ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-287/2014 от 10.12.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 10 декабря 2014 года                          город Саратов

 Саратовский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

 с участием прокурора Новичкова Е.А.,

 при секретаре Усталковой Е.В.,

 с участием представителя Саратовской областной Думы Чепурной Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Докунина И.И. о признании недействующим в части Закона Саратовской области № 164-ЗСО от 25 ноября 2011 года «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога»,

 установил:

 законом Саратовской области № 164-ЗСО от 25 ноября 2011 года «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» внесены изменения в статью 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога». Текст документа опубликован в изданиях «Саратовская областная газета» (№ 195 (2249) 29 ноября 2011 года), «Собрание законодательства Саратовской области» (№ 34 ноябрь 2011 года).

 Докунин И.И., ветеран боевых действий, имеющий в собственности автомобиль Шевроле Тахое с мощностью двигателя 250 л.с., обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Саратовской области от 25 ноября 2011 года № 164-ЗСО «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» в части внесения изменений в подпункт «а» пункта 2 статьи 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

 Подпунктом «а» пункта 2 статьи 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (в редакции Закона Саратовской области от 25 ноября 2011 года № 164-ЗСО) предусмотрено, что льготы по транспортному налогу для категорий налогоплательщиков, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 1 статьи 4 данного Закона, предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно, указанного в пунктах 1-2 статьи 2 того же Закона, по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по этому налогу.

 Заявитель полагает, что законодательный орган государственной власти Саратовской области данным внесением изменений придал обратную силу закону, ухудшив тем самым его положение как налогоплательщика, а также уменьшил объем мер социальной поддержки, предоставленных ему законом как ветерану боевых действий, что не соответствует правовым позициям, изложенным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

 Определением Саратовского областного суда от 10 декабря 2014 года производство по настоящему делу прекращено в части оспаривания внесения изменений в подпункт «а» пункта 2 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (в редакции Закона Саратовской области от 25 ноября 2011 года № 164-ЗСО) в отношении иных льготных категорий налогоплательщиков (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ликвидации Чернобыльской катастрофы, а также категории граждан, приравненные к ним; инвалиды всех категорий) ввиду отсутствия нарушения прав заявителя.

 Докунин И.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен лично, о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание суду не сообщил, об отложении не просил. При таких обстоятельствах в соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 167, части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представитель Саратовской областной Думы Чепурная Н.А. в судебном заседании требования заявителя не признала по тем основаниям, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции Саратовской областной Думы, не противоречит какому-либо нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе Налоговому кодексу Российской Федерации, и не ухудшает положение заявителя.

 Выслушав объяснения представителя Саратовской областной Думы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 Согласно подпункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 В соответствии со статьями 1, 3, 56, 356 Налогового кодекса Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с названным Кодексом. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

 В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

 Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

 Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

 Транспортный налог в силу статьи 14 Кодекса является региональным налогом.

 Пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

 При установлении данного налога законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации.

 В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 того же Федерального закона вопросы установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах относятся к полномочиям органов государственной власти.

     Исходя из приведенных норм федерального закона, законодательный орган субъекта Российской Федерации, устанавливая на своей территории транспортный налог, вправе предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 При этом региональный законодатель не ставит предоставление льгот по транспортному налогу в зависимость от указанных выше запрещенных статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельств, связывая эти льготы с такими объективными показателями, как количество принадлежащих транспортных средств и мощность двигателя.

 Изложенное правовое регулирование отношений по льготному налогообложению Налоговому кодексу Российской Федерации не противоречит и, имея определенную адресную социальную направленность, полностью согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 05 июня 2003 года № 275-О, 07 февраля 2008 года № 226-О-О, 16 июля 2009 года № 936-О-О, 27 января 2011 года № 96-О-О, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 декабря 2013 года № 26-П, согласно которой законодатель, осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов, а также предусматривая применительно к конкретному налогу соответствующие льготы, должен прежде всего учитывать принципы правового и социального государства, равенства и пропорциональности, которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере. Налоговые льготы всегда носят адресный характер, их установление относится к исключительной прерогативе законодателя, именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых налоговые льготы распространяются. Льготы по налогу и основания их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, причем установление льгот не является обязательным.

 Подобной логики исчисления суммы транспортного налога придерживается и федеральный законодатель, устанавливая в пункте 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации повышающие коэффициенты в зависимости от стоимости автомобиля и года его выпуска.

 Таким образом, федеральный законодатель прямо указал на право субъекта Российской Федерации устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, что и нашло свое отражение в статье 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

 В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.

 Согласно статье 28 Устава (Основного закона) Саратовской области на территории области взимаются налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные федеральным законодательством, зачисляемые в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Введение региональных налогов на территории области должно соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, устанавливаемым Российской Федерацией. Региональные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 В силу пункта «б» части 1 статьи 44 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская областная Дума осуществляет в пределах полномочий области законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Так, в соответствии с пунктами «в» и «г» части 2 статьи 44 Устава (Основного закона) Саратовской области законом Саратовской области устанавливаются региональные налоги, а также порядок их взимания; устанавливается порядок предоставления льгот, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет.

 Закон Саратовской области от 25 ноября 2011 года № 164-ЗСО «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» принят Саратовской областной Думой 23 ноября 2011 года. Внося изменения в условия предоставления налоговой льготы по уплате транспортного налога только в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно, Саратовская областная Дума с целью усиления адресности предоставления данной льготы воспользовалась критерием, которым согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит руководствоваться законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении налоговых ставок для плательщиков транспортного налога, не имеющих права на налоговые льготы, и который предполагает их дифференциацию, основанную на таком объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля.

 Из анализа приведенных федеральных норм и оспариваемых положений можно сделать вывод о том, что региональный нормативный правовой акт издан органом государственной власти в пределах нормотворческой компетенции, права заявителя в сфере налогообложения оспариваемыми положениями не ограничивает и не отменяет, дополнительных обязанностей на налогоплательщиков не возлагает, действий, запрещенных Налоговым кодексом Российской Федерации, не разрешает и не допускает, оснований для признания оспариваемых положений противоречащими федеральному законодательству не имеется. Между тем именно с этими обстоятельствами федеральный законодатель в статье 6 Налогового кодекса Российской Федерации связывает признание противоречащими федеральному закону нормативных правовых актов о налогах и сборах.

 Согласно статье 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2011 года № 164-ЗСО он вступает в силу с 01 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу. Данный закон опубликован в официальном источнике - «Саратовской областной газете» № 195 (2889) 29 ноября 2011 года. Таким образом, настоящий Закон Саратовской области вступил в силу в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и обратной силы не имеет. Ссылка заявителя на придание закону обратной силы не основана на фактических обстоятельствах.

 Не может быть принят во внимание и довод Докунина И.И. об уменьшении оспариваемым законом объема ранее предоставленных ему как ветерану боевых действий мер социальной поддержки. Предоставление льгот по транспортному налогу не относится к числу мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Ссылка заявителя на отдельные положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П в части уменьшения объема предоставляемых льгот несостоятельна, поскольку статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (как в ранее действующих, так и в действующей редакциях) не предусмотрено предоставление ветеранам боевых действий льгот по транспортному налогу.

 Кроме того, в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

 Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

 Положения Закона Саратовской области от 25 ноября 2011 года «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не отменяют норму, установленную в силу прямого указания федерального закона.

 В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 На основании изложенного заявление Докунина И.И. о признании недействующим Закона Саратовской области № 164-ЗСО от 25 ноября 2011 года «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» в указанной выше части удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 в удовлетворении заявления Докунина И.И. о признании недействующим в части Закона Саратовской области № 164-ЗСО от 25 ноября 2011 года «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» - отказать.

 Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.

 Председательствующий судья Н.А. Макарова

 Мотивированное решение

 составлено 15 декабря 2014 года