срок ... года.

 ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока полномочий территориальной избирательной комиссии Ярославского района, как избирательной комиссии городского поселения Лесные Поляны, Муниципальным Советом городского поселения Лесные поляны принято решение № об обращении в Избирательную комиссию Ярославской области с предложением возложить на территориальную избирательную комиссию Ярославского района полномочия избирательной комиссии городского поселения Лесная Поляна Ярославского района Ярославской области. При этом срок, на который подлежат возложению данные полномочия, в обращении указан не был.

 29 мая 2013 года Избирательной комиссией Ярославской области принято оспариваемое в настоящем деле постановление №, которым, кроме прочего, постановлено возложить на территориальную избирательную комиссию Ярославского района полномочия избирательной комиссии городского поселения Лесная Поляна Ярославского района Ярославской области. Период исполнения полномочий в постановление не установлен.

 Таким образом, принимая оспариваемое постановление Избирательная комиссия Ярославской области действовала в соответствии с ее компетенцией, установленной в вышеприведенных нормативных актах. При этом порядок принятия такого решения Избирательной комиссией Ярославской области, в том числе в части наличия обращения представительного органа муниципального образования как основания для принятия постановления, ею соблюден.

 В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона Ярославской области «Об Избирательной комиссии Ярославской области» оспариваемый акт Избирательной комиссии принят в форме постановления.

 Исходя из изложенного, суд оснований к признанию постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года № не находит.

 Проверяя доводы заявителя, приведенные в обоснование незаконности постановления, суд полагает их необоснованными.

 Исходя из вышеприведенных положений статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 13 Закона Ярославской области № 27-з, срок, на который возлагаются полномочия избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию, ничем не ограничивается.

 Оснований для вывода о том, что данные полномочия возлагаются на период одной избирательной компании, на законе не основаны. Приводя такие доводы, заявитель на соответствующие нормативные положения не ссылался.

 При этом, как следует из положений пункта 1 и 2 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 1 и 2 статьи 22 Закона Ярославской области № 27-з, избирательная комиссия муниципального образования является постоянно действующим муниципальным органом, срок ее полномочий не ограничивается периодом избирательной компании, полномочия данного органа не сводятся к подготовке и проведению определенных выборов.

 Таким образом, утверждение о том, что передача полномочий избирательной комиссии муниципального образования территориальной избирательной комиссии ограничена периодом избирательной компании не основано ни на определенной правовой норме, не следует из анализа законодательства, которое подлежит применению в данном деле.

 Суд принимает во внимание также и разъяснения, приведенные в Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением Центральной Избирательной комиссии России от 17.02.2010 N 192/1337-5 (пункт 2.4), согласно которым срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.

 При этом доводы заявителя о том, что указанные разъяснения противоречат закону, а также о том, что Центральная Избирательная комиссия России некомпетентна в толковании избирательного закона, не могут быть приняты во внимание, поскольку по вышеизложенным основаниям указанные разъяснения Федеральному закону № 67-ФЗ соответствуют.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок действия оспариваемого постановления периодом одной избирательной компании, на начало которой принято данное постановление, не ограничен. В свою очередь обязанности по определению срока передачи полномочий избирательной комиссии муниципального образования территориальной избирательной комиссии у избирательной комиссии субъекта Российской Федерации нет.

 Также нельзя согласиться с позицией заявителя о незаконности постановления на том основании, что полномочия несуществующего органа не могут быть переданы иному органу и, таким образом, муниципальное образование обязано сначала сформировать избирательную комиссию, а затем вправе ходатайствовать о передаче ее полномочий иной, в том числе территориальной, избирательной комиссии.

 Статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ представительный орган муниципального образования наделен как правом формирования избирательной комиссии, так и правом обращения к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о передаче полномочий избирательной комиссии муниципального образования территориальной или участковой избирательной комиссии.

 Аналогичные положения содержатся в статьях 13 и 21 Закона Ярославской области № 27-з.

 Таким образом, формировать избирательную комиссию муниципального образования с последующей передачей ее полномочий территориальной избирательной комиссии представительный орган муниципального образования не обязан. Напротив, из смысла закона следует, что передача полномочий осуществляться в случае, если избирательная комиссия муниципального образования не сформирована.

 Доводы заявителя в указанной части требованиям закона не соответствуют.

 На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года № является законным. Мотивы, по которым Симоном А.А. заявлено о незаконности данного решения, не являются обоснованными. В удовлетворении заявления ФИО1 следует отказать.

 Суд принимает во внимание, что частью 1 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса РФ установлен трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд об оспаривании решения избирательной комиссии со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

 В судебном заседании ФИО1 пояснил, что об оспариваемом постановлении ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ, когда им в судебном порядке был обжалован отказ в регистрации его в качестве кандидата на должность главы городского поселения Лесная Поляна.

 Иными сведениями об осведомленности ФИО1 в принятии данного постановления, либо о каких-то обстоятельствах, по которым ФИО1 должен был ранее знать о принятии данного постановления, суд не располагает. Лица, участвующие в деле, а также прокурор заявлений о пропуске Симоном А.А. срока для обжалования постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года № не делали.

 При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что установленный в части 1 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса РФ срок для обращения с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления заявителем не пропущен.

 В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с заявителя в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, не оплаченная им при подаче заявления.

 Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

 Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

 Судья                                    Е.Ю. Щеголькова