Дело №3-287/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Ибрашевой А.Б., рассмотрев гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Техинвест-21» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
ООО «Техинвест-21» обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером ***площадью 20 803 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. ***, равном его рыночной стоимости в сумме ***рублей по состоянию на 01 января 2010 года, просив отнести расходы по уплате госпошлины на истца.
В судебном заседании представитель истца ООО «Техинвест-21» ФИО1 требования поддержала; представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области ФИО2., полагая, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком, против удовлетворения заявления по существу не возражал.
Представитель Управления Росреестра по Челябинской области в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представители Администрации г. Челябинска, КУИЗО г. Челябинска, также будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, письменные отзывы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Договором УЗ № 012304-Д-2013 от 13 января 2014 года КУИЗО г. Челябинска передал в аренду ООО «Техинвест-21» земельный участок с кадастровым номером ***площадью 20 803 кв. м для эксплуатации нежилых зданий, сооружения, незавершенного строительством объекта. Положения данного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2011 года до 16.12.2033 года.
Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок с кадастровым номером ***площадью 20 803 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. ***, внесен в государственный кадастр недвижимости 21.08.2013 года, относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование -для эксплуатации нежилых зданий, сооружения, незавершенного строительством объекта.
1
Как следует из кадастровой справки, отзыва ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области кадастровая стоимость земельного участка составляет ***рублей.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П утверждены действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. ч. 2, 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 года предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
2
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Федерального закона об оценочной деятельности, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 г., п. 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России № 255 от 20.07.2007 г., позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость объекта недвижимости, подлежащая внесению в государственный кадастр в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую
3
стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России № 222 от 12.08.2006 года.
В соответствии с пп. 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель, рассчитанный при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую проведена массовая оценка, т.е. 01 января 2010 года.
В силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр
4
недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Приведенный в указанной норме перечень документов, необходимый для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, истцом в суд первой инстанции был представлен.
Юридическое лицо ООО «Техинвест-21», как то предусмотрено статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области, на что 01 октября 2014 года получило разъяснения за № 74-2014/101.
Согласно отчету ООО «Тотал прогрессив консалтинг» № 1584-2014-05-КК от 30.05.2014 г., выполненному оценщиком С.И.Ю., который является членом Некоммерческого партнерства «Межрегиональный
5
союз оценщиков», по состоянию на 01 января 2010 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***составила ***рублей.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» № 361/21-14 от 02.06.2014 года отчет об оценке № 1584-2014-05-КК от 30.05.2014 г. признан соответствующим требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, требованиям технического задания договора на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Истец, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендной платы, установленный расчетом к договору УЗ № 012304-Д-2014 от 30.01.2014 года исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, создает угрозу нарушения его прав как арендатора.
Суд, оценив представленный истцом вышеуказанный отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика и третьих лиц по существу требований, отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
Из п. 3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно п. 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой
6
недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Приведенный в указанной норме перечень документов, необходимый для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, истцом в суд первой инстанции был представлен.
Юридическое лицо ООО «Техинвест-21», как то предусмотрено статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области, на что 01 октября 2014 года получило разъяснения за № 74-2014/101.
Согласно отчету ООО «Тотал прогрессив консалтинг» № 1584-2014-05-КК от 30.05.2014 г., выполненному оценщиком С.И.Ю., который является членом Некоммерческого партнерства «Межрегиональный
5
союз оценщиков», по состоянию на 01 января 2010 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***составила ***рублей.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» № 361/21-14 от 02.06.2014 года отчет об оценке № 1584-2014-05-КК от 30.05.2014 г. признан соответствующим требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, требованиям технического задания договора на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Истец, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендной платы, установленный расчетом к договору УЗ № 012304-Д-2014 от 30.01.2014 года исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, создает угрозу нарушения его прав как арендатора.
Суд, оценив представленный истцом вышеуказанный отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика и третьих лиц по существу требований, отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
Из п. 3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно п. 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой
6
стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» на территории Челябинской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы кадастровой палате с 01.12.2010 года.
Следовательно, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области - орган, наделенный полномочиями по осуществлению кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по настоящему делу, привлечен в качестве такового в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и фактически является техническим исполнителем по внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Расходы по оценке рыночной стоимости земельного участка и на получение экспертного заключения произведены истцом до обращения в суд с рассматриваемыми требованиями и к категории судебных издержек, связанных с рассмотрением дела, в смысле норм ст. ст. 79, 94 ГПК РФ не относятся, возмещению за счет ответчика по правилам ст. 98 ГПК РФ не подлежат. Оснований взыскания с него расходов по оплате госпошлины также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Техинвест-21» удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***площадью 20 803 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. ***, установив её в размере равном рыночной стоимости в сумме *** рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий: