№3—28/2015г.
Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2015 годаЛипецкий областной суд в составе:
Председательствующего Михалевой О.В.
при секретаре Беляковой И.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по иску ООО «Тандем Плюс» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Тандем Плюс» обратилось к Федеральному государственному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> руб., в то время как кадастровая стоимость названного земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости составляет <данные изъяты> руб.
Истец полагает, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости является нарушением его прав как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, а права могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Пахомова Н.И. заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб., согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ года
Представители ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Липецкой области Юрина М.А., Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Уколова Т.В., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Дорофеева Ю.Н. не возражали против удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка равной рыночной стоимости в соответствии с заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.
Исследовав и оценив доводы истца, возражения представителей ответчиков, представленные сторонами доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в части.
Действующим законодательством допускается определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 названной правовой нормы (статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации) допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что истец ООО «Тандем Плюс» является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость названного земельного участка в размере <данные изъяты> руб. установлена на основании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.12.2012г. №3930 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, значений удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и муниципальных районов, городских округов на территории Липецкой области». Результаты государственной кадастровой оценки были опубликованы 18.01.2013г. в официальном периодическом издании администрации Липецкой области – «Липецкой газете» №10 (24388).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10 – 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014г. №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Предварительное обращение в комиссию не является обязательным только для физических лиц.
Согласно статье 24.19 этого же Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Статьей 24.20 упомянутого Федерального закона определено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Истец при подаче иска ссылался на отчет ИП Д.А.Кочетова от ДД.ММ.ГГГГ. и экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» от ДД.ММ.ГГГГ г. Однако в последующем истец обосновывал свои требования заключением судебной экспертизы ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы № № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно выводам которой рыночная стоимость земельного участка установлена в размере <данные изъяты> руб.,
Вышеуказанное экспертное заключение не вызывает у суда сомнений в объективности и обоснованности, не содержит каких-либо противоречий, никем из сторон не оспаривается. Как усматривается из содержания экспертного заключения, экспертом осуществлен личный осмотр объекта исследования, что подтверждается актом осмотра, каких-либо замечаний по обстоятельствам, изложенным в этих актах истцом не заявлено. Экспертное исследование содержит фотоматериал, сведения о примененных экспертом при исследовании методик, список использованной литературы и нормативно-методических рекомендаций, подробное описание проведенного исследования, выводы и ответы на поставленные судом вопросы, которые отвечают принципам полноты и обоснованности, не вызывают сомнений в их правильности. Эксперт имеет необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации и не заинтересован в исходе дела, обладает специальными познаниями в области оценочной деятельности.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы № № от ДД.ММ.ГГГГ года соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, и считает необходимым принять его в основу решения суда.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого истцом земельного участка его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 65 - 66 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд считает, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб.
При этом основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости. Однако установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г<адрес>, принадлежащий ООО «Тандем Плюс», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2015 г.
Копия верна:
Судья
Секретарь