ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-27/2015 от 30.10.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Даргын Ч.Л., с участием помощника прокурора Республики Тыва Ооржак С.А., представителя административного ответчика – Правительства Республики Тыва Монгуш А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 30 октября 2015 года административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва о признании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2014 года №602, недействующей в части,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва о признании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2014 г. №602 (далее – Территориальная программа), недействующей в части, указывая на то, что отдельные нормативы оказания медицинской помощи Территориальной программы установлены в меньшем объеме по сравнению с нормативами, установленными федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Просил признать недействующими следующие положения Территориальной программы:

- абзац 15 радела II полностью;

- положения раздела VI, устанавливающие нормативы объемов медицинской помощи:

для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещение среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,653 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,703, на 2017 год - 2,733;

для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2), на 2015 год - 2, 075 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1, 849 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2, 075 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1, 849 на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 2, 131, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1,906;

для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2015 год - 0, 458, на 2016 год - 0, 458, на 2017 год - 0, 458;

для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2016 и 2017 годы - 0,034 койко-дня на 1 застрахованное лицо;

для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0, 010 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год -0, 010 койко-дня на 1 жителя, на 2017 год-0, 010.

Прокурор просил также обязать ответчика после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.

В ходе производства по делу в связи с тем, что постановлением Правительства Республики Тыва от 16 октября 2015 г. № 473 в Территориальную программу были внесены изменения - часть оспариваемых прокурором положений приведена в соответствие с федеральным законодательством, прокурор уточнил исковые требования и просил признать недействующими положения раздела VI Территориальной программы, устанавливающие нормативы объема медицинской помощи:

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещение среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,677 посещения на 1 жителя;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2), на 2015 год - 2, 004 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1, 8 обращения на 1 застрахованное лицо;

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0, 013 койко-дня на 1 жителя.

В судебном заседании помощник прокурора Республики Тыва Ооржак С.А. уточненное административное исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва по изложенным в нем основаниям поддержала.

Представитель административного ответчика – Правительства Республики Тыва Монгуш А.И. с административным исковым заявлением не согласилась и пояснила, что Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273, установлены средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения. Указанные нормативы являются средними в целом по России, и субъект Российской Федерации вправе снижать соответствующие значения. Просит в удовлетворении искового заявления прокурора отказать.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусматривает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающим в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, и предписывает в части 1 утвердить названную программу в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 и включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальная программа обязательного медицинского страхования также формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Из содержания приведенных выше норм федерального законодательства, а также положений п. 3 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, утвержденных стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, следует, что территориальная программа должна соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, что предусмотренные федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.

В соответствии с разделом IV федеральной программы базовая программа обязательного медицинского страхования включает, в частности, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо (в соответствии с разделом VI Программы).

В разделе VI федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и составляют:

для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,9 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо;

для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 2,15 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,95 обращения на 1 застрахованное лицо;

для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя.

Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.

Судом установлено, что постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2014 года № 602 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Утверждение Территориальной программы входит в компетенцию Правительства Республики Тыва, что следует из п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ.

Положениями раздела VI Территориальной программы (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 16 октября 2015 г. № 473) установлены, в частности, следующие нормативы объема медицинской помощи:

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещение среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,677 посещения на 1 жителя;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2), на 2015 год - 2, 004 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1, 8 обращения на 1 застрахованное лицо;

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0, 013 койко-дня на 1 жителя.

Таким образом, Территориальной программой нормативы объема медицинской помощи установлены в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральной программой.

Оспариваемые прокурором положения Территориальной программы не соответствуют требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования, имеющих большую юридическую силу, что нарушает право неопределенного круга лиц – жителей Республики Тыва на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.

Административным ответчиком не представлено доказательств, объективно указывающих на отсутствие у жителей Республики Тыва потребности в получении бесплатной медицинской помощи в объемах и пределах, гарантированных федеральной программой.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

В отношении оспариваемых ранее прокурором положений Территориальной программы, приведенных в соответствие с федеральным законодательством в результате внесения изменений постановлением Правительства Республики Тыва от 16 октября 2015 г. №473, определением суда от 30 октября 2015 г. производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые прокурором положения Территориальной программы на момент рассмотрения заявленных требований применяются и служат основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, то суд признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Из содержания постановлений Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2014 года № 602 и от 16 октября 2015 года № 473 следует, что оспариваемый нормативный акт должен был быть опубликован в газетах «Тувинская правда» и «Шын», размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Правительства Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Следовательно, решение суда по настоящему делу также подлежит опубликованию (размещению) в указанных средствах массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2014 года № 602 (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 16 октября 2015 года № 473):

- абзац третий раздела VI в части, устанавливающей нормативы объема медицинской помощи для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещение среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,677 посещения на 1 жителя;

- абзац четвертый раздела VI в части, устанавливающей нормативы объема медицинской помощи для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2), на 2015 год - 2, 004 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1, 8 обращения на 1 застрахованное лицо;

- абзац десятый раздела VI в части, устанавливающей нормативы объема медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0, 013 койко-дня на 1 жителя.

Решение подлежит опубликованию в газетах «Тувинская правда» и «Шын», размещению на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Правительства Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 октября 2015 года.

Председательствующий Болат-оол А.В.